3.2 Пути
увеличения собираемости налогов
по упрощенной системе налогообложения
Существует
мнение о том, что введение
особого порядка налогообложения
малых предприятий противоречит
принципу нейтральности налоговой
системы. Однако в данном случае
справедливым является то, что
некоторые льготы малым предприятиям
должны лишь компенсировать им
вызываемые как экономическими,
так и институциональными причинами
объективно меньшие возможности
самофинансирования, получения кредитов
и финансирования через финансовые
рынки. Исходя из этих соображений,
представляется, что использование
налоговых льгот для поощрения
развития малого предпринимательства
возможно, однако должно осуществляться
крайне продуманно с тем, чтобы
при их использовании минимизировать
возможности уклонения от налогов.
Следует
учитывать, что упрощенный режим,
снижая издержки контроля властей
в одних видах деятельности, в
других, напротив, создает возможности
для трудно идентифицируемых
способов уклонения от уплаты
налогов. Поэтому важность вопроса
заключается еще и в создании
продуманной и рационально организованной
системы налогового администрирования,
по возможности исключающей злоупотребления.
Процесс разработки и формирования
планов и прогнозов налоговых
поступлений
требует детального анализа и
учета результатов и перспектив
социально-экономического
развития страны и отдельных
ее регионов.
Целью
налогового планирования, как на
федеральном, так и на территориальном
уровне является оценка соотношения
налогового потенциала и фактических
поступлений налогов и сборов,
в том числе УСН, и определение
объемов экономически обоснованных
поступлений налогов и сборов
в бюджетную систему в планируемом
периоде. При этом налоговое
планирование осуществляется с
ориентацией на максимально высокий
уровень мобилизации налогов
и сборов в бюджетную систему.
В
этой связи налоговое прогнозирование
и планирование правомерно рассматривать
как единый процесс, в рамках
которого происходит регулярная
корректировка решений, пересмотр
мер по достижению намеченных
показателей на основе непрерывного
контроля и мониторинга происходящих
изменений.
Налоговое
прогнозирование представляет собой оценку
налогового потенциала и поступлений
налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную
систему (консолидированный, федеральный
и территориальные бюджеты) и осуществляется
на базе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и ее субъектов
в виде системы показателей и основных
параметров социально-экономического
развития.
Налоговое
прогнозирование включает в себя
определение налоговых баз по
каждому налогу и сбору, в
том числе и УСН, мониторинг
динамики их поступления, расчет
уровней поступления налогов
и сборов, объемов выпадающих
доходов, состояние задолженности
по налоговым платежам, оценку
результатов изменения налогового
законодательства и т.д.
Особое
значение имеет анализ основных
факторов, определяющих динамику
налогового потенциала и поступлений
налогов в бюджетную систему.
По мере становления налогового
законодательства и адаптации
к нему налогоплательщиков происходит
снижение влияния субъективных
факторов, а важнейшую роль, определяющую
размеры налоговых доходов государства,
начинают играть экономические
факторы, воздействующие на изменение
налоговой базы отдельных налогов и сборов
и налогового потенциала в целом.
Исходной
составляющей налогового планирования
является определение налоговой
базы по УСН, расчет которой
проводится в целом по стране
и по регионам. Специфика и
сложность планирования в региональном
разрезе - необходимость анализа
исполнения текущих налоговых
обязательств, мониторинга и прогноза
социально-экономической ситуации
по каждому региону Российской
Федерации. [12, С. 478]
В основу
Налогового паспорта положен макроэкономический
подход к расчетам налоговой базы
и налогового потенциала. С его
разработкой появилась возможность
более обоснованно подходить
к определению индикативных (контрольных)
показателей по мобилизации налогов
и сборов в федеральный бюджет.
Налоговый
паспорт - это документ, в котором
приведена комплексная характеристика
налогового потенциала. В нем
дается оценка существующей налоговой
базы региона, определяется налоговая
составляющая в целом и по
отдельным видам налогов в
динамике, что позволяет разрабатывать
прогноз поступления налогов
и сборов на перспективу, как
в условиях действующего налогового
законодательства, так и с учетом
его возможного изменения.
Налоговый
паспорт состоит из 7 разделов, отражающих
полный набор необходимых показателей
по важнейшим позициям расчета налоговой
базы, содержащих общую характеристику
региона и показатели для расчета налоговой
базы, показатели объемов и структуры
поступлений налогов и сборов по отраслям
экономики, задолженности по ним, выпадающих
доходов, а также показатели с характеристикой
сети финансово-кредитных учреждений
и выполнения ими своих агентских функций
по перечислению в бюджетную систему налогов
и сборов.
Система
показателей, используемых в каждом разделе
Налогового паспорта, построена с учетом
их динамики, что дает возможность определять
тенденции и значимость отдельных факторов,
влияющих на налоговые характеристики
региона, источники или способы определения
каждого показателя (прямые данные статистической
или налоговой отчетности или расчет).
Целесообразность использования показателей,
включенных в соответствующие разделы
Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.
Для
наиболее полного учета масштабов
предоставленных налоговых льгот
в Паспорте отдельно представлена
информация о наличии в регионах
зон со специальным налоговым
режимом (например, ЗАТО), в которых
используется особый порядок
исчисления и уплаты налогов
и сборов.
Серьезной
проблемой остается наличие большого
количества предоставляемых отсрочек,
рассрочек и иных форм изменения
сроков уплаты налогов. Остро
стоят и вопросы возмещения
из федерального бюджета сумм
входного НДС. Для учета при
планировании связанных с этим
бюджетных потерь в Паспорте
предусмотрен специальный раздел
«Выпадающие доходы».
В
целях учета выпадающих доходов
имеющие место многочисленные
задержки с выполнением банками
и другими кредитными учреждениями
поручений налогоплательщиков по
уплате причитающихся налогов
особым разделом в Налоговом
паспорте выделены показатели, характеризующие
количество таких учреждений.
Анализ
и оптимизация выпадающих доходов
позволяют повысить качество
и обоснованность разрабатываемых
планов и прогнозов налоговых
поступлений, увеличить их собираемость
и пополнить доходную часть
бюджетной системы. Кроме того,
дополнительный учет всех возможных
видов и сумм выпадающих доходов
раскрывает большой объем работы,
проводимой налоговыми органами
по мобилизации налогов и сборов
в бюджетную систему.
Для
оценки налогового потенциала
региона, налоговой нагрузки на
товаропроизводителя и их учета
при планировании налоговых поступлений
Налоговый паспорт содержит показатели
размеров начисленных и фактически
поступивших налогов и сборов,
задолженности по ним, которые
выделены самостоятельными
разделами.
Эта
информация служит основой для
определения уровня поступления
налогов и налоговой нагрузки
относительно валового регионального
продукта (как по начислению, так
и по поступлению).
Наличие
такой информационной базы создает
основу для расчета совокупного
дохода регионов, в том числе
и по УСН, их экономического,
финансового и налогового потенциала
и соответствующих показателей
по Российской Федерации. Эта
информационная база отражает
возможности экономического роста
регионов и соответствующего
роста налоговых поступлений
и играет важную роль в своевременном
и обоснованном составлении бюджетов,
а также для определения путей
перераспределения средств между
бюджетами разных уровней в
целях выравнивания бюджетной
обеспеченности.
Вместе
с тем, использование Налогового
паспорта региона вносит определенность
в систему межбюджетных отношений.
Она становится открытой и
прозрачной для ее участников.
Создается динамически развивающаяся
информационно-аналитическая база
для формирования более обоснованной
системы нормативов и правовой
базы для реализации принципов
межбюджетных отношений. [15, С. 246]
Подводя
итоги главы можно сделать
выводы о том, что, несмотря
на то, что ее положительные
стороны превалируют над отрицательными,
упрощенная система налогообложения нуждается
все же в некоторых усовершенствованиях.
Заключение
Специальным
налоговым режимом признается особый
порядок исчисления и уплаты налогов
и сборов в течение определенного
периода времени, применяемый в
случаях, установленных Налоговым
кодексом РФ и принимаемыми федеральными
законами. При установлении специальных
налоговых режимов элементы налогообложения,
а также налоговые льготы определяются
Налоговым кодексом РФ.
Одним
из видов специального режима
налогообложения является упрощенная
система налогообложения, которая
ранее была предусмотрена Федеральным
законом от 29 декабря 1995 года №
222-ФЗ «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства».
В результате проводимой в
настоящее время государственной
политики по поддержке и развитию
субъектов малого предпринимательства
введена в действие глава 26.2
Налогового кодекса «Упрощенная
система налогообложения», нормы
которой вступили в силу с
1 января 2003 года и в значительной
мере снижают ограничения по
переходу отдельных хозяйствующих
субъектов на упрощенную систему
налогообложения. При внесении
изменений в систему УСН был
учтен мировой опыт ее применения.
Упрощенная
система налогообложения существует
в качестве альтернативы общепринятой
системе налогообложения, которую
отличает большое количество
различных налогов и сложность
их расчета. Следует отметить,
что одной из целей введения
этого налогового режима было
упрощение процесса исчисления
налогов для субъектов малого
бизнеса. На сегодняшний день
налогоплательщик самостоятельно
принимает решение о переходе
на упрощенную систему, поскольку
ее применение не является
обязательным.
Налоговый
кодекс РФ позволяет рассчитывать
единый налог двумя
способами:
со всего полученного дохода или
с дохода, уменьшенного на величину
расходов. Налог с дохода уплачивается
по ставке 6 процентов, налог с дохода,
уменьшенного на величину расходов - по
ставке 15 процентов. Организация вправе
сама решить, какой объект налогообложения
ей больше подходит, и утвердить
его приказом по учетной политике
для целей налогообложения.
Организации
сообщают о своем намерении
перейти на упрощенную систему
налогообложения в заявлении,
подаваемом в налоговые органы
в период с 1 октября по 30 ноября
по установленной форме. Это
условие не распространяется
на вновь созданные организации
и на вновь зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст.346.13 Налогового кодекса
РФ они вправе применять упрощенную
систему налогообложения с момента
государственной регистрации организации
или регистрации индивидуального
предпринимателя. Вновь созданные
организации вправе подать заявление
о применении упрощенной системы
налогообложения одновременно с
подачей в налоговый орган
заявления о государственной
регистрации юридического лица.
Преимуществом
использования данного налогового
режима является ведение достаточно
простого учета без применения
способа двойной записи, утвержденного
планом счетов и действующими
положениями по бухгалтерскому
учету. Другое неоспоримое преимущество
– замена нескольких налогов
одним. Для дальнейшей оптимизации
системы упрощенного налогообложения
необходимо:
1) снижение
налогового бремени – снижение налоговых
ставок по УСН;
2) унификация
критериев отнесения к субъектам малого
предпринимательства (все малые предприятия,
признанные таковыми в соответствии с
законом «О государственной поддержке
малого предпринимательства» должны иметь
право применять упрощенную систему налогообложения);