Правовые аспекты налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы заключается в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы получить четкие представления о сущности налогового администрирования, налогов, порядке их исчисления, налоговой системе в целом и ее роли в деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1.Налоговое администрирование в Российской Федерации…………………....4

1.1 Тенденции развития налогового администрирования в РФ………………...4

1.2.Формы и методы налогового администрирования……………………….....16

2.Проблемы правового регулирования налогового администрирования……...17

2.1Проблемы налогового администрирования………………………………......17

2.2Реформы налогового администрирования…………………………………...19

3. Совершенствование налогового администрирования в РФ………………....33

Заключение………………………………………………………………………...40

Список использованной литературы……………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО НАЛОГАМ.docx

— 85.13 Кб (Скачать документ)

При дальнейшей разработке и внедрении стандартов государственных  услуг, предоставляемых налоговыми органами, а также административных регламентов, необходимо предусмотреть принцип «одного окна» для налоговой отчетности: попав единожды в систему налоговых органов, документы должны передаваться вышестоящим налоговым органам при повторных проверках или другим инспекциям в рамках встречных проверок без их повторного предоставления налогоплательщиком. Для этого следует установить прямой запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов;

- необходимо отказаться от процедур подачи налоговых деклараций (например, по НДС и ЕСН) в налоговые службы сотрудниками компаний лично и перейти к приему налоговых деклараций в электронной форме

- необходимо развитие механизма интерактивной связи с налогоплательщиком; следует организовать телефонную и электронную службы поддержки, куда налогоплательщики могли бы обращаться со своими вопросами. В этом смысле необходимо совершенствовать разработанный проект административного регламента исполнения государственной функции «По бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговой отчетности и разъяснению порядка их заполнения». Так, он содержит нормы обязательной формы письменных обращений», которые не облегчают участь налогоплательщика, но порождают его новые обязанности, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Проект регламента не предусматривает такой необходимый вид информирования как доведение до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений о реквизитах соответствующих счетов Федерального, казначейства, а также сведений об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Некоторые статьи предусматривают право должностного лица отказать в исполнении государственной функции по устному информированию налогоплательщика при обращении налогоплательщика по вопросу, относящемуся к разъяснению исполнения налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Учитывая, что потребность в информировании о «порядке исчисления и уплаты налога», равно как и «правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» возникает у лица применительно к конкретной ситуации и напрямую связана с необходимостью четкого понимания своих прав и обязанностей (в т.ч. обязанностей по уплате налогов) в этой конкретной ситуации, предлагаемая разработчиками проекта норма, делает бессмысленной сам институт информирования о правах и обязанностей.

- разработать и нормативно утвердить механизм учета мнений заинтересованных лиц, независимой экспертизы, результатов опросов получателей соответствующей государственной услуги, при совершенствовании стандартов государственных услуг и административных регламентов.

Четкое исполнение административных регламентов должно стать критерием оценки работников налоговых служб и подразделений, основой полноценного кадрового планирования. Это позволит пресечь практику тотального предъявления необоснованных претензий налоговых органов и повысить качество контрольной работы без ущемления прав налогоплательщиков.

Введение административных регламентов и системы управления по результатам должно значительно снизить уровень бюрократизма налоговых органов и коррупции. На актуальность последней проблемы указывают последние обследования малых предприятий: по объему взяток и по объему контрольных проверок налоговая служба занимает «почетное» второе место, только за счет того, что преобладает санэпидемконтроль.

ФНС необходимо оптимизировать свои контрольно-надзорные функции через введение надежных механизмов противодействия коррупции в сфере налогового администрирования.

Разработка и внедрение  в системе налогового администрирования  принципов и процедур управления по результатам имеет особое значение, поскольку в настоящее время, по мнению экспертов, главной заботой налоговых инспекторов стало исполнение планов Министерства финансов РФ по сбору налогов, а не качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Для повышения  качества налогового администрирования необходимо последовательное внедрение принципов административной реформы в деятельность всех органов власти и управления, завершение муниципальной реформы. Для оперативного контроля за деятельностью всех субъектов налогообложения: взыскания недоимок, повышения обоснованности мер, принимаемых к налогоплательщикам за просрочку платежей, анализа косвенных сведений о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимых для контроля налоговой базы, налоговые органы  нуждаются в получении постоянной информации от органов федерального казначейства (сведения о платежах), местного самоуправления, судов, других государственных служб и ведомств. Вместе с тем, межведомственный информационный обмен, интеграция информационных ресурсов осуществляются слабо. Многие из вновь созданных муниципальных образований не обеспечены необходимойт техникой, не оснащены программными средствами, позволяющими полноценно использовать полученные от налоговых органов данные. Порой отсутствуют и квалифицированные специалисты, владеющие навыками работы на компьютере.

В рамках реформы государственной  службы налоговые органы уделяют большое внимание повышению квалификации, профессионализма и объективности налоговых инспекторов. Сформировалась система подготовки налоговых инспекторов, которой до создания налоговой службы в России не существовало: ни одно учебное заведение страны не готовило специалистов в этой области. В настоящее время налоговая служба обеспечена профессиональным ядром, состоящим из бухгалтеров, компьютерных специалистов, экономистов, адвокатов, менеджеров, статистиков и так далее, не уступающих по компетентности их коллегам из частного сектора. К работникам налоговых служб предъявляют высокие требования: обладать не только техническими навыками по сбору налогов, но также быть порядочным, честным, ответственным.

Вместе с тем, налогоплательщики часто отмечают недостаточно высокий уровень квалификации служащих налоговых органов. В последнее время налоговые органы выставляют компаниям множество налоговых претензий за прошедшие периоды. Однако значительная их часть впоследствии признается недействительной или существенно уменьшается по решению судов. Это ставит вопрос о качестве проводимых налоговых проверок и о дефиците кадров, соответствующих высоким профессиональным требованиям - компетентных, грамотных, имеющих опыт работы и постоянно повышающих квалификацию, соблюдающих профессиональную этику, справедливо и беспристрастно относящихся к налогоплательщику. Работники налоговых служб не имеют достаточного научного и методического обеспечения для проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников, для внедрения прогрессивных форм и методов информационно разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств.

В системе Федеральной налоговой службы недооценивается роль специалистов по информационным технологиям. В ходе административной реформы их количество существенно сократилась, а число возложенных на  них функций возросло до 20 и более. При привлечении профессионального персонала налоговые органы часто имеют не конкурентную по сравнению с частным сектором заработную плату. В налоговых органах слабы такие мотивирующие факторы, как возможность профессионального роста, развитие карьеры в соответствии со стандартными критериями, которые поддаются проверке, гарантированное оплаченное обучение на курсах повышения квалификации, где используются новейшие учебные технологии; профессиональные пенсии и социальное обеспечение; безопасность работы: адекватная охрана и гарантия срока пребывания в должности, если не будут нарушены ясно прописанные инструкции, предоставление защиты в любом споре с предпринимателем; меры общественного признания.

Система мотивации  персонала налоговых служб очень  важна. Международное сообщество налоговых администраторов рекомендует формирование в ней следующих элементов:

- создание благоприятной  рабочей атмосферы;

- разработка  системы достойного вознаграждения  за хорошую работу в денежно-кредитной форме, а также в форме ускоренного продвижения по службе;

- создание условия  для оплачиваемого отпуска;

- хорошо спланированные  и прозрачные программы обучения;

- обеспечение  равных прав и равных возможностей  для всех служащих;

- вовлечение  служащих в процессы принятия  решений;

-предоставление достаточных ресурсов для эффективного выполнения профессиональных обязанностей;

-обеспечение  кадров налоговых служб достойным  жильем, необходимым транспортом, удобным и  безопасным местом работы в офисе.

Для формирования данной системы  мотивации необходимо создать гибкую, многоуровневую и непрерывную систему подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров обеспечить ее необходимой материальной, научной и методической базой. Внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс должно обеспечить  в кратчайшие сроки обучение руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. 

Модернизация  налогового реформирования, осуществляемая в рамках административной реформы, предполагает кардинальное улучшение системы информационного обеспечения налоговых служб. Для осуществления 
стратегического контроля и стратегического планирования в налоговом администрировании необходима непрерывная, надежная, сопоставимая и безопасная информация. Электронные сети делают сбор и администрирование налогов более рентабельным, точным и своевременным, повышают эффективность связи с налогоплательщиками, снижая их затраты и обеспечивая более удобное обслуживание, улучшают доверие и одновременно обеспечивают прозрачность деятельности налоговых органов. Информатизация налоговых органов имеет также огромный потенциал как инструмент обучения. В настоящее время основными проблемами создания корпоративной автоматизированной системы налоговых органов является отсутствие единого информационного пространства, доступного для  использования из любого узла сети независимо от места их физического расположения и происхождения; наличие в базах данных дублирующих друг друга сведений; отсутствие обоснованной систематизации информационных ресурсов; избыточность межуровневого обмене из-за неоднократной пересылки данных; затрудненность доступа к удаленным информационным ресурсам; использование приложениями разных систем классификации и кодирования; отсутствие единой системы обеспечения информационной безопасности, способной в том числе сохранить и защитить коммерческую информацию, получаемую налоговыми органами.

Указанные проблемы в значительной степени могут  быть решены путем интеграции информационных ресурсов АИС «Налог», ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, интеграции информационных ресурсов федерального и регионального уровней; путем обеспечения вновь созданных муниципальных образований необходимой техникой, их оснащения программными средствами, позволяющими полноценно использовать полученные от налоговых органов данные. Необходимо решать вопрос со специалистами по информационным технологиям через повышение уровня оплаты их труда, сопоставимого с коммерческим сектором, а также через передачу некоторые функций по сервисному обслуживанию компьютеров, принтеров, копировальной техники и т.д. специализированным фирмам.

Потенциал налоговых  служб можно также усилить, обеспечив работников налоговых органов и налогоплательщиков возможностью прямого и равного доступа к нормативной правовой базе, регулирующей налоговые правоотношения.

Федеральная налоговая служба РФ приступила к разработке Кодекса поведения служащих ФНС, в котором предполагает прописать общие требования к налоговому инспектору при осуществлении им как профессиональной, так и внеслужебной деятельности, порядок урегулирования конфликта интересов. Важно, чтобы этот документ, который призван повысить качество налоговое администрирование в РФ, включал не только традиционные профессиональные ценности - честность, ответственность, точность, - но и ценность сбора налогов, основанного на социальном партнерстве, "добровольном согласии", ценность обслуживания общества.

Налоговые службы должны увеличивать  налоговые сборы за счет повышения  качества взаимодействия с налогоплательщиком, усиления своей ответственности за его образование и информированность, а также оказывать  помощь налогоплательщику в исполнении его налоговых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Современная система налогового администрирования  в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые  можно условно разбить на три  группы:

1) необходимость налаживания налогового  администрирования, наличие пробелов  и недоработок в общих принципах  налогового права;

2) недостатки в формулировках  и режимах налоговых законов,  регулирующих применение конкретных  налогов. Среди них следует  выделить законы, регулирующих налоги  на доходы и имущество физических  лиц и НДС;

Информация о работе Правовые аспекты налогового администрирования