Особенности упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является общественно-правовые отношения в сфере применения и перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, предметом исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения
упрощенной системы налогообложения .……………………..5
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный
налоговый режим для малого и среднего бизнеса …….…….......5
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы
налогообложения …………………………………………….........7
1.3 История развития российской упрощенной системы
налогообложения в России ………………………………….…...11
Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России ......17
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на
современном этапе и собираемость УСН ............................….17
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы
налогообложения ……………………………………...………..24
Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы
налогообложения в России ………….…………………………30
3.1 Оптимизация системы УСН ……….………………………….30
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной
системе налогообложения ……………...………………………38
Заключение ……………………………………………………………...43
Список нормативных актов и литературы …………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Налоги .docx

— 81.97 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Пути  увеличения собираемости налогов  по упрощенной системе налогообложения 

 

 Существует  мнение о том, что введение  особого порядка налогообложения  малых предприятий противоречит  принципу нейтральности налоговой  системы. Однако в данном случае  справедливым является то, что  некоторые льготы малым предприятиям  должны лишь компенсировать им  вызываемые как экономическими, так и институциональными причинами  объективно меньшие возможности  самофинансирования, получения кредитов  и финансирования через финансовые  рынки. Исходя из этих соображений,  представляется, что использование  налоговых льгот для поощрения  развития малого предпринимательства  возможно, однако должно осуществляться  крайне продуманно с тем, чтобы  при их использовании минимизировать  возможности уклонения от налогов. 

 Следует  учитывать, что упрощенный режим,  снижая издержки контроля властей  в одних видах деятельности, в  других, напротив, создает возможности  для трудно идентифицируемых  способов уклонения от уплаты  налогов. Поэтому важность вопроса  заключается еще и в создании  продуманной и рационально организованной  системы налогового администрирования,  по возможности исключающей злоупотребления. 

 Процесс разработки и формирования планов и прогнозов налоговых

поступлений требует детального анализа и  учета результатов и перспектив

 социально-экономического  развития страны и отдельных  ее регионов.

 Целью  налогового планирования, как на  федеральном, так и на территориальном  уровне является оценка соотношения  налогового потенциала и фактических  поступлений налогов и сборов, в том числе УСН, и определение  объемов экономически обоснованных  поступлений налогов и сборов  в бюджетную систему в планируемом  периоде. При этом налоговое  планирование осуществляется с  ориентацией на максимально высокий  уровень мобилизации налогов  и сборов в бюджетную систему. 

 В  этой связи налоговое прогнозирование  и планирование правомерно рассматривать  как единый процесс, в рамках  которого происходит регулярная  корректировка решений, пересмотр  мер по достижению намеченных  показателей на основе непрерывного  контроля и мониторинга происходящих  изменений. 

 Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

 Налоговое  прогнозирование включает в себя  определение налоговых баз по  каждому налогу и сбору, в  том числе и УСН, мониторинг  динамики их поступления, расчет  уровней поступления налогов  и сборов, объемов выпадающих  доходов, состояние задолженности  по налоговым платежам, оценку  результатов изменения налогового  законодательства и т.д. 

 Особое  значение имеет анализ основных  факторов, определяющих динамику  налогового потенциала и поступлений  налогов в бюджетную систему.  По мере становления налогового  законодательства и адаптации  к нему налогоплательщиков происходит  снижение влияния субъективных  факторов, а важнейшую роль, определяющую  размеры налоговых доходов государства,  начинают играть экономические  факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

 Исходной  составляющей налогового планирования  является определение налоговой  базы по УСН, расчет которой  проводится в целом по стране  и по регионам. Специфика и  сложность планирования в региональном  разрезе - необходимость анализа  исполнения текущих налоговых  обязательств, мониторинга и прогноза  социально-экономической ситуации  по каждому региону Российской  Федерации. [12, С. 478]

В основу Налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала. С его  разработкой появилась возможность  более обоснованно подходить  к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов  и сборов в федеральный бюджет.

 Налоговый  паспорт - это документ, в котором  приведена комплексная характеристика  налогового потенциала. В нем  дается оценка существующей налоговой  базы региона, определяется налоговая  составляющая в целом и по  отдельным видам налогов в  динамике, что позволяет разрабатывать  прогноз поступления налогов  и сборов на перспективу, как  в условиях действующего налогового  законодательства, так и с учетом  его возможного изменения. 

 Налоговый паспорт состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.

 Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.

 Для  наиболее полного учета масштабов  предоставленных налоговых льгот  в Паспорте отдельно представлена  информация о наличии в регионах  зон со специальным налоговым  режимом (например, ЗАТО), в которых  используется особый порядок  исчисления и уплаты налогов  и сборов.

 Серьезной  проблемой остается наличие большого  количества предоставляемых отсрочек, рассрочек и иных форм изменения  сроков уплаты налогов. Остро  стоят и вопросы возмещения  из федерального бюджета сумм  входного НДС. Для учета при  планировании связанных с этим  бюджетных потерь в Паспорте  предусмотрен специальный раздел  «Выпадающие доходы». 

 В  целях учета выпадающих доходов  имеющие место многочисленные  задержки с выполнением банками  и другими кредитными учреждениями  поручений налогоплательщиков по  уплате причитающихся налогов  особым разделом в Налоговом  паспорте выделены показатели, характеризующие  количество таких учреждений.

 Анализ  и оптимизация выпадающих доходов  позволяют повысить качество  и обоснованность разрабатываемых  планов и прогнозов налоговых  поступлений, увеличить их собираемость  и пополнить доходную часть  бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет всех возможных  видов и сумм выпадающих доходов  раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами  по мобилизации налогов и сборов  в бюджетную систему. 

 Для  оценки налогового потенциала  региона, налоговой нагрузки на  товаропроизводителя и их учета  при планировании налоговых поступлений  Налоговый паспорт содержит показатели  размеров начисленных и фактически  поступивших налогов и сборов, задолженности по ним, которые 

выделены самостоятельными разделами.

 Эта  информация служит основой для  определения уровня поступления  налогов и налоговой нагрузки  относительно валового регионального  продукта (как по начислению, так  и по поступлению).

 Наличие  такой информационной базы создает  основу для расчета совокупного  дохода регионов, в том числе  и по УСН, их экономического, финансового и налогового потенциала  и соответствующих показателей  по Российской Федерации. Эта  информационная база отражает  возможности экономического роста  регионов и соответствующего  роста налоговых поступлений  и играет важную роль в своевременном  и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей  перераспределения средств между  бюджетами разных уровней в  целях выравнивания бюджетной  обеспеченности.

 Вместе  с тем, использование Налогового  паспорта региона вносит определенность  в систему межбюджетных отношений.  Она становится открытой и  прозрачной для ее участников. Создается динамически развивающаяся  информационно-аналитическая база  для формирования более обоснованной  системы нормативов и правовой  базы для реализации принципов  межбюджетных отношений. [15, С. 246]

 Подводя  итоги главы можно сделать  выводы о том, что, несмотря  на то, что ее положительные  стороны превалируют над отрицательными, упрощенная система налогообложения нуждается все же в некоторых усовершенствованиях.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях, установленных Налоговым  кодексом РФ и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных  налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ.

 Одним  из видов специального режима  налогообложения является упрощенная  система налогообложения, которая  ранее была предусмотрена Федеральным  законом от 29 декабря 1995 года №  222-ФЗ «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства». В результате проводимой в  настоящее время государственной  политики по поддержке и развитию  субъектов малого предпринимательства  введена в действие глава 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная  система налогообложения», нормы  которой вступили в силу с  1 января 2003 года и в значительной  мере снижают ограничения по  переходу отдельных хозяйствующих  субъектов на упрощенную систему  налогообложения. При внесении  изменений в систему УСН был  учтен мировой опыт ее применения.

 Упрощенная  система налогообложения существует  в качестве альтернативы общепринятой  системе налогообложения, которую  отличает большое количество  различных налогов и сложность  их расчета. Следует отметить, что одной из целей введения  этого налогового режима было  упрощение процесса исчисления  налогов для субъектов малого  бизнеса. На сегодняшний день  налогоплательщик самостоятельно  принимает решение о переходе  на упрощенную систему, поскольку  ее применение не является  обязательным.

 Налоговый  кодекс РФ позволяет рассчитывать  единый налог двумя 

способами: со всего полученного дохода или  с дохода, уменьшенного на величину расходов. Налог с дохода уплачивается по ставке 6 процентов, налог с дохода, уменьшенного на величину расходов - по ставке 15 процентов. Организация вправе сама решить, какой объект налогообложения  ей больше подходит, и утвердить  его приказом по учетной политике для целей налогообложения.

 Организации  сообщают о своем намерении  перейти на упрощенную систему  налогообложения в заявлении,  подаваемом в налоговые органы  в период с 1 октября по 30 ноября  по установленной форме. Это  условие не распространяется  на вновь созданные организации  и на вновь зарегистрированных  индивидуальных предпринимателей. Согласно ст.346.13 Налогового кодекса  РФ они вправе применять упрощенную  систему налогообложения с момента  государственной регистрации организации  или регистрации индивидуального  предпринимателя. Вновь созданные  организации вправе подать заявление  о применении упрощенной системы  налогообложения одновременно с  подачей в налоговый орган  заявления о государственной  регистрации юридического лица.

 Преимуществом  использования данного налогового  режима является ведение достаточно  простого учета без применения  способа двойной записи, утвержденного  планом счетов и действующими  положениями по бухгалтерскому  учету. Другое неоспоримое преимущество  – замена нескольких налогов  одним. Для дальнейшей оптимизации  системы упрощенного налогообложения  необходимо:

1) снижение налогового бремени – снижение налоговых ставок по УСН;

2) унификация критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (все малые предприятия, признанные таковыми в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» должны иметь право применять упрощенную систему налогообложения);

Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения