Особенности налогообложения доходов и операций с государственными и муниципальными ценными бумагами налогом на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание

В целях налогообложения ценные бумаги подразделяются на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ). Прибыль от операций с ценными бумагами одной категории не может сальдироваться с убытком от операций другой категории.

Содержание

Введение 3
1. Государственные ценные бумаги 6
2. Муниципальные ценные бумаги 11
3. Налоговый учет ценных бумаг 16
4. Особенности налогообложения доходов и
операций с государственными и муниципальными
ценными бумагами налогом на прибыль 18
Практическая часть 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Н.О ОРГАНИЗ.ФИН.СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.docx

— 75.15 Кб (Скачать документ)

         Содержание 

Введение           3

  1. Государственные ценные бумаги      6 
  2. Муниципальные ценные бумаги      11
  3. Налоговый учет ценных бумаг      16
  4. Особенности налогообложения доходов и

    операций  с государственными и муниципальными

    ценными бумагами налогом на прибыль     18

Практическая  часть         29

Заключение          34

Список  использованной литературы      35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В целях налогообложения ценные бумаги подразделяются на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ). Прибыль  от операций с ценными бумагами одной  категории не может сальдироваться с убытком от операций другой категории.

     Обращающимися на организованном рынке (ОРЦБ) признаются ценные бумаги, одновременно отвечающие следующим трем условиям (п. 3 ст. 280 НК РФ):

     — если они допущены к обращению  хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

     — если информация об их ценах (котировках) публикуется в СМИ (в том числе  электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному  лицу в течение трех лет после  даты совершения операций с ценными  бумагами;

     — если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено  соответствующим национальным законодательством.

     Налогообложение доходов от операций с ценными  бумагами характеризуется как система, которая регулируется законодательной  базой, в состав которой входит НК РФ. Чтобы правильно рассчитать налоговые  обязательства по операциям с  ценными бумагами, нужно точно  определить дату совершения сделки. Если ценную бумагу реализуют на бирже, то датой совершения сделки купли-продажи  надо считать дату проведения торгов. А если ценная бумага продана вне  организованного рынка, датой совершения сделки считается дата подписания договора, в котором определены все существенные условия передачи ценной бумаги. Акции, которые не допущены к биржевой торговле, отражаются в учете по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02), но из этого  правила есть исключение.

       Для целей налогообложения выделяют два вида ценных бумаг в зависимости от доходов, которые можно по ним получить:

     - долевые – по данным ценным бумагам доходом выступают дивиденды и увеличение стоимости ценных бумаг (акции);

     - долговые – по данным ценным бумагам доходом выступают процент, дисконт и рост стоимости ценных бумаг (облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты).

     Доходы  и расходы от операций с ценными  бумагами можно подразделить на два  вида:

     — пассивные доходы и расходы – это доходы, не связанные с реализацией ценных бумаг. Эти доходы учитываются при нахождении ценной бумаги на балансе, они представляют собой проценты, дисконт, дивиденды по приобретенным акциям, а также результат от переоценки ценных бумаг;

     — активные доходы и расходы – выявляются в момент реализации ценных бумаг.

     Сумма прибыли, исчисленная как разница  между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, уменьшается (увеличивается) на сумму положительного (отрицательного) сальдо от данной переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.

     Ценные  бумаги подразделяются на:

     — идентичные – это ценные бумаги, имеющие одинаковые основные характерные для них признаки, а именно: вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения;

     — однородные – которые удостоверяют одинаковые имущественные права, то есть долговые и долевые ценные бумаги;

     — аналогичные – которые сопоставимы по виду ценной бумаги, условиям обращения и виду дохода.

