Особенности упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является общественно-правовые отношения в сфере применения и перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, предметом исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения
упрощенной системы налогообложения .……………………..5
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный
налоговый режим для малого и среднего бизнеса …….…….......5
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы
налогообложения …………………………………………….........7
1.3 История развития российской упрощенной системы
налогообложения в России ………………………………….…...11
Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России ......17
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на
современном этапе и собираемость УСН ............................….17
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы
налогообложения ……………………………………...………..24
Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы
налогообложения в России ………….…………………………30
3.1 Оптимизация системы УСН ……….………………………….30
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной
системе налогообложения ……………...………………………38
Заключение ……………………………………………………………...43
Список нормативных актов и литературы …………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Налоги .docx

— 81.97 Кб (Скачать документ)

 Таким  образом, упрощенная система налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России

 

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН

Положения главы 26.2 Налогового кодекса  «Упрощенная система налогообложения», которая была введена Федеральным законом от 24.07.2002 в значительной мере снижают ограничения по переходу отдельных хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения.

 Упрощенная  система налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с общей  системой налогообложения, предусмотренной  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

 Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль  организаций, налога на имущество  организаций и единого социального  налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за налоговый период.

 Организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения, не признаются  налогоплательщиками налога на  добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость,  подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации. 

 Организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения, производят уплату  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

 Иные  налоги уплачиваются организациями,  применяющими упрощенную систему  налогообложения, в соответствии  с общим режимом налогообложения. 

 Для  организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих 

упрощенную  систему налогообложения, сохраняются  действующие порядок ведения  кассовых операций и порядок представления  статистической отчетности.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную  стоимость и налога с продаж).

 Организации  и индивидуальные предприниматели,  изъявившие желание перейти на  упрощенную систему налогообложения,  подают в период с 1 октября  по 30 ноября года, предшествующего  году, начиная с которого налогоплательщики  переходят на упрощенную систему  налогообложения, в налоговый  орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При  этом организации в заявлении  о переходе на упрощенную систему  налогообложения сообщают о размере  доходов за девять месяцев  текущего года.

 Выбор  объекта налогообложения осуществляется  налогоплательщиком до начала  налогового периода, в котором  впервые применена упрощенная  система налогообложения. В случае  изменения избранного объекта  налогообложения после подачи  заявления о переходе на упрощенную  систему налогообложения налогоплательщик  обязан уведомить об этом налоговый  орган до 20 декабря года, предшествующего  году, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения. 

 Вновь  созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные  предприниматели, изъявившие желание  перейти на упрощенную систему  налогообложения, вправе подать  заявление о переходе на упрощенную  систему налогообложения одновременно  с подачей заявления о постановке  на учет в налоговых органах.  В этом случае организации  и индивидуальные предприниматели  вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на общий режим  налогообложения, вправе вновь  перейти на упрощенную систему  налогообложения не ранее чем  через один год после того, как он утратил право на  применение упрощенной системы  налогообложения. [5, С.201]

 Объектом  налогообложения и налоговой  базой в упрощенной системе  налогообложения признается один  из двух показателей: 

 а)  доходы (налоговая ставка – 6%);

 б)  доходы, уменьшенные на величину  расходов (налоговая ставка –  15%).

 При  этом право выбора объекта  налогообложения кодекс оставляет  за налогоплательщиком.

 Организации  при определении объекта налогообложения  учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Индивидуальные  предприниматели при определении  объекта налогообложения учитывают  доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.

 Доходы  при применении УСН определяются  по кассовому методу. Датой получения  дохода при кассовом методе  признается день поступления  средств на счета в банках  и (или) в кассу, поступления  иного имущества (работ, услуг)  и (или) имущественных прав. При  оплате товаров (работ, услуг)  с использованием кредитных карт  датой получения дохода следует  считать дату поступления на  расчетный счет организации средств,  списанных со счетов физических лиц, производивших расчеты с использованием кредитных карт. Расходы налогоплательщиков также учитываются по кассовому методу.

  В  случае возврата в следующем  отчетном (налоговом) периоде авансов  покупателям в связи с расторжением  договора поставки доходы организации-поставщика  должны быть уменьшены на суммы  возвращенных покупателям авансов  на дату списания денежных  средств с расчетного счета организации-поставщика. Эту операцию следует отразить в Книге учета доходов и расходов и налоговой декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором был осуществлен возврат.

Расходы на покупку основных средств, которые  приобретены в период применения упрощенной системы, налогоплательщик вправе принять в момент ввода  этих объектов в эксплуатацию. Если основные средства были приобретены  до перехода на упрощенную систему, то их стоимость в период действия «упрощенки» включается в расходы в зависимости от срока полезного использования такого имущества. Стоимость имущества, приобретенного до даты перехода на «упрощенку», принимается равной его остаточной стоимости на момент такого перехода.

Материальные  расходы налогоплательщик принимает  для целей налогообложения в  порядке, установленном статьей 254 НК РФ.

 Расходами  на оплату труда признаются  любые начисления работникам  в денежной и (или) натуральной  форме, стимулирующие начисления  и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные  начисления. При этом компенсационными  начислениями считаются надбавки  за работу в ночное время,  за совмещение профессий, за  работу в тяжелых и вредных  условиях труда, за сверхурочную  работу и работу в выходные  дни. В качестве расходов для  целей налогообложения признаются  только те выплаты компенсационного  характера, которые предусмотрены  законодательством РФ. В состав  расходов на оплату труда включаются  суммы начисленной заработной  платы, включая сумму НДФЛ.

 При  определении налоговой базы доходы  и расходы определяются 

нарастающим итогом с начала налогового периода. Согласно статье 346.19 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. [1]

 Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

 Сумма  налога (квартальных авансовых платежей  по налогу), исчисленная за налоговый  (отчетный) период, уменьшается указанными  налогоплательщиками на сумму  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование, уплачиваемых  за этот же период времени  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также  на сумму выплаченных работникам  пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных  авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более  чем на 50 процентов по страховым  взносам на обязательное пенсионное  страхование. 

 Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

 Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты

налога по итогам налогового периода.

 В  случае если по итогам налогового  периода сумма исчисленного единого  налога составит меньше 1% налоговой  базы либо если налогоплательщиком  получены убытки (сумма расходов  превышает сумму доходов), налогоплательщик  уплачивает минимальный налог  (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

 Если в течение отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) налогоплательщиком были уплачены авансовые платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода - минимальный налог, то уплаченные авансовые платежи возвращаются налогоплательщику либо засчитываются в счет уплаты минимального налога, исчисленного за налоговый период в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. [6, С. 115]

 Не  имеют право применять упрощенную  систему налогообложения следующие  организации: 

1) организации,  имеющие филиалы и (или) представительства; 

2) банки; 

3) страховщики; 

4) негосударственные  пенсионные фонды; 

5) инвестиционные  фонды; 

6) профессиональные  участники рынка ценных бумаг; 

7) ломбарды;

8) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;

9) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы,  занимающиеся частной практикой; 

11) организации  и индивидуальные предприниматели,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции; 

12) организации  и индивидуальные предприниматели,  переведенные на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  в соответствии с главой 26.1 Налогового  кодекса; 

13) организации,  в которых доля непосредственного  участия других организаций составляет  более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50 процентов, а их доля  в фонде оплаты труда – не  менее 25 процентов; 

14) организации  и индивидуальные предприниматели,  средняя численность работников  которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке,  устанавливаемом федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным  в области статистики, превышает  100 человек; 

15) организации,  у которых остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов, определяемая в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о бухгалтерском учете,  превышает 100 млн. рублей.

 Следует также отметить, что субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. [14, С. 118]

Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения