Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:58, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы заключается в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы получить четкие представления о сущности налогового администрирования, налогов, порядке их исчисления, налоговой системе в целом и ее роли в деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1.Налоговое администрирование в Российской Федерации…………………....4
1.1 Тенденции развития налогового администрирования в РФ………………...4
1.2.Формы и методы налогового администрирования……………………….....16
2.Проблемы правового регулирования налогового администрирования……...17
2.1Проблемы налогового администрирования………………………………......17
2.2Реформы налогового администрирования…………………………………...19
3. Совершенствование налогового администрирования в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованной литературы……………………………………………..47
налогоплательщики получили существенную экономию по сравнению с плательщиками, своевременно исполнявшими свои налоговые обязательства.
Еще одним заслуживающим упоминания макроэкономическим фактором были резкий скачок инфляции в результате либерализации цен и сохранение высокого уровня инфляции в дальнейшем. Стремление государства снизить негативное влияние инфляции на налоговые поступления в некоторых странах с переходной экономикой предопределило крайне жесткие правила исчисления и высокий размер пени, который зачастую превышал уровень инфляции.
Многие особенности развития
систем налогового администрирования
в постсоциалистических странах
можно объяснить политическими
факторами. Так, широта налоговых полномочий
региональных властей в России в
первые годы переходного периода
была обусловлена децентралистскими
тенденциями и стремлением
В развитии системы налогового
администрирования в
-Первый, этап формирования системы налогового администрирования – продолжался с 1991 по 1999 г. В этот период действовали два базовых закона в этой области: Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» и Закон «Об основах налоговой системы»10. Первый из указанных законов определял структуру налоговых органов, их права и обязанности. Второй давал определения основных понятий налогового законодательства (в частности, понятия налога, налогоплательщика), содержал перечни федеральных, региональных и местных налогов, устанавливал основные права и обязанности налогоплательщиков.
Вместе с тем характерной особенностью первого этапа развития системы налогового администрирования являлась относительно низкая регулирующая роль законов по сравнению с подзаконными актами (Указами Президента, инструкциями налоговых органов и пр.). Это объяснялось как недостаточным уровнем детальности соответствующих законов, большинство норм которых не было рассчитано на прямое применение, так и политическими факторами. Так, в результате политического кризиса октября 1993 г. Указы Президента на некоторое время практически подменили собой законы, регулируя вопросы, традиционно относящиеся к исключительной компетенции законодательной власти. Особое место среди источников налогового права на первом этапе формирования налоговой системы занимали решения Конституционного Суда, в которых были сформулированы некоторые базовые для налогового законодательства понятия и принципы.
-Второй, этап развития системы налогового администрирования начался со вступлением в силу первой части Налогового кодекса 1 января 1999 г. Ее принятие ознаменовало первый этап масштабной налоговой реформы в России.
В отличие от ранее действовавшего законодательства первая часть Налогового кодекса прямо регулирует практически все значимые аспекты налогового администрирования, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения), порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия налогов и сборов; организационно-правовые основы деятельности налоговых органов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Со вступлением в 1999 г. в действие части 1 Налогового кодекса
и в дальнейшем с введением в действие глав части 2 Налогового ко- декса система налогов и сборов была существенно оптимизирована. В частности, количество налогов было сокращено почти в 4 раза, а ставки основных из них понижены. Если на первом этапе развития налоговой системы существовало 53 вида налогов и сборов, то на протяжении второго этапа ее развития их количество налогов постоянно уменьшалось. В настоящее время вопросы, связанные с организацией системы налогов и сборов, регулируются главой 2 Налогового кодекса. Перечень федеральных, региональных и местных налогов установлен в ст. 13–15 НК РФ. И если в первоначальной редакции данных статей было установлено 28 видов налогов и сборов (из них 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов), то после 2004 г. перечень сократился до 14 видов налогов и сборов (из них 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Особого внимания заслуживает связь налоговой реформы с реформированием системы межбюджетных отношений.
На первом этапе развития налоговой системы распределение доходов между бюджетами различных уровней было непрозрачно, какие-либо общие, единообразные принципы разграничения доходных источников не применялись. Это было обусловлено как общей нестабильностью доходной базы государства вследствие высокой инфляции, дефицитности бюджетов, так и низким уровнем развития бюджетного федерализма. В совокупности эти причины привели к тому, что:
• приносящие наибольший объем доходных поступлений налоги были отнесены к категории федеральных, тогда как региональные и местные налоги покрывали менее 15% расходных обязательств региональных и местных бюджетов.
Следует отметить, что эта проблема так и не была решена. В процессе реформы межбюджетных отношений, проведенной в 2003–2005 гг., объем расходных обязательств региональных и местных бюджетов существенно вырос, тогда как доходность региональных и местных налогов не только не увеличивалась, но, напротив, сокращалась. К примеру, в 2000-х годах был отменен налог с продаж; налог на игорный бизнес также утратил свое значение в связи с введенными территориальными ограничениями на размещение игорных заведений.
Результатом этого стало дальнейшее сокращение доли доходов от региональных и местных налогов в бюджете субъектов РФ и муниципальных образований. По нашим оценкам, на 2008 г. они покрывают не более 9% расходных обязательств регионального и местного уровней;
• соответственно налоговые доходы регионов и местного самоуправления складывались преимущественно из отчислений от налогов, отнесенных к категории федеральных;
• отчисления от федеральных налогов перераспределялись поновому практически каждый год, что существенно ограничивало возможности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по среднесрочному бюджетному планированию.
Кроме того, распределение
налоговых доходов между
В начале 2000-х годов указанные проблемы межбюджетных отношений были по большей части решены. По итогам инвентаризации и перераспределения расходных обязательств между разными уровнями государственной власти и местного самоуправления было проведено перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, процентное распределение доходов от федеральных налогов было закреплено законодательно, а полномочия регионов и муниципальных образований по введению в действие региональных (местных) налогов были четко определены в Налоговом кодексе РФ.
В значительной степени решению
проблем распределения
Данной Программой планировалось к 2005 г.:
1) расширить налоговые
полномочия органов власти
2) законодательно закрепить
основные доходные источники
(собственные налоги, отчисления
от налоговых поступлений) за
региональными и местными
3) сократить масштабы
расщепления налоговых
4) отказаться от практики
централизации поступлений по
региональным и местным
5) обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние «офшорные» зоны, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.
Из перечисленных задач
на практике были решены вторая, четвертая
и пятая. В частности, в 2004 г. Федеральным
законом «О вне сении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования
Поправки затронули почти все статьи части 1 Налогового кодекса РФ и носили как технический, так и содержательный характер. Текущее состояние законодательства о налоговом администрировании будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах данной работы.
1.2 Формы и методы налогового администрирования
Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Налоговое администрирование,
как организационно-
Налоговые органы осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. В соответствии с возложенными задачами, Управление ФНС России по региону это также субъект налогового администрирования и орган управления процессом сбора налогов и налогового контроля. В положении об управлении постоянно подчеркивается, что оно организует, координирует и контролирует выполнение нижестоящими налоговыми органами процедур, связанных со сбором платежей в бюджет.
Необходимо отметить, что при создании налоговой системы региональные органы ФНС России (тогда Государственной налоговой службы Российской Федерации) назывались Государственными налоговыми инспекциями по региону. Соответственно, наряду с управленческими функциями, они выполняли и функции контроля за уплатой налогов предприятиями, организациями и гражданами. Впоследствии произошло разделение управленческих и контрольных функций, причем контрольные функции были переданы районным и межрайонным налоговым инспекциям.
Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, далее определим и рассмотрим совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление.
2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО
2.1 Проблемы налогового администрирования
Российская Федерация
как демократическое
Информация о работе Правовые аспекты налогового администрирования