Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития.doc

— 857.00 Кб (Скачать документ)

На основании данных таблицы можно проследить следующую тенденцию, что общая сумма страховых взносов в 2009 г. по отношении к 2008 г. увеличилась на 608366 руб. и составила 5121121 руб. В 2010 г. общая сумма страховых взносов также увеличилась на  65532 руб. и составила 5186653 руб. На данную тенденцию повлияла динамика НДФЛ за рассматриваемый период, однако необходимо выделить следующие особенности в изменении отдельных видов страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2009 г. увеличились в сравнении с 2008 г. на 278153 руб. и составили 3686654 руб.

В 2010 г. данные взносы уменьшились на 78713 руб. и составили 36079941 руб. Однако здесь необходимо отметить следующую тенденцию:

а) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в 2009 г. увеличились на 245579 руб. и составили 2583980 руб., в 2010 г. данный взносы уменьшились на 128491 руб. и составили 2455489 руб.;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в 2009 г. и 2010 г. увеличились на 32574 руб. и 49778 руб. и составили соответственно 1102674 руб. и 1152452 руб.

Рассмотрев представленные данные необходимо отметить, что несмотря на общую тенденцию к уменьшению сумм взносов в 2010 г., в отношении  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии наблюдается положительная динамика.

Что касается страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то наблюдается тенденция схожая с изменением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В 2009 г. сумма страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличилась на 115717 руб. и составила 800568 руб., а в 2010 г. уменьшилась на 77142  руб. и составила 723425 руб.

В 2010 г. данные взносы уменьшились на 77142 руб. и их сумма составила 723425 руб.

По страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наблюдается ежегодная тенденция к увеличению. В 2009 г. и в 2010 г данные взносы увеличились на 214497 руб. и 221387 руб. и составили соответственно 633900 руб. и 855287 руб.

Проведенный  анализ динамики уплачиваемых ПСХК «Новая жизнь» налогов  и  взносов  показал,  что  данная  структура  значительно  искажена  в сторону социальных платежей (страховые взносы в совокупности  занимают  более 90 %  в  общем объеме  обязательных платежей кооператива).

Учитывая  последние  изменения  в  налоговом законодательстве, связанные с увеличением размеров выплат в социальные фонды, которые в конечном итоге приведут к тому, что налоговая нагрузка по платежам в социальные фонды для  сельхозпроизводителей - плательщиков ЕСХН возрастет в 2,4 раза [15].

Данное искажение будет  только  усугубляться.  В  подобной  ситуации  структура  налогообложения  сельского хозяйства  препятствует  эффективной  реализации  стимулирующей  функции налогообложения и достижению целей налоговой политики. Целесообразной представляется трансформация  данной  системы  в  сторону  прямых  налогов  и  налогообложения производственного и ресурсного потенциалов, дохода.

Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Ее влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным индикатором налогового климата. Налоговая нагрузка - важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, его взаимодействие с бизнесом.

Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и ее определению на микроуровне [38].

По мнению Теслюка Б. А., налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени [55].

По мнению Бутова Д. В. целью экономической деятельности любой бизнес - единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес [21].

В процессе реформирования налоговой системы страны понятие «налоги» в специальной литературе и периодических изданиях эволюционировало от жесткого термина «налоговое бремя» к более мягкому понятию «налоговая нагрузка». Многие экономисты и ученые обсуждают налоговую нагрузку под призмой теории экономического анализа и ее влияния на финансово-хозяйственную деятельность организации [37].

В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению налоговой нагрузки.

Так, И.Н. Данина на основе систематизации и оценки сложившихся подходов к определению налоговой нагрузки определяет ее как степень влияния действующей системы налогообложения на финансовое состояние, характер и стимулы развития на макроуровне. При этом высокая налоговая нагрузка в текущем периоде рассматривается как фактор, сдерживающий рост доходов бюджета в среднесрочном и долгосрочном периодах.

В.Р. Юрченко определяет налоговую нагрузку как долю изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, а также иных налоговых платежей[30].

Таким образом, единого мнения по поводу определения термина «налоговая нагрