Принципы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.17 Кб (Скачать документ)

Заключение 

  Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

  Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной  из которых является стремление плательщика  так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические.

  Однако  какими бы они ни были, необходимо противостоять  неуплате причитающихся государству  налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

  Необходимо  отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.

  Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных  правовым образом. 

  В данной курсовой работе мы рассмотрели:

   -понятие налогового контроля;

   -субъекты налогового контроля;

   -классификацию налогового контроля;

   -ряд принципов налогового контроля:

  1. Принцип законности.

В общем плане  этот принцип подразумевает строгое  соблюдение предписаний законодательных  актов и основанных на них предписаний  иных правовых актов. Другими словами, любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем  законодательстве.

  2. Принцип юридического  равенства.

Применительно к налогообложению данный принцип  выражается в том, что налоги и  сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

  3. Принцип соблюдения  прав человека  и гражданина.

Исходя из того, что права и свободы человека, согласно Конституции,29 являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство. 

4. Принцип гласности.

Данный принцип  означает открытую и доступную для  всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также  получения информации.

  5. Принцип ответственности.

Этот принцип  заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются  меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля.

  6. Принцип защиты  прав.

Защита прав субъектов должна гарантироваться  на любом этапе развития налоговых  отношений, в том числе и при  проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут  обжаловать действия и акты налоговых  органов на любой стадии осуществления  контрольной деятельности. Принцип  защиты прав проверяемой организации  или физического лица в ходе осуществления  налогового контроля предполагает также  право соответствующего объекта  не исполнять неправомерные требования должностных лиц или уполномоченных органов  
 
 
 
 

  1. Принцип независимости.

Лимская30 декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Хотя государственные  органы не бывают абсолютно независимы, так как они являются частью государства  в целом, высший контрольный орган  должен иметь функциональную и организационную  независимость, необходимую для  выполнения возложенных на него задач.

  2. Принцип планомерности.

Этот принцип  подразумевает, что любая контрольная  деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность  проверок тех или иных субъектов  хозяйствования.

  3. Принцип регулярности (систематичности)  контроля.

Согласно данному  принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные  ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

      

  4. Принцип объективности и достоверности.

Принцип объективности  и достоверности результатов  налогового контроля предполагает, что  решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о  соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

  5. Принцип документального  оформления результатов  контроля.

Здесь имеется  в виду, что в ходе осуществления  мероприятий налогового контроля все  обнаруженные факты, действия и события  должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с  обязательным наличием соответствующих  реквизитов.

  6. Принцип взаимодействия  и обмена информацией  с другими государственными  органами.

Как правило, для  реализации результатов контрольной  деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным  органам, которые имеют соответствующие  полномочия по применению мер ответственности 

Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими  при его организации. 

Создание прочной  финансовой основы существования государства  и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Завершая анализ некоторых положений теории налогового контроля, хотелось бы отметить, что формирование  Особенной части налогового права продолжает наполнение указанной категории новым содержанием посредством введения новых форм налогового контроля и специальных контрольных режимов (таких, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ),31 что позволяет выдвинуть своеобразный лозунг о том, что “ налоговый контроль – больше, чем контроль в его традиционном понимании”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. С.165.  
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1955. С.431.  
3. Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С.151.  
4. Явич Л.С. Указ. соч. С.149.  
5. На важность принципов, в частности налогового права, для законодательной, правоприменительной и судебной практики указывают Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев. См.: Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С.192.  
6. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С.135 – 147; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: "ТЕИС", 1995. С.261.  
7. См.: Селюков А.Д. Правовое регулирование бюджетных отношений: теория и практика. Монография. Ч.1. М.: Изд-во МГСА, 2002. С.88-90.  
8. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Указ. соч. С.186.  
9. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С.69.  
10. Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть I). Ст.3436.  
11. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С.71-84.  
12. Пункты 10, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст.3895.  
13. Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть I). Ст.3436.  
14. См также: Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное приказом МНС РФ от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120 // Российская газета. 1999. №159.  
15. Ст. 12 Закона РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №15. Ст.492.  
16. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контрольно-счетные органы Российской Федерации (в вопросах и ответах) / А.В. Коровников, Н.С. Столяров, К.В. Сурков, В.И. Шлейников. Под общ. ред. С.В. Степашина. М.: Издательский дом "Финансовый контроль", 2001. С.109.  
17. См. например: п.3 Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утвержденные МНС РФ 7 мая 2001 г. №АС-6-16/369 // Финансовая газета. 2001. №24.  
18. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №26.  
19. См. также: Порядок передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, в федеральные органы налоговой полиции, утвержденный приказом ФСНП РФ №409 от 15 ноября 1999 г. и приказом МНС РФ № АП-3-16/359 от 15 ноября 1999 г.  
20. Пункт 3 ст. 82 НК РФ.  
21. Порядок обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами, утвержденный Приказом Минфина РФ от 21 февраля 2001 г. № 14н и Приказом МНС РФ от 21 февраля 2001 г. № БГ-3-09/51.  

22. Соглашение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по взаимному информационному обмену, утвержденное МНС РФ № БГ-15-11/1222, ГТК РФ № 01-11/15581 8 июня 2000 г.  
23. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №26.  
24. Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть I). Ст.3436.  
25. Российская газета. 1993. №89.                                                                  26.Налоговый кодекс РФ 2011                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Информация о работе Принципы налогового контроля