Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том чтобы, на основе Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, научной литературы и судебной практики, комплексно всесторонне исследовать права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить такие понятия как, налогоплательщик и налоговый агент;
- исследовать права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов;
- выявить нововведения с 1 января 2011 года в налоговом кодексе, касающиеся прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов.
- рассмотреть теоретическую базу для обжалования неправомерных действий налоговых органов;
- показать судебную практику по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений……………………………………………………..6
Понятия налогоплательщиков, налоговых агентов…………………..6
Состав прав и обязанностей налогоплательщиков………………….13
Состав прав и обязанностей налоговых агентов…………………….17
Новые права и обязанности налогоплательщиков с 1 января 2011 года…..…………………………………………………………………21
Новые права и обязанности налоговых агентов с 1 января 2011 года……………………………………………………………………..27

Глава 2. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………….………………………………30
2.1. Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………………………30
2.2. Судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов………………………...33
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.docx

— 71.24 Кб (Скачать документ)

    Освобождены от НДФЛ некоторые доходы физлиц от реализации (погашения) определенных акций  и долей в уставном капитале российских организаций, принадлежащих им на праве  собственности более 5 лет и приобретенных  начиная с 01.01.2011. Изменены порядок  учета расходов частного инвестора  при исчислении НДФЛ по сделкам с  ценными бумагами и иными финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также правила предоставления профессионального  вычета по НДФЛ "самозанятым" лицам (ИП, адвокатам, частным нотариусам).

    Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

    1. Срок для взыскания задолженности  по налогам, пеням и штрафам  с гражданина увеличивается на  шесть месяцев, если физлицо  возражает против судебного приказа.  Ранее срок подачи искового  заявления составлял шесть месяцев  (п. п. 2, 3 ст. 48 НК РФ).

    2. Банк обязан проинформировать  налоговый орган об открытии  или закрытии счета налогоплательщика,  об изменении реквизитов счета  в течение трех рабочих дней  со дня совершения указанных  операций. Ранее этот срок составлял  пять рабочих дней (п. 1 ст. 86 НК  РФ).

    3. Банк обязан выдать справки  о наличии счетов в банке,  об остатках денежных средств  на счетах, выписки по операциям  на счетах налогоплательщика  в течение трех рабочих дней  со дня получения соответствующего  мотивированного запроса инспекции.  Ранее этот срок составлял  пять рабочих дней (п. 2 ст. 86 НК  РФ).

    4. Арендатор признается налоговым  агентом по НДС, если арендодателем  является казенное учреждение. Ранее  это не предусматривалось (п. 3 ст. 161 НК РФ).

    5. Увеличены ставки акцизов на  сигареты с фильтром, без фильтра  и на папиросы (п. 1 ст. 193 НК РФ).

    6. Значительно повышены ставки  на бензин, дизельное топливо  и моторные масла (п. 1 ст. 193 НК  РФ).

    7. Предельная величина признаваемых  в расходах процентов по займам  в иностранной валюте определяется  исходя из произведения ставки  рефинансирования Центрального  банка РФ и коэффициента 0,8. В  2010 г. лимит был равен 15 процентам  (пп. 1.1 ст. 269 НК РФ).

    8. Убытки от использования имущества,  переданного в доверительное  управление, не учитываются при  налогообложении прибыли независимо  от того, является учредитель  управления и выгодоприобретатель  одним и тем же лицом или  нет (п. 4.1 ст. 276 НК РФ).

    9. Базу текущего налогового периода  нельзя уменьшить на убытки, полученные  налогоплательщиком в период  обложения его доходов по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).

    10. Увеличена ставка НДПИ в отношении  горючего природного газа (абз. 32 п. 2 ст. 342 НК РФ).

    11. Плательщики страховых взносов,  производящие выплаты и иные  вознаграждения физическим лицам,  в том числе применяющие УСН  и ЕНВД, исчисляют обязательные  платежи исходя из тарифа 34 процента: ПФР - 26 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

    12. Индивидуальные предприниматели,  адвокаты и нотариусы, занимающиеся  частной практикой (плательщики,  не производящие выплат физлицам), рассчитывают страховые взносы  исходя из стоимости страхового  года с использованием тарифа 31,1 процента: ПФР - 26 процентов, ФФОМС  - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

    13. Отчетность для персонифицированного  учета представляется ежеквартально  до 1-го числа второго календарного  месяца, следующего за отчетным  периодом. За 2010 г. такая отчетность  подавалась раз в полгода (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). 
 

    1.5. Новые обязанности налоговых агентов с 1 января 2011 года.

    С 1 января Налоговый кодекс применяется  в новой редакции. Новшества не обошли и главу 23, посвященную налогу на доходы физических лиц. Причем весьма существенные поправки касаются не столько  самих налогоплательщиков, сколько  налоговых агентов, в частности  организаций-работодателей.

    Порядок возврата налога

    С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения  в ст. 231 НК РФ, внесенные Федеральным  законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее —  Закон № 229-ФЗ) и подробно регламентирующие правила возврата НДФЛ налоговыми агентами. Рассмотрим нововведения, которые отразятся  на работе бухгалтерии.

    Во-первых, установлена обязанность налоговых  агентов сообщать плательщику о  каждом ставшем известным факте  излишнего удержания НДФЛ и его  сумме в течение десяти дней с  момента обнаружения данного  обстоятельства. Причем форма такого сообщения не определена. В Кодексе  не указано, что извещение обязательно  должно быть письменное. Однако, по нашему мнению, чтобы компания смогла подтвердить  факт уведомления, его необходимо оформить в письменном виде и ознакомить с  ним сотрудника под роспись. Штрафов  за несообщение не установлено.

    Во-вторых, для возврата денег физическому  лицу определен конкретный срок —  три месяца. Он отсчитывается с  даты получения налоговым агентом  соответствующего заявления. В течение  этого времени налоговый агент  должен перечислить деньги на счет физического лица в банке, указанный  в заявлении. Если компания нарушит  трехмесячный срок, она обязана будет  заплатить проценты за просрочку  в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки.

    В-третьих, разрешен спор относительно средств, из которых осуществляется возврат. В  обновленной ст. 231 НК РФ сказано, что  возврат возможен за счет предстоящих  платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов  которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Напомним, что ранее Минфин России разрешал возвращать налог за счет уменьшения предстоящих платежей самого плательщика НДФЛ, но был  против применения аналогичного порядка  в отношении сумм НДФЛ, удержанных с доходов других налогоплательщиков (письмо от 11.05.2010 № 03-04-06/9-94).

    Урегулирована еще одна ситуация. Если НДФЛ, перечисляемый  в бюджет налоговым агентом, меньше суммы, которую он должен вернуть  конкретному плательщику, компания направляет заявление в налоговый  орган с просьбой вернуть ей излишне  удержанную сумму. Срок для подачи такого документа — десять дней с даты получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам ст. 78 НК РФ. Ранее подобная процедура  не была детально прописана в Кодексе.

    Вместе  с заявлением на возврат излишне  удержанной и перечисленной в  бюджет суммы НДФЛ налоговый агент  представляет в налоговый орган:

    - выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;

    - документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет.

    Рассмотренные правила новой редакции ст. 231 НК РФ применяются и в случае удержания  НДФЛ после получения налоговым  агентом заявления на имущественный  вычет. В такой ситуации налог  будет считаться излишне удержанным и его необходимо вернуть в  порядке, установленном данной нормой. Это закреплено в новом п. 4 ст. 220 НК РФ.

    Еще одно важное новшество. Организациям предоставили право возвращать налог физическому лицу из собственных средств, то есть не надо ждать, пока деньги от ИФНС придут на счет компании. Подчеркнем, что это не обязанность налогового агента, а его право.

    Изменился порядок перерасчета НДФЛ в случаях, когда физическое лицо по итогу налогового периода приобретает статус резидента. Он изложен в новом п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

    Возврат налога теперь будет производить  ИФНС, в которой такое физическое лицо состоит на учете по месту  жительства или пребывания, в соответствии со ст. 78 НК РФ. Для этого налогоплательщику  по окончании года необходимо представить  декларацию и приложить к ней  документы, подтверждающие статус резидента.

    До 1 января 2011 г. в подобной ситуации перерасчет осуществляла организация-работодатель. Возврат налога физическому лицу также входил в обязанности компании.

    Таким образом, характер рассмотренного нововведения неоднозначен. С одной стороны, изменение  облегчает работу бухгалтерии, поскольку  исключает необходимость производить  перерасчет и выполнять работу по возврату НДФЛ. С другой — для  физических лиц, которые на протяжении года приобретают статус резидента, значительно увеличивается срок, в течение которого они смогут получить деньги по перерасчету. Кроме  того, возникают дополнительные временные (например, на поездку в инспекцию) и финансовые (в частности, почтовые) затраты на представление декларации и необходимых документов. 
 
 

    Глава 2. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов.

    2.1. Теоретическая база для обжалования неправомерных действий налоговых органов.

    Каждый  налогоплательщик или налоговый  агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или  бездействие нарушают их права.

    Акты  ненормативного характера — это  акты, имеющие индивидуальный характер (относящиеся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному  кругу лиц), и содержащие обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные юридические последствия. К таким  актам относятся: постановления  о взыскании налога, акт налоговой  проверки, требование об уплате налога и др.

    Нормативные правовые акты налоговых органов  могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Акты  налоговых органов, действия или  бездействие их должностных лиц  могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в  вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права  на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в суд.

    Судебное  обжалование актов (в том числе  нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц организациями и индивидуальными  предпринимателями произво­дится  путем подачи искового заявления  в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судебное обжалование актов (в том  числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством  об обжаловании в суд неправомерных  действий государственных органов  и их должностных лиц.

    Жалоба  на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

    Жалоба  в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда  налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих  прав. К жалобе могут быть приложены  обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока  подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

    Жалоба  подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

    Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного  заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же налоговый орган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки.

    Жалоба  налогоплательщика рассматривается  вышестоящим налоговым органом (вышестоящим  должностным лицом) в срок не позднее  месяца со дня ее получения.

Информация о работе Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов