Особенности налогообложения доходов и операций с государственными и муниципальными ценными бумагами налогом на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание

В целях налогообложения ценные бумаги подразделяются на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ). Прибыль от операций с ценными бумагами одной категории не может сальдироваться с убытком от операций другой категории.

Содержание

Введение 3
1. Государственные ценные бумаги 6
2. Муниципальные ценные бумаги 11
3. Налоговый учет ценных бумаг 16
4. Особенности налогообложения доходов и
операций с государственными и муниципальными
ценными бумагами налогом на прибыль 18
Практическая часть 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Н.О ОРГАНИЗ.ФИН.СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.docx

— 75.15 Кб (Скачать документ)

   Инвесторы. Как было отмечено ранее, основными  покупателями муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и  пенсионные фонды, другие организации  и предприятия.

   Доходность  и надежность. Приобретение указанных  ценных бумаг оказывается привлекательным  для инвесторов по двум основным причинам:

   - более высокая конечная их  доходность по сравнению с  банковскими депозитами за счет  налоговых льгот;

   - более высокая надежность этих  ценных бумаг по сравнению  с размещением свободных денежных  средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

   Еще большей надежностью, чем муниципальные  ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

   Обеспечением  муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета  в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные  облигации.

   В качестве эмитентов муниципальных  облигаций могут выступать органы власти национально-государственных  и административно-территориальных  образований Российской Федерации:

   - область - республика;

   - район - округ;

   - город.

   Решение о муниципальном займе и форме  его выпуска, обычно в виде муниципальных  облигаций, принимает руководящий  орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа  осуществляется через один или несколько  уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников  для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и  обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

   Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут  выпускаться:

   - именными и на предъявителя;

   - на любые сроки (в том числе  сроком на один год);

   - без ограничений или с ограничениями  по возможности обращения;

   - под залог имущества или без  совершения залога (залог при  выпуске облигаций под доходы  от конкретных объектов);

   - купонными и бескупонными;

   - в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);

   - с фиксированным и колеблющимся  процентом;

   - отзывные и без права отзыва  эмитентом;

   - с фондом погашения и без  такового;

   - с правом обратной продажи  и без таковой;

   - в качестве зеро-купонов;

   - с застрахованными обязательствами  перед инвестором и без таковых;

   - с субординацией "по старшинству"  и "меньшинству" различных  выпусков муниципальных облигаций.

   Облигации местных органов власти не относятся  к составу государственного внутреннего  долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и  правила, установленные для долговых обязательств правительства.

   Рассмотрим  классификацию облигаций местных  органов власти.

   Облигации под общее обязательство о  погашении задолженности:

   - облигации, выпускаемые без обеспечения,  под общее обязательство погасить  долг и выплатить проценты. Выполнение  обязательств покрывается общей  способностью органа власти взимать  налоги. Вместе с тем в условиях  выпуска уточняется определение  общей налоговой способности.  Обычно выпускаются для покупателя  общего, переходящего из года  в год дефицита местного бюджета.

   Облигации под общее обязательство с  ограниченным покрытием по налоговой  способности:

   - облигации, выпускаемые без обеспечения,  под общее обязательство погасить  долг и выплатить проценты. Выполнение  обязательств покрывается не  общей способностью властей к  взысканию налогов, а конкретным  налоговым источником - взиманием  налоговых платежей конкретного  вида, сборов, пеней и т.д.

   Облигации под целевые поступления, к ним  относятся целевые облигационные  займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут  идти на погашение займа:

   - облигации, выполнение обязательств  по которым обеспечивается доходами  от конкретного проекта (на  реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного  займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование  сооружений), морских портов (арендная  плата за пользование терминалами).

   Облигации могут выпускаться:

   - на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы  от которых будут направлены  на их погашение;

   - на другие цели, но под доходы  от объектов, находящихся в муниципальной  собственности.

   Обычно  в условиях выпуска тщательно  оговаривается, какая часть доходов  может быть направлена на погашение  обязательств перед держателями  облигаций, а какая - на покрытие текущих  издержек от эксплуатации объекта, приносящего  доходы, его ремонт, модернизацию.

   Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые  или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

   - с целью покрытия кассовых  разрывов местные власти выпускают  краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации  при следующих вариантах погашения:

   а) за счет будущих налогов;

   б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении  размеров налоговых платежей;

   в) под ожидаемые в будущем дотации  от вышестоящих бюджетов;

   г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной  собственности;

   д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

   В целом на муниципальные облигации  распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как  одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и  эти облигации наравне с другими  ценными бумагами могут продаваться  и покупаться на соответствующем  биржевом или внебиржевом рынке. 

    3.Налоговый учет ценных бумаг 

     Если  в бухгалтерском учете ценные бумаги учитываются по первоначальной стоимости, то в налоговом учете  первоначальная стоимость ценных бумаг  не формируется. Расходы на приобретение ценных бумаг учитываются при  формировании налоговой базы в момент их реализации (прочего выбытия) (п. 2 ст. 280 НК РФ). Поэтому организации  нужно разработать специальный  регистр налогового учета, в котором  будет собираться информация обо  всех расходах, связанных с приобретением  ценных бумаг. При выбытии ценных бумаг расходная часть налоговой  базы будет формироваться на основании  данных этого регистра.

     Иногда  возникает ситуация, при которой  при операции с государственной  ценной бумагой возникают два  вида дохода, облагаемых по разным налоговым  ставкам:

     — по льготной ставке;

     — по общеустановленной ставке.

     Общеустановленной ставкой облагаются "торговые разницы" – разницы между средневзвешенной ценой (ценой покупки) и номиналом (ценой продажи), поскольку согласно статьям 43 и 281 НК РФ этот доход в целях налогообложения прибыли не относится к процентному доходу.

     Разница между номинальной стоимостью облигаций  федерального займа и стоимостью их первичного размещения определяется как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг признается размещенным, но не является процентным доходом по государственной ценной бумаге, поэтому не подлежит налогообложению  на конец отчетного периода. Стоимость  приобретения облигаций федерального займа при размещении признается расходом согласно статьи 329 НК

     РФ  при их реализации или выбытии. Возникающая  положительная или отрицательная  разница между ценой реализации и приобретения без учета НПД  является прибылью или убытком от реализации ценных бумаг. Но в этом случае к полученной разнице не применяются  положения пункта 6 статьи 271 и статьи 328 НК РФ.

     При налогообложении сделок по реализации ценных бумаг цена эмиссионных государственных  и муниципальных ценных бумаг  учитывается без процентного (купонного) дохода, который облагается по ставке иной, чем предусмотрена пунктом 1 статьи 284 НК РФ, приходящегося на время  владения этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена  условиями выпуска такой ценной бумаги.

     Налог по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным  ценным бумагам полностью перечисляется  в федеральный бюджет.

     Обязанность по уплате налога на прибыль с доходов в виде процентов по ценным бумагам, являющимся предметом операции РЕПО, которая установлена с 1 января 2006г., возложена на продавца по первой части РЕПО, за исключением случая, когда у продавца по первой части РЕПО проданные ценные бумаги приобретены по другой операции РЕПО.

     Покупатель  по первой части РЕПО, открывающий  короткую позицию, за время ее открытия производит начисление расхода в  виде процентного (купонного) дохода (дисконта) по долговой ценной бумаге исходя из условий  ее выпуска на отчетную дату или  дату закрытия позиции. Начисленный (полученный) процентный доход по государственным  и муниципальным ценным бумагам, имеющимся у налогоплательщика, облагаемый по иной, чем общеустановленная, ставке налога, уменьшается на сумму  процентного (купонного) дохода, определенного в качестве расхода за время открытия короткой позиции (ст. 282 НК РФ). Другими словами, НКД по государственным ценным бумагам разрешается зачесть как расходы в пределах процентных доходов, которые являются предметом заполнения листа 04 декларации (за исключением доходов, облагаемых по ставке 0 процентов). Для НКД по корпоративным долговым ценным бумагам такого ограничения нет. 

4.Особенности налогообложения доходов и операций с государственными и муниципальными ценными бумагами налогом на прибыль

При размещении государственных ценных бумаг государств - участников Союзного государства, государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг,  
а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, - доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным. 
При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. 
По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.

Информация о работе Особенности налогообложения доходов и операций с государственными и муниципальными ценными бумагами налогом на прибыль