Организация налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является оценка организации налогового учета в ООО «Север», а также разработка практических рекомендаций по организации налогового учета и оптимизации налогообложения на этом предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации налогового учёта на предприятии;
изучить особенности организации налогового учета в ООО «Север»;
исследовать методы оптимизации налогового учета и налогообложения ООО «Север».

Содержание

Введение
4
Глава 1 Теоретические основы организации налогового учёта на предприятии

7
1.1 Характеристика элементов налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ

7
1.2 Основные цели, функции и методы налогового учета
на предприятии

16
1.3 Состав, структура и классификация регистров
налогового учета

24
Глава 2 Особенности организации налогового учета в ООО «Север»

36
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «Север»

36
2.2 Учетная политика ООО «Север» в разрезе организации налогового учета

52
2.3 Особенности налогового учета и анализ налогообложения ООО «Север»

57
Глава 3 Методы оптимизации налогового учета и налогообложения ООО «Север»

69
3.1 Оценка методов и этапов налогового планирования
в ООО «Север»

69
3.2 Разработка мероприятий по внедрению упрощенной системы налогообложения в ООО «Север»

80
3.3 Оценка эффективности мероприятий по оптимизации налогообложения в ООО «Север»

91
Заключение
100
Список использованных источников
104
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР Организация налогового учета на предприятии (ООО Север).doc

— 6.96 Мб (Скачать документ)

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя (см. приложение 4).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода [13, с. 40 – 43].

Функции налогового учета:

Значение и задачи налогового учета определяются ролью  системы налогообложения в стране. Общепризнанным является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, т.е. основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов - конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц. Функции налогового учета представлены на рисунке 2.

 

 

 


 



 

Рисунок 2 – Функции налогового учета

 

Сущность фискальной функции налогового учета заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их  деятельность. Многие положения Налогового Кодекса и нормативных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета является своеобразным дополнением фискальной функции, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Через контрольную функцию государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов. Одна из важных задач налогового контроля – проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой.

Все функции взаимосвязаны, взаимодействуют и нередко взаимопроникают [11, с. 46 – 48].

Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета, являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. [18, с. 17].

 Наряду с этим  налоговый учет выполняет следующие  фискальные задачи:

  • ведение документации и хранение на бумажных, электронных или магнитных носителях информации в течение 5 лет;
  • регистрация, постановка на учет и снятие с учета по ИНН;
  • регистрация и выдача лицензий и патентов на отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • оплата налогов в установленные сроки, предоставление деклараций по налогам;
  • предоставление в соответствующие органы информации о платежах, продлении срока или возврате платежей и т.п. [4].

 Надлежащее выполнение  функций и задач налогового  учета обеспечивается общепринятыми  принципами учета. Они тесно  связаны с такими принципами  налогообложения, как: обязательность; определенность; справедливость; единство; гласность.

 Принципы учета  разрабатываются людьми и в  отличие от законов физики, химии  и других естественных наук, они  не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов  обычно зависит от того, насколько  точно они отвечают трем критериям:  уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация о текущих платежах и размере корпоративного подоходного налога  нужна налоговым органам для контроля за использованием бюджета, значит она уместна. Но если данные об этом искажены, значит, информация необъективна, а если размер налога слишком высок, то выполнение (перечисление) неосуществимо. Значит, эти три критерия часто противоречат друг другу. Поэтому, очень важно бухгалтеру добиться достижения правильного баланса между уместностью и осуществимостью.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам (рисунок 3).

 

 


 



 

Рисунок 3 – Организация налогового учета

 

Обособленный учет: при таком способе организации налоговый учет ведется полностью, независимо от бухгалтерского учета. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии.

Объединенный учет: при таком способе предполагается ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового учета. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность.

Смешанный учет представляет собой промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок [8, с. 121 – 122].

Методы налогового учета:

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует  хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета  он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.

Существует два способа ведения налогового учета:

1. Наиболее целесообразно  строить налоговый учет на основе бухгалтерского учета. Для этого, прежде всего, нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Затем нужно по возможности  максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.

Однако сближать налоговый  и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации – линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается.

Карточку счета, оборотную  ведомость и другие бухгалтерские  документы можно использовать в  качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.

2. Можно организовать  отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета [12, с. 11 – 12].

Таким образом, целями ведения налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций,  обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

 Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам: обособленный учет, при котором налоговый учет ведется полностью, независимо от бухгалтерского учета; объединенный учет, т.е. способ ведения бухгалтерского учета по требованиям налогового; смешанный учет - промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое.

 

1.3  Состав, структура и классификация регистров налогового учета

 

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы  систематизации данных налогового учета  за отчетный (налоговый) период, сгруппированные  в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с  соблюдением норм соответствующих  статей НК РФ. В статьях 316-333 НК РФ конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Общая схема постановки налогового учета на предприятии  представлена в приложении 1.

По данным схемы можно  сделать вывод, что первичные  документы служат основой для  ведения как бухгалтерского, так  и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные  в соответствии с правилами ведения  бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль.

 Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [23].

Первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных  форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических  регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Информация о работе Организация налогового учета