     Поэтому налоговый учет следует вести  по каждой сделке с ценными бумагами, принимая во внимание их вид, эмитент, серию, доходность, а также иные признаки, которые позволяют определить рыночный аналог этих ценных бумаг. Если в текущем  налоговом периоде организация  получила доходы от выбытия ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, она сможет уменьшить  прибыль от таких ценных бумаг  на убыток от досрочного погашения  ценной бумаги. Но если такой прибыли  не существует, тогда у организации  есть право уменьшить прибыль  от выбытия ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг  на сумму убытка от досрочного погашения в последующих налоговых периодах. Причем уменьшать прибыль от выбытия необращающихся ценных бумаг в последующих налоговых периодах можно не более чем на 30 процентов.

     Для целей налогообложения дивиденды  по ценным бумагам признаются по мере поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу).

     Ценные  бумаги НДС не облагаются (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому отражать входящий НДС по ним не нужно. С 1 января 2007 года вступают в силу изменения, внесенные в главу 23 НК РФ, согласно которым изменяется порядок определения дохода (убытка) по операциям купли-продажи ценных бумаг. Если кроме операций с ценными бумагами, по которым налогоплательщик может документально подтвердить расходы, осуществлялись также операции, по которым расходы не могут быть подтверждены, доходы по таким операциям, принимаемые для определения налоговой базы, уменьшаются на суммы имущественных налоговых вычетов с учетом времени нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика. При этом налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется не по каждой конкретной сделке отдельно, а исходя из общей суммы доходов по совокупности сделок за налоговый период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.Государственные ценные бумаги

Российской  Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов Российской Федерации.

     Доходы  в виде процентов по государственным  ценным бумагам облагаются налогом  на прибыль по ставкам 24, 15 и 0 процентов. Особенности имеет также и  порядок определения налоговой  базы по операциям с такими ценными  бумагами.

     Государственными  ценными бумагами могут быть только эмиссионные ценные бумаги (облигации), удостоверяющие право их владельца  на получение от эмитента денежных средств. Или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, процентов, установленных  от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные  условиями эмиссии (ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136'ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг").

     Ценные  бумаги, не отвечающие перечисленным  требованиям, не признаются государственными в целях налогообложения прибыли. Порядок налогообложения таких  бумаг аналогичен порядку налогообложения  корпоративных ценных бумаг.

     Доходы  в виде процентов по долговым ценным бумагам и доходы от реализации ценных бумаг налогом на прибыль облагаются по-разному.

     Если  государственные ценные бумаги в  этом перечне не назван и доходы в виде процентов, облагаемые по пониженной ставке налога на прибыль, выплачивает  российская организация (платежный  агент), то она и должна удержать сумму налога.  

 Эмитентами  ценных бумаг субъектов Российской  Федерации выступают органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации. Исполнение обязательств  эмитентов по ценным бумагам  осуществляется согласно условиям  выпуска этих ценных бумаг  за счет средств казны субъектов  Российской Федерации. 
         Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем размещения на международных финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджетов этим правом могут пользоваться только те субъекты Федерации, которые соблюдают требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. 
Общая характеристика государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

   Государственные ценные бумаги в Российской Федерации  являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем  покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений  и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

   Российский  рынок государственных ценных бумаг  имеет недолгую историю. Как уже  было отмечено, прежде выпускались  государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения  в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время  рынок государственных ценных бумаг  представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты  переходного этапа к рынку.

   По  своей экономической сути все  виды государственных ценных бумаг  являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная  государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее  отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "заем" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных  ценных бумаг.

   Ценные  бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными  бумагами и активами.

   Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему.

   Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение  по сравнению с другими ценными  бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные  ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

   Размещение  государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки  или министерства финансов. Основными  инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

   Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме.

   Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным  ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т.д.

   Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку  на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и  долгосрочные облигации, но по отдельным  странам имеется значительный разброс  показателей, характеризующих место  и структуру рынка ГЦБ.

   Каждая  страна имеет свою сложившуюся историю  и практику рынка ГЦБ, что находит  отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка  облигаций и его участниках, порядке  размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д.

Информация о работе Особенности налогообложения доходов и операций с государственными и муниципальными ценными бумагами налогом на прибыль