Принципы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.17 Кб (Скачать документ)

Данный принцип  складывается из нескольких составляющих правомочий. Прежде всего, речь идет о  праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исключение составляют лишь сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых  определяется федеральным законом (ч.4 ст.29 Конституции). Во-вторых, это  – свобода массовой информации (ч.5 ст.29 Конституции). И, в-третьих, обязанность  государства официально публиковать  законы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации). Кроме того, нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.  Требования данного принципа нашли отражение в ст.3 17Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"и в ст.2 Закона от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"(в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. №197-ФЗ).

В сфере налогообложения  принцип гласности реализуется, в частности, в двух основных требованиях: 1) официальной публикации актов  законодательства о налогах и  сборах (п.1 ст.5 НК РФ) и сведений о  действующих на территории Российской Федерации региональных и местных  налогах и сборах (ч.2 ст.16 НК РФ); 2) исполнения налоговыми органами своих  обязанностей по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и даче разъяснений о порядке  исчисления и уплаты налогов и  сборов (пп.4 п.1 ст.32 НК РФ )18

В ходе налоговых  проверок налоговые органы также  имеют целый ряд обязанностей по информированию налогоплательщиков о проведении мероприятий налогового контроля, в частности при проведении экспертизы (п.п.6, 7, 9 ст.95 НК РФ).

                 5. Принцип ответственности

 Принцип ответственности заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры правовой ответственности. Данный принцип юридически значим для регулирования и правоприменения в сфере контрольной деятельности, поскольку именно в ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация фактов правонарушений в документах налогового контроля.

В области налогового контроля требования рассматриваемого принципа находят отражение в  двух видах ответственности:                                                       1) ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, и иных лиц, участвующих в налоговой проверке;                                                                                  2) ответственности проводящего проверку налогового органа и его должностных лиц.

Налоговым кодексом устанавливается ответственность  налогоплательщиков и налоговых  агентов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст.126 НК); свидетелей – за неявку или  уклонение от явки без уважительных причин (ст.128 НК); экспертов, переводчиков и специалистов – за отказ от участия в проведении налоговой  проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного  перевода (ст.129 НК).

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях,19 должностные лица налогоплательщика несут ответственность:                            1) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 РФ);                                                                                            2) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей                 (ст.19.4 РФ).                                                                                                    Должностными лицами в рамках административного процесса признаются в данном случае:                                                                                                                        а) выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции руководители и другие работники организаций;                      б) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (примечание к ст.2.4 РФ).

Должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими  своих обязанностей привлекаются к  дисциплинарной, материальной и уголовной  ответственности в соответствии с действующим законодательством .

Так, Уголовным  кодексом Российской Федерации   установлена ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).

При этом в рамках уголовного права должностными признаются, в частности, лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных органах (примечание к ст.285 УК РФ).

Кроме того, УК РФ предусмотрена ответственность  за незаконное разглашение сведений составляющих налоговую тайну (ст.183). Исходя из смысла данной статьи, а так  же ст.102 НК РФ, субъектами данного вида преступления могут являться как  работники налоговых органов, так  и привлекаемые к участию в  налоговой проверке специалисты  и эксперты.       В соответствии со ст.14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"                          к должностным лицам налоговых органов могут применяться такие виды дисциплинарной ответственности как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение.

Таким образом, в рамках рассматриваемого принципа устанавливаются отношения ответственной  взаимозависимости сторон налоговых  правоотношений – государственного органа (должностного лица) и налогоплательщика. Реализация его требований способствует выполнению обозначенной нами ранее  двуединой задачи организации эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих налоговым  органам функций и задач и  обеспечения в ходе налоговых  проверок приоритета защиты и соблюдения, законных прав и интересов граждан и организаций.

                      6. Принцип защиты прав

Защита прав субъектов гарантируется на любом  этапе развития налоговых

отношений, в  том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие принципы контроля.

                           7. Принцип независимости

 В ст.5 20Лимской декларации руководящих принципов контроля записано, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, поскольку являются частью аппарата государства в целом, высший контрольный орган должен обладать обеспеченной функциональной и организационной независимостью, необходимой для выполнения возложенных на него задач 24 . Важными составляющими независимости являются финансовая независимость контрольного органа и независимость его членов (ст.ст. 6, 7 Декларации).           На сегодняшний день налоговые органы Российской Федерации являются объединенной в самостоятельное федеральное министерство и организованной государством единой централизованной системой контрольных органов,

независимой от влияния каких-либо организаций  или физических лиц и призванной реализовывать публичные интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговые органы имеют установленную федеральными нормативными актами внутреннюю организационную  и территориальную структуру,                                          финансовую основу, компетенцию, законодательно предписанные методы и формы деятельности и т. д., что позволяет им работать с высокой степенью автономности. 

Организационно-правовой основой действия принципа независимости  служит то обстоятельство, что налогоплательщики  и иные обязанные лица находятся  с налоговыми органами как властным субъектом лишь в отношениях функциональной зависимости и организационно ему  не подчинены.

            

              8.Принцип планомерности

В соответствии с данным принципом любая контрольная  деятельность, для которой характерны цикличность и постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с  временными рамками их осуществления. Принцип планирования мероприятий  налогового контроля в форме налоговых  проверок предполагает проведение предварительной  подготовки и составление графика  проведения мероприятий налогового контроля, установление четкого перечня  подлежащих проверке объектов контроля и определение очередности проведения налоговых проверок в отношении  организаций и индивидуальных предпринимателей 25 . Следование данному прин-ципу призвано упорядочить, усилить координацию контрольной деятельности налоговых органов. Благодаря этому происходит снижение трудовых и материальных затрат на проведение налоговых проверок, повышается их эффективность и результативность. 
 

9. Принцип регулярности (систематичности) контроля Поскольку функционирование объектов контроля циклично по своей природе, постольку контрольная деятельность согласно требованиям рассматриваемого принципа, должна носить циклический характер, и осуществление отдельных контрольных действий (процедур)21 с необходимостью должно повторяться через определенные промежутки времени. В сущности требования этого специального принципа являются следствиями более общей закономерности соответствия субъекта управления своему объекту .

Законодательно  устанавливается периодичность  проведения мероприятий налогового контроля. Так, камеральные налоговые  проверки могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в  зависимости от сроков, установленных  законодательством для представления  налоговых деклараций, промежуточных  расчетов или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Из установленного ч.1 ст.87 НК РФ ограничения на охватываемый налоговой  проверкой период деятельности налогоплательщика  следует, что выездные налоговые  проверки должны проводиться не реже одного раза в четыре года.

   
 
 
 
 
 
 

  10. Принцип объективности и достоверности

Принцип объективности  и достоверности результатов  налогового контроля

предполагает, что  решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически  существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний. Требования объективности и достоверности, нашли отражение прежде в закрепленном в п.2 ст.100 НК РФ положении, что нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки и указанные в акте налоговой проверки, должны быть документально подтверждены. Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. №60 22, устанавливает, конкретизируя положения НК РФ, что факты, выявленные в ходе налоговой проверки и закрепленные в акте проверки, должны быть результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, должны подтверждаться соответствующими документами и обеспечивать полноту выводов о действиях проверяемых лиц.

Не допускается  указание в акте не основанных на достаточных  доказательствах субъективных предположений  проверяющих (пп.а п.1.11.2 Инструкции). Кроме того, исходя из предписаний п.3 ст.101 НК РФ и п.3.2 Инструкции МНС РФ №60, решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля,

и содержать  вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных  налогоплательщиком деяний (действий или бездействия). 
 

Информация о работе Принципы налогового контроля