Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;
Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47
Государственная налоговая служба РФ и ее органы на местах.
Государственная налоговая служба РФ относится к центральным органам
федеральной
исполнительной власти. Она
руководит налоговой сферой
управления и является межотраслевым
(функциональным) органом управления,
наделена властными полномочиями
и осуществляет контроль за
соблюдением налогового законодательства.
Посредством контроля устанавливается
достоверность данных о полноте, своевременность
и эффективность выполняемого задания,
а также законность операций и действий,
осуществленных должностными лицами
при выполнении задания, выявление
внутренних резервов улучшения деятельности
и устранения допущенных нарушений
и недостатков в работе, включая
привлечение к ответственности соответствующих
должностных лиц за нарушение законности,
допущенную халатность при выполнении
установленных заданий.
6По срокам выполнения контроль принято подразделять на оперативный
и периодический.
Оперативный контроль - представляет собой проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца по завершении контролируемого процесса, операции или действия в соответствии с его качественной и количественной характеристикой. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам.
Задача такой проверки - установить, соблюдаются ли требования законодательства, в том числе и налогового, правильно, своевременно и целесообразно ли совершаются хозяйственные операции и процессы, вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта и принять меры к их устранению.
По источникам данный контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль – это проверка, при которой содержание
проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению
определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).
Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и
качественное
состояние проверяемого объекта
устанавливается на основании обследования,
осмотра, обмера, пересчета, взвешивания,
лабораторного анализа, экспертизы, контрольного
запуска сырья и материалов в производство
и другими способами аналогичного содержания
Таким образом, контроль в налоговой деятельности – это метод
7руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.
Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть
формируемого государством организационно-правового механизма управления.
Представляющую
собой особый вид деятельности специально
уполномоченных государственных органов,
в результате которой обеспечивается
установленное нормами налогового права
исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения,
исследование и выявление оснований для
осуществления принудительных налоговых
изъятий в бюджетную систему, а также установление
оснований для применения мер ответственности
за совершение налоговых правонарушений.
1.2.Классификация налогового контроля
В связи
с тем что в настоящем
Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего
комплекса деятельности подконтрольного лица;
б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль –
осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате
определенных налогов;
в) целевой налоговый контроль – производится по отдельным финансовым
операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные
операции;
4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов
налоговый контроль делится еще на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся
документов, связанных с уплатой налогов и сборов;
б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части
специально отобранных документов.
2) в зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;
б) фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического
состояния объектов налогообложения;
в) встречный налоговый
контроль, предусматривающий получение
информации о действиях обязанных лиц
от их контрагентов, банков и других третьих
лиц.
85. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и
предупреждение нарушений налогового законодательства;
б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в
отчетном периоде;
в) последующий
налоговый контроль – проверка реального
исполнения требований налогового законодательства,
решений и предписаний контролирующих
органов;
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый контроль – проводится по месту расположения
налогового органа;
б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица;
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в
установленных
налоговым законодательством
Таким образом,
приведенная классификация в
зависимости от различных критериев
показывает многогранность и сложность
такого явления как налоговый контроль.
91.3.Субъекты налогового контроля.
Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ)
упоминает различные государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов. Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля. Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы Российской Федерации - это организованная государством
единая система
контрольных органов за соблюдением
правильности исчисления, полноты и своевременности
уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный
фонд налогов и других обязательных платежей,
а также за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами, плательщиками сборов
и другими лицами надлежащего исполнения
своих обязанностей, установленных налоговым
законодательством.
Единая централизованная
система налоговых органов
1-федерального органа исполнительной власти – Министерства РФ по налогам и сборам;
2-территориальных органов МНС РФ:
- межрегиональные инспекции МНС РФ;
-
управления МНС РФ по
- инспекции МНС РФ межрайонного уровня;
- инспекции МНС РФ по районам, районам в городах, городам без
районного деления (ИМНС);
3-подведомственных организаций.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются
статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Основными задачами налоговых органов являются:
- учет налогоплательщиков;
- учет поступления налогов;
- анализ динамики поступления налогов по всем признакам;
- информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
- совершенствование системы налогообложения: законодательная
инициатива, методические разработки, информационное обеспечение;
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
10Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:
- проводить налоговые проверки;
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы,
являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;
- проводить выемку документов, свидетельствующих о налоговых
правонарушениях;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и
налагать арест на имущество налогоплательщиков;
- осматривать любые производственные, складские, торговые и иные
помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов;
- определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся
дополнительной информации;