Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том чтобы, на основе Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, научной литературы и судебной практики, комплексно всесторонне исследовать права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить такие понятия как, налогоплательщик и налоговый агент;
- исследовать права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов;
- выявить нововведения с 1 января 2011 года в налоговом кодексе, касающиеся прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов.
- рассмотреть теоретическую базу для обжалования неправомерных действий налоговых органов;
- показать судебную практику по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений……………………………………………………..6
Понятия налогоплательщиков, налоговых агентов…………………..6
Состав прав и обязанностей налогоплательщиков………………….13
Состав прав и обязанностей налоговых агентов…………………….17
Новые права и обязанности налогоплательщиков с 1 января 2011 года…..…………………………………………………………………21
Новые права и обязанности налоговых агентов с 1 января 2011 года……………………………………………………………………..27

Глава 2. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………….………………………………30
2.1. Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………………………30
2.2. Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов………………………...33
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.docx

— 71.24 Кб (Скачать документ)

    Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с  перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством  РФ.  
 
 
 

    1.3. Состав прав и  обязанностей налоговых  агентов.

    Налоговые агенты обладает теми же правами, что и налогоплательщики (плательщики сборов):

    получать  от налоговых органов по месту  учета бесплатную информацию о действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства РФ о налогах и сборах, а также  о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц;

    получать  от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов  письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах  и сборах;

    на  своевременный зачет или возврат  сумм излишне уплаченных либо излишне  взысканных налогов, пени, штрафов;

    представлять  свои интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

    представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам  проведенных налоговых проверок;

    получать  копии акта налоговой проверки и  решений налоговых органов, а  также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов;

    требовать от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    не  выполнять неправомерные акты и  требования налоговых органов и  их должностных лиц, не соответствующие  НК РФ или иным федеральным законам;

    обжаловать  в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    требовать соблюдения налоговой тайны;

    требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц  и др.

    Налоговые агенты обязаны:

    1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

    2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

    3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

    4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

    За  неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговый агент несет ответственность  в соответствии с правовыми нормами  глав 15 - 17 НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.

    В зависимости от характера и содержания обязанностей, налоговых агентов  можно разделить на несколько  групп

    В первую группу входят Российские организации, индивидуальные предприниматели и  постоянные представительства иностранных  организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений  с которыми налогоплательщик получил  доходы. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с законодательством (ст.226 НК РФ)

    Вторую  группу налоговых агентов составляют организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в виде дивидендов, процентов от реализации акций, недвижимости, полученные от использования имущества, интеллектуальной собственности, международных  перевозок и иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в  РФ не через постоянное представительство (ст.309 НК РФ)Российская организация  или иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающая  доход иностранной организации, обязаны удерживать сумму налогов  из доходов этой иностранной организации  при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении  иностранной организацией доходов. Налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного налога в соответствующий бюджет в срок не позднее трех дней после дня выплаты доходов иностранной организации (п.2 ст.287 НК РФ)

    Третья  группа включают в себя организации  и индивидуальных предпринимателей, оплачивающие товары (работы, услуги) иностранных  организаций, не состоящих на учете  в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, которые обязаны  исчислять, удерживать и перечислять  в соответствующие бюджеты НДС (ст.161 НК РФ)

    В четвертую группу налоговых агентов  входят организации, выплачивающие  доходы по своим акциям, облигациям, иным ценным бумагам, а также доходы от долевого участия в них, которые  обязаны удерживать налоги с сумм выплачиваемых доходов (ст.226 НК РФ)

    Особую  группу субъектов налогового права  образуют банки и иные кредитные  учреждения (далее "банки")Их участие  в налоговых правоотношениях  осуществляется посредством вступления в расчетные отношения с налогоплательщиками  и различными бюджетными и внебюджетными  фондами Своеобразие роли этих субъектов проявляется в следующем. В соответствии с законодательством налогоплательщик считается исполнившим налоговую обязанность с момента предъявления требования к банку об осуществлении расчетного отношения между ним и соответствующим денежным фондом государства, если, конечно, на счете налогоплательщика есть достаточное количество денежных средств. С момента предъявления платежного поручения стороной налогового правоотношения становится банк, который обязан исполнить его своевременно и в полном объеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Новые права и обязанности налогоплательщиков с 1 января 2011.

    Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ внесены очередные  многочисленные изменения в Налоговый  кодекс РФ. Поскольку большинство  поправок улучшает положение налогоплательщиков, то они вводятся в действие оперативно - с 1 января 2011 года, а некоторые новшества  даже действуют "задним числом".

    С 1 апреля 2011 года не является объектом обложения НДС реализация (передача) субъектам малого и среднего предпринимательства  арендуемых ими объектов государственной  и муниципальной недвижимости. Правило  действует только в отношении  имущества, составляющего казну  соответствующего образования (РФ, республики, города, области, поселения и т.д.), приватизируемого по Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ до 1 июля 2013 года. При  приватизации аналогичного имущества  в иных случаях НДС по-прежнему есть, его уплачивают в бюджет налоговые  агенты - покупатели недвижимости. Отсчет нового льготного режима, скорее всего, будет привязан к дате реализации объектов (независимо от дат платежей), которая, в свою очередь, связана  с госрегистрацией права собственности  на них. Поэтому у "малышей" не исключены перерасчеты с бюджетом по НДС, ранее уплаченному в составе  авансов при выкупе госнедвижимости.

    С 1 апреля 2011 года освобождена от НДС  реализация монет из драгметаллов, являющихся законным средством наличного  платежа РФ или иностранного государства. Определение таких монет содержится в Положении о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ. Раньше из-под этой льготы были выведены коллекционные драгоценные монеты.

    Изменен ряд норм об освобождении участников проекта "Сколково" от обязанностей плательщиков НДС и налога на прибыль. Главная новость - теперь право на обе льготы можно реализовать  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. А уведомления  об этом следует подавать в инспекцию  по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем  начала использования освобождения (раньше было не позднее 20-го числа первого  месяца налогового периода, который  по НДС составляет квартал, а по налогу на прибыль-год). Эти правила действуют "задним числом" - с 1 декабря 2010 года. Новый порядок уведомления "сколковцами" инспекции, очевидно, отразится и  на применении ими льготных ставок по страховым взносам (14% - в ПФР  и 0% - в остальные фонды). Новые  ставки взносов действуют с 01.01.2011 при соблюдении критериев освобождения от обязанностей плательщика НДС.

    Для российских организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую  деятельность, с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г. введена нулевая ставка по налогу на прибыль. Она применяется ко всей налоговой базе, за исключением дивидендов и доходов по операциям с долговыми  обязательствами. Однако эти налогоплательщики  должны подать в налоговый орган  по месту своего нахождения заявление  о применении льготы не позднее чем  до 1 декабря предшествующего года. Следовательно, воспользоваться льготой  можно только с 2012 г. Кстати, именно такое формальное основание для  проволочки предоставления налоговых  льгот оперативно устранено для "сколковцев", а для социальной сферы оно осталось (не исключено, что несправедливость для организаций  социальной сферы будет устранена  уже в 2011 году).

    Спецперечень  льготируемых видов деятельности для  учителей и врачей правительство  РФ пока не утвердило. Для получения  льготы им нужно иметь лицензию; не менее 15 работников в штате непрерывно в течение налогового периода, а  медучреждениям - не менее 50 % сертифицированных  медицинских специалистов. Нельзя совершать  операции с векселями и финансовыми  инструментами срочных сделок. Доходы от льготируемой деятельности, а также  от выполнения НИОКР должны быть не менее 90% от общих доходов или  доходы должны отсутствовать. Подчеркнем, что здесь речь идет о доходах, учитываемых при определении  налоговой базы по налогу на прибыль. И напомним, что с 1 января 2011 года такой учет тоже изменился. К примеру, не влияют на налоговую базу бюджетные  ассигнования казенным учреждениям, а  также субсидии, предоставляемые  бюджетным и автономным учреждениям. Кроме того, с 01.01.2011 года убытки, полученные любыми налогоплательщиками в период применения ими нулевой ставки по налогу на прибыль, нельзя переносить на будущее.

    В случае утраты в течение года права  на "образовательно-медицинскую" льготу, отказа от нее или просрочки  подачи в инспекцию сведений о  ее применении придется с начала года восстановить налог на прибыль по ставке 20% и плюс уплатить пени. А  еще нельзя будет повторно получить такую льготу в течение пяти лет, начиная с года, когда произошел  переход на ставку 20%.

    Введено право налогоплательщика самостоятельно определять срок полезного использования (но он должен быть не менее двух лет) по следующим конкретным "инновационным" нематериальным активам: исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения; на использование программы  для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем; а также владение ноу-хау  и иными подобными НМА. Послабление  применяется в отношении объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года. Порядок нового налогового учета НМА следует отразить в  учетной политике. Остальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, товарные знаки, знаки обслуживания) амортизируются в прежнем порядке.

    Из  положений об отнесении к прочим расходам работодателя сумм оплаты им работнику первых двух дней временной  нетрудоспособности, а также его  взносов страховой компании, которая  платит работнику вместо работодателя, исключена конкретика по поводу количества оплачиваемых дней. В НК РФ введена  ссылка на Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, где определено количество таких  дней. Напомним, что с 1 января 2011 года этим законом страхователя (работодателя) обязали оплачивать за свой счет не 2, а 3 первых дня по больничному листу.

    Завершена "работа над ошибками", совершенными при исключении с 01.01.2010 курсовых разниц по авансам, выданным (полученным) в  иностранной валюте из состава внереализационных  доходов и расходов. Поправки применяются "задним числом" - с 1 января 2010 г. Если налогоплательщики в 2010 г. руководствовались  письмами минфина и не переоценивали  в налоговом учете суммы авансов  и задатков в иностранной валюте, то новых перерасчетов за 2010 г. у  них не будет.

    При реализации или ином выбытии (в том  числе погашении) определенных видов  акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, приобретенных  налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года, будет применяться  нулевая ставка по налогу на прибыль. Для этого необходимо, чтобы на дату выбытия такие ценные бумаги непрерывно принадлежали налогоплательщику  на праве собственности более  пяти лет. Чтобы льгота начала действовать, некоторым налогоплательщикам нужно  дождаться от правительства РФ утверждения  порядка определения акций высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Возможно, данный порядок введут в  действие "задним числом".

Информация о работе Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов