Принципы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.17 Кб (Скачать документ)

Московский государственный  университет путей сообщения  
 
 
 
 

                            

                           Курсовая работа

На тему: «принципы налогового контроля» 
 

     
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: студентка Штанько Я.С. гр.320

                                                           Проверил: док.юр.наук,профессор Землин  А.И. 
 
 
 

                          Москва 2011 

                                     Содержание

 Введение………………………………………………………………………3

  1. Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5

         1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5 

         1.2.Классификация налогового контроля……………………………12

         1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14

  1. Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17

    2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17

    2.2.Классификация принципов………………………………………19

  Заключение………………………………………………………………….41

  Список литературы…………………………………………………………47  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Ежедневно гражданам  и юридическим лицам приходится сталкиваться с различными сторонами  исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной исполнительной власти и их должностных лиц, основным "содержанием которой является непосредственная, повседневная организация  выполнения внутренних и внешних  функций государства, стоящих перед  ним задач"1 . Отличительной чертой данной деятельности является то, что органы государственного управления обладают властью в отношении граждан и организаций, однако применение принуждения для них является подчиненной задачей. Основное – это позитивная, организующая деятельность. Ее содержание многообразно и имеет сложную структуру.

Одной из основополагающих категорий налогового права является категория

“налогового контроля”, определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Система налогового контроля начала активно

формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться  и в настоящее время. При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Важное значение в правовом регулировании налогового контроля играет соблюдение определенного баланса интересов государства по формированию своей финансовой основы, с одной стороны, и интересов “обязанных” лиц (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, банков и др.) по защите от неправомерного вмешательства в их хозяйственную деятельность – с другой стороны. Понятие "налоговый контроль" ранее не являлось объектом активного анализа в экономической и правовой литературе, и нашло развернутое практическое применение только в Налоговом Кодексе Российской Федерации, часть I. 
Касаясь в данной курсовой работе темы налогового контроля, хотелось бы обозначить понятие «контроль», как таковое, а также подчеркнуть его принадлежность к финансовому контролю.

Согласно общей  теории права, любой контроль (франц. «controle» – «проверка») – это  процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий  из трех основных элементов:

   - установление  стандартов деятельности системы,  подлежащих проверке;

   - измерение  достигнутых результатов с ожидаемыми  результатами;

   - корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.  

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:

   - определить  понятие налогового контроля;

   - обозначить  и раскрыть основные принципы  налогового контроля;

   - определить  понятие принципов налогового  контроля;

   - раскрыть  субъекты налогового контроля; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Глава «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ»

    1.1.Понятие налогового контроля

    Статья 82. Общие положения о налоговом  контроле

(в ред.  Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2

    1. Налоговым контролем признается  деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми  агентами и плательщиками сборов  законодательства о налогах и  сборах в порядке, установленном  настоящим Кодексом.

(абзац введен  Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим  Кодексом.

(в ред. Федеральных  законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе  продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

(абзац введен  Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

    2. Утратил силу. - Федеральный закон  от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

    3. Налоговые органы, таможенные органы  и органы внутренних дел в  порядке, определяемом по соглашению  между ними, информируют друг  друга об имеющихся у них  материалах о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и налоговых  преступлениях, о принятых мерах  по их пресечению,

    о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют 3обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

(п. 3 введен Федеральным  законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред.  Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    4. При осуществлении налогового  контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике  (плательщике сбора, налоговом  агенте), полученной в нарушение  положений Конституции Российской  Федерации, настоящего Кодекса,  федеральных законов, а также  в нарушение принципа сохранности  информации, составляющей профессиональную  тайну иных лиц, в частности  адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну.

(п. 4 введен Федеральным  законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

  Что касается непосредственно понятия налогового контроля, то в современной научной  литературе существует множество его  трактовок. Так, для сравнения следует  привести ряд наиболее часто встречающихся  определений, даваемых этому виду контрольной  деятельности российскими учеными. 

  Е. В. Поролло  подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: “Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый  контроль в виде классической кибернетической  системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование”

  4А.В. Брызгалин считает, что “налоговый контроль—это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль.

  “Налоговый  контроль можно определить как установленную  законодательством совокупность приемов  и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту  и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” 

Е.Ю.Грачева и  Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд»

Аналогичного  мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем  «деятельность должностных лиц  налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных  Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов  и сборов, а также выявления  и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и  сборах»

5Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:

-учет организаций  и физических лиц;                                                                                  -налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;                   -налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;                                                                                               -налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;                     -налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;                                                                                  -налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;                                                                                                                              -налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;                                                                                                                   -налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

  Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе  государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления  контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение  финансовых ресурсов в государственный  бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении  исполнения бюджета государства  по доходам, поскольку 80-90% бюджетных  доходов страны базируется на налоговых  поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области  контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

  Одним из важнейших  условий  стабилизации  финансовой  системы  любого государства, в том числе и  российского,  является  обеспечение  устойчивого сборов налогов.

Устойчивое  соблюдение этих условий  предопределяется  единой  системой контроля над правовыми нормами налогового  законодательства,  правильностью исчисления,  полнотой  и  современностью  поступления  налогов  в  бюджетную систему РФ и платежей в  государственные  внебюджетные  фонды.  Контроль  за соблюдением   налогового   законодательства   в   России   осуществляет в соответствии с законом «О государственной налоговой службе РФ» от  21  марта 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными  законами  РФ  от  24  июня 1992 г., от  2  июля  1992  г.  и от  25  февраля 1993  г.

Информация о работе Принципы налогового контроля