Особенности упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является общественно-правовые отношения в сфере применения и перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, предметом исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения
упрощенной системы налогообложения .……………………..5
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный
налоговый режим для малого и среднего бизнеса …….…….......5
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы
налогообложения …………………………………………….........7
1.3 История развития российской упрощенной системы
налогообложения в России ………………………………….…...11
Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России ......17
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на
современном этапе и собираемость УСН ............................….17
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы
налогообложения ……………………………………...………..24
Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы
налогообложения в России ………….…………………………30
3.1 Оптимизация системы УСН ……….………………………….30
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной
системе налогообложения ……………...………………………38
Заключение ……………………………………………………………...43
Список нормативных актов и литературы …………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Налоги .docx

— 81.97 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

Введение   …………………………………………………………………. 3

Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения

упрощенной системы налогообложения  .……………………..5

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный

 налоговый режим для малого  и среднего бизнеса …….…….......5

    • 1.2  Мировой опыт применения упрощенной системы

    •  налогообложения …………………………………………….........7

1.3 История развития российской упрощенной системы

налогообложения в России ………………………………….…...11

Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России ......17

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на

современном этапе и собираемость УСН  ............................….17

  •   2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы
  • налогообложения  ……………………………………...………..24

    Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы

    налогообложения в России  ………….…………………………30

  • 3.1 Оптимизация системы УСН ……….………………………….30
      • 3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной

      • системе налогообложения ……………...………………………38

    Заключение   ……………………………………………………………...43

    Список  нормативных актов и литературы   …………………………… 46

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Актуальность  темы исследования. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

     Уровень  развития малого предпринимательства  в России сохраняется без существенных  изменений с середины 1990-х годов.  Вследствие этого не используются  значительные потенциальные возможности  для роста производства товаров  и услуг, занятости и доходов  населения, не вовлекаются в  экономический оборот имеющиеся  значительные ресурсы. 

     Наиболее  важной проблемой, сдерживающей  развитие малого бизнеса в  РФ, является несовершенство налогового  законодательства. В последнее десятилетие  у нас много говорится об  исключительной важности малого  бизнеса для развития экономики,  формирования «среднего класса»,  обеспечения политической и социальной  стабильности в обществе. В эти  же годы принято немало законов,  указов, постановлений и других  нормативных актов, направленных  на поддержку малого предпринимательства.  Однако даже невооруженным глазом  видно, что, несмотря на все  это жить представителям малого  бизнеса в России легче не  стало. И самая главная причина  этому - непосильные налоги.

    Принимая  во внимания интересы государства и  предпринимателей, можно выделить критерии, которые позволяют судить об эффективности налоговой системы. Они таковы:

    - простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить сам предприниматель) и незаметность (лучший налог тот, которого не замечают);

    - стабильность и устойчивость (предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве);

    - синергизм - налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;

    - учет не только фискального, но и прочих интересов государства. [4, С.147]

    Целью данной работы является анализ упрощенной системы  налогообложения в РФ и путей  ее развития. На основании цели в  работе поставлены задачи:

    - охарактеризовать упрощенную систему налогообложения;

    - проанализировать  упрощенную систему налогообложения  в РФ на современном этапе  и собираемость УСН;

    - выявить  преимущества и недостатки упрощенной  системы налогообложения;

    - рассмотреть оптимизацию системы УСН и пути увеличения собираемости налогов.

    Объектом  исследования курсовой работы является общественно-правовые отношения в сфере применения и перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, предметом исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

    При написании  работы применялись следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых источников, сбор информации, её обобщение и систематизация.

     

     

    Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения

    упрощенной системы налогообложения

     

    1.1  Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

     

     Малый  бизнес представляет собой самый  многочисленный слой мелких собственников,  которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический,  а также, в некоторой степени,  и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит  к самым широким социальным  слоям общества и является  одновременно, как одним из самых  больших производителей, так и  одним из самых больших потребителей  разнообразных товаров и услуг. 

     Особый  режим налогообложения для малого  бизнеса принят в большинстве  стран. Для этого существуют  различные причины. Прежде всего,  малое предпринимательство является  важной сферой функционирования  экономики. Малые предприятия  отличаются большей гибкостью,  легче приспосабливаются к изменяющейся  конъюнктуре рынка. Поддержка  малого предпринимательства позволяет  увеличить занятость населения  и таким образом улучшить социальную  атмосферу в обществе и уменьшить  расходы на выплату пособий  по безработице. Упрощение налогообложения  и, соответственно, учета позволяет  улучшить условия функционирования  малого предпринимательства за  счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение  учета и расчет налогов. 

     В  тоже время малое предпринимательство  является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение  от налогообложения. Если легальный  уход от налогов путем использования  лазеек в законодательстве в  большей степени доступен крупным  налогоплательщикам, как юридическим  лицам, так и физическим, то  уклонение от налогов путем  сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.

     Упрощенные  системы учета приводят к снижению  этих издержек для налогоплательщика,  а также соответствующих административных  издержек по проверке применяющих  эти методы налогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения  можно добиться еще и за  счет того, что признаки, на основании  которых рассчитывается вмененный  доход может быть сложнее скрыть  или исказить, чем те, на которых  основывается вычисление налогооблагаемого  дохода в соответствии с общепринятым  бухгалтерским учетом. В свою  очередь снижение уклонения от  налогообложения может служить  более справедливому распределению  налогового бремени. [7, С. 112]

    В настоящее  время на территории Российской Федерации  действуют

    следующие системы налогообложения субъектов  малого бизнеса, как 

    организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

    1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    2. Специальные налоговые режимы, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, применяются по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.

     Упрощенная  система налогообложения относится  к виду специальных налоговых  режимов. [10, С. 56]

     

    1.2 Мировой  опыт применения упрощенной системы  налогообложения 

     

     Основной  подход к налогообложению малого  бизнеса в развитых странах  заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения.

     С  теоретических позиций налоговеды выделяют два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.

    В чистом виде первый тип налогообложения  предусматривает сохранение для  малых предприятий всех видов  налогов при одновременном упрощении  порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых  платежей и т.д.).

     Второй  тип, напротив, предполагает оценку  потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных  платежей в бюджет, заменяющих  один или несколько традиционных  налогов. 

     В  налоговой практике развитых  стран гораздо чаще применяется 

    упрощенное  налогообложение. Вмененное налогообложение  в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой  базы, по аналогии с другими налогоплательщиками, применяется в тех случаях, когда  налоговая администрация имеет  основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

     Возможны  различные варианты установления  базы упрощенного налогообложения  для малого предпринимательства. 

    Теоретически  одной из самых привлекательных  форм налогообложения является использование  налогов «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Исследователями подчеркиваются такие черты налогов на потоки денежных средств, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также (оспариваемая некоторыми исследователями) легкость администрирования.

     Принято  выделять три типа налогов  «cash-flow», R, RF и S , в зависимости от базы налогообложения.

     В  случае R-налога базой является  чистый поток реальных трансакций  в денежном выражении, то есть  разница выручки от реализации  и стоимости используемых в  производстве факторов.

    RF-налог  отличается от R-налога тем, что  в его базу включается еще  и разница между полученными  займами и выплаченным долгом  и разность полученных и уплаченных  процентов. 

     Наконец, S-налогом облагаются чистые потоки  средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных  дивидендов и выкупленных акций  за вычетом новых выпусков  акций. Если единственным налогом  на предприятия является налог  «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго – нет.

     Простейшей  для вычисления и поэтому особенно  привлекательной при налогообложении  малого предпринимательства выглядит  база R-налога. Эта база налогообложения эффективна и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности. [9, С. 96]

    Рассмотрим  теперь опыт отдельных стран в  применении упрощенных систем налогообложения.

    Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения