Особенности взимании акциза по алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть порядок исчисления и уплаты акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основные функции и цели акцизов;

- рассмотреть историю развития акцизов в мире и в России;

- определить налоговую базу и ставки налога;

- рассмотреть налоговые вычеты по акцизу;

- определить порядок исчисления и уплаты налога;

- рассмотреть совершенствование налогового законодательства в РФ в настоящее время;

- рассмотреть налоговые режимы в отношении алкогольной продукции.

Содержание

Введение 4
1 История возникновения и развития акцизов 6
1.1 Развитие акцизов в мире 6
1.2 История развития акцизов в России 8
1.3 Предмет, функции и цели акцизов, объект налогообложения акцизами 14
2 Особенности акцизов на алкогольную продукцию 20
2.1 Налогоплательщики 20
2.2 Понятие «алкогольная продукция» 20
2.3 Объект налогообложения 21
2.4 Расчет суммы акциза 23
2.5 Налоговые вычеты по акцизам 26
2.5 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 г.

2.6 Особенности налогообложения акцизами алкогольной 3 Перспективы динамики акцизов на алкоголь в 2011-2013 гг. 29
3.1 Изменение ставок акцизов 29
3.2 Прогноз изменения ставок акцизов на 2014-2015 гг. 30
3.3 Динамика акциза на крепкую алкогольную продукцию 32
3.4 Перспектива изменения обложения акцизом вин 34
3.4.1 Вина натуральные 34
3.4.2 Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 36
3.5 Обложение акцизом пива 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение А. Налоговые ставки 43

Работа состоит из  1 файл

Особенности взимания акциза по алкогольной продукции.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

      Долгое  время поступление податей в  Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

      В Российской империи под акцизом  подразумевался косвенный налог  только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана  с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами.

      В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

      Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной  винной монополии и акцизы на алкогольную  продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар – 92 млн. рублей, табак – 49 млн. рублей, керосин – 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.5

      В конце XIX – начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

      С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в  исполнение явилась Крымская война.

      В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.6

      По  Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

      Не  подлежали обложению: 1) спирт и  вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

      Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

      Каждый  вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям.

      Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.

      Также патентный сбор взимался: с заведений для приготовления прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку.

      Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них  безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта.

      Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

      Сбор  налогов возлагался на Департамент  податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

      В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи  питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

      В начале XX в. акциз на водку и спирт  занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

      В России высокую фискальную роль косвенных  налогов в формировании бюджета  характеризуют следующие данные. В XVII-XVIII вв. государственная казна  формировалась за счет косвенных  налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных  доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

      Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей» (1894-1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.7

      Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

      Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене.

      Вплоть  до ХХ в. косвенное налогообложение  развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование.

      1.3 Предмет, функции и цели акцизов, объект налогообложения акцизами

      Акцизы  – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

      Слово «акциз» (от лат. Assidere) т.е. налагать, устанавливать. Этимология этого слова относит его к прямым налогам, но на практике понятие акциза почти всегда применялось к косвенным налогам вообще и в частности к налогам на обращающиеся во внутренней торговле страны предметы потребления.8

      Акциз – косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

      Акцизы  определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ.

      Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Данный налог стал применяться в основном в отношении тех товаров, производство и реализация которых является сверхрентабельными. К тому же, у акцизов появились еще две важнейшие функции:

      1. Данный налог направлен на  сдерживание потребления вредных  для здоровья населения продуктов,  таких как алкоголь и табак.

      2. С его помощью в ряде стран  осуществляется перераспределение  доходов наиболее богатой части населения путем введения акцизов на отдельные особо дорогие товары.9

      Налогоплательщиками акцизов являются организации и  индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

      Налогоплательщики, производящие или реализующие нефтепродукты, должны получить в налоговом органе специальное свидетельство о  регистрации.

      Налогоплательщики – участники договора о совместной деятельности без образования юридического лица (договор простого товарищества в соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ), который предусматривает совершение операций, подлежащих налогообложению, несут солидарную ответственность по уплате акцизов. Обязанности по исчислению и уплате акцизов возлагаются либо на участника, ведущего дела простого товарищества, либо при отсутствии такового на иного участника, которого самостоятельно определяют стороны данного договора. Это лицо имеет все права и исполняет все обязанности налогоплательщика.

      Объект  налогообложения акцизами составляют операции, совершаемые с подакцизными товарами, подлежащими налогообложению. Следовательно, для правильного  определения объекта налогообложения  необходим и перечень подакцизных товаров, и виды облагаемых налогом операций.10

      Статья 181 определяет исчерпывающий список подакцизных товаров, представленный в приложении 1. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:

      - спиртосодержащая продукция

      - табачные изделия

      - автомобили

      - горюче-смазочные материалы

      Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных  товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

      Нало́говая  ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

      Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы

Информация о работе Особенности взимании акциза по алкогольной продукции