Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития.doc

— 857.00 Кб (Скачать документ)

в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Таким образом, приходится констатировать, что такая неоднозначность мнений создает практические трудности в применении налоговых льгот отдельными налогоплательщиками. В действительности это касается исключительно организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых производство сельскохозяйственной продукции составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции и одновременно выручка от реализации такой продукции не превышает 70% общей выручки от реализации. Тем не менее, необходимость в унификации подходов очевидна [27].

Кроме проблемы определения статуса, существует еще ряд законодательно неопределенных моментов.

С существующей неоднозначностью в подходах к определению сельскохозяйственного товаропроизводителя связаны и трудности в применении льготы по транспортному налогу. В настоящее время тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу при условии, что данная техника зарегистрирована на сельскохозяйственного товаропроизводителя. Иными словами, воспользоваться этой льготой может только налогоплательщик, соответствующий статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в том календарном году, за который указанный порядок подлежит применению.

Еще одним ограничительным фактором является закрытый перечень расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Как известно, для целей налогообложения прибыли установлен открытый перечень расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому применение ЕСХН становится невыгодным, когда у организации появляются расходы, прямо не упомянутые в качестве оснований для уменьшения налоговой базы по единому налогу (в частности, на проведение научных разработок, модернизацию и реконструкцию основных средств).

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов в отношении операций, облагаемых по различным ставкам. Это было подтверждено в Письме Минфина РФ от 14.07.2008 г. № 03-03-06/1/403. На практике правомерность действий налогоплательщика в части распределения доходов и расходов между операциями, облагаемыми по различным ставкам, нередко становится предметом судебных разбирательств с налоговыми органами (особенно это касается всех косвенных расходов) [39].

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на ЕСХН является так называемая «проблема НДС». При ее рассмотрении необходимо уделить внимание ряду пунктов. Следствием освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость являются невозможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ и в качестве налогового агента, и соответствующее увеличение расходов. В этом случае возникает опасность снижения конкурентоспособности продукции в результате повышения ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы увеличивает расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции. В связи с этим происходит ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов [28].

Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится  сельхозтоваропроизводителям на 18 % дороже по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения.

Однако здесь можно выделить и некоторый положительный момент. В ситуации, когда сельскохозяйственное производство освобождено от налога на прибыль, ЕСХН может оказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств может быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения.

Также необходимо заметить, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 г. № 92-ФЗ, внесшим изменения в часть 2 НК РФ, до 1.01.2012 г. продлено действие льготы, согласно которой освобождается от НДС ввоз на таможенную территорию РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца. Льготой могут воспользоваться как сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, установленным в НК РФ, так и лизинговые компании, передающие указанные товары в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям [31].

Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, может рассматриваться как эффективный инструмент для увеличения уровня инвестиций, в связи с тем, что инвестирование приводит к налоговой экономии.

Особого внимания заслуживает также проблема снижения рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).

Целесообразно затронуть проблему уплаты налогов и сборов и в частности ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями. Хоть всем налогоплательщикам предоставляется возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а также пеней путем использования процедур отсрочки, рассрочки, и инвестиционного налогового кредита.

Однако к указанным процедурам предъявляются чрезмерные требования в части документального оформления, что затрудняет их применение на практике.

Таким образом, проведенный анализ проблем, связанных с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, доказал, что с введением данной системы налогообложения, изначально направленной на стимулирование агропромышленного комплекса, были достигнуты не все первоначальных целей его введения, поставленные законодателями.

Большинство недостатков ЕСХН было вызвано ошибками и просчетами в процессе разработки законодательства по данному налогу и его введения. Данный факт свидетельствует о том, что существует необходимость предварительной оценки эффективности и экономического эффекта введения новых налогов и внесения изменений в налоговое законодательство с целью предотвращения негативных эффектов их практической реализации, а также выбора наиболее эффективных инструментов для достижения первоначально заявленных целей [48].

3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

 

 

Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве на современном этапе – создание благоприятных условий для экономического развития отрасли – остается актуальной и основополагающей. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, а также гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [75].

Анализируя действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН необходимо заметить, что требуется ее совершенствование в целях стимулирования развития агропромышленного сектора экономики России, обеспечение продовольственной безопасности государства, обеспечение занятости, решение социальных задач сельских поселений. [46].

Новая редакцию гл. 26.1 НК РФ она так и не стала универсальной в применении системой налогообложения сельского хозяйства. Основной причиной того, что большая часть сельскохозяйственных производителей так и не перешла на использование ЕСХН, является неоднородность сельскохозяйственных производителей в РФ. Значительную часть продукции отрасли производят крупные сельскохозяйственные производители. В то же время отдельные положения гл. 26.1 НК РФ являются более выгодными для использования мелкими хозяйствующими субъектами [33].

Это в свою очередь еще раз подтверждает недоработанность процесса установления и взимания ЕСХН. Большинство недостатков ЕСХН было вызвано ошибками и просчетами в процессе разработки законодательства по данному налогу и его введения.

Таким образом, целесообразно предложить некоторые направления совершенствования данного налогового режима.

С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения [24].

Говоря о совершенствовании  налогообложения предприятий агропромышленного комплекса в первую очередь необходимо отметить роль государства. Еще в  Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 гг.» указывается на необходимость совершенствования порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения условий их деятельности и предотвращения возможных злоупотреблений и неправомерного использования налоговых преференций.

В связи с этим 22.07.2008 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 155-ФЗ, который предусматривает ряд положений, обеспечивающих создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса. Данным Федеральным законом в отношении ЕСХН были введены следующие изменения, направленные на совершенствование данной системы:

1) плательщики ЕСХН получили право признавать в целях налогообложения расходами затраты не только на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение;

2) отменены ограничение, не позволяющее переходить на уплату ЕСХН организациям, имеющим филиалы или представительства, ограничение по переносу убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой другой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущий налоговый период производится в той очередности, в которой они были получены. Упрощается представление налоговой декларации, расширен перечень расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу [27].

Однако, по мнению Хусаиновой А. С., существуют проблемы при взимании ЕСХН и некоторые вопросы необходимо решить в ближайшем будущем. Во-первых, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, социально-культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства; для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особенно это касается селекционной работы, применения дорогостоящих методов биотехнологии, развитие которых является обязательным условием устойчивого развития отечественного сельского хозяйства XXI века. Необходимо также устранение противоречий взимания НДС при закупке перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственной продукции, как у физических лиц, так и у плательщиков ЕСХН, что позволило бы уравнять условия налогообложения при осуществлении указанных закупок [26].

Также предложения по совершенствованию системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей указаны в Концепции развития законодательства РФ на период 2008 – 2011 гг. Особенно стоит отметить вопрос об избежание дополнительного налогообложения. В условиях резкого ухудшения качественных характеристик сельскохозяйственных угодий размер земельного налога необходимо учитывать в зависимости от степени деятельности собственников или пользователей земельных участков, направленной на сохранение и повышение плодородия почв. В этой связи целесообразно освобождать сельскохозяйственные производственные кооперативы от уплаты земельного налога в случае осуществления ими комплекса мер по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения [46].

Однако совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления утверждает, что в современных условиях следует снижать налоговое бремя для субъектов малого бизнеса, действующих в приоритетных отраслях экономики и занимающихся социально значимыми видами деятельности, а также для сельхозпредприятий в первые годы их деятельности. Целесообразно рассмотреть возможность установления в НК РФ дифференцированных подходов в отношении налогообложения средних предприятий, в том числе в случаях применения ими специальных налоговых режимов и налоговых преференций. [59].

Преодоление узкой трактовки объекта аграрной стратегии и политики может и должно способствовать пониманию сущности и перспективы развивающихся рыночных отношений в формирующихся сегодня различных формах хозяйствования в сельском хозяйстве.

Исходя из сложившихся условий в АПК страны, современных проблем функционирования и развития аграрной сферы жизнедеятельности, требующих своего разрешения на региональном и федеральном уровне, целесообразно сформулировать следующие приоритетные цели развития:

1) стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков;

2) углубление рыночных и других институциональных преобразований в сфере рынков продовольствия;

3) научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств;

4) создание организационно-экономических условий развития инвестиционно - инновационной деятельности в аграрной сфере;

5) программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства;

6) программы устойчивого развития регионов (в контексте продовольственной безопасности) [36].

Унифицированный подход к реформированию налогообложения сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим направлениям:

1) максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов;

2) уменьшать налогооблагаемую базу прибыли на сумму, направленную на пополнение оборотных средств;

3) шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий, увеличение поголовья и улучшение породного состава крупного рогатого скота, решение социальных проблем. Льготное налогообложение производителя сельскохозяйственной продукции является действенной мерой государственного регулирования в странах с развитым сельским хозяйством. В таком случае фискальное предназначение налогов отходит на второй план за счет многочисленных налоговых льгот [32].

Информация о работе Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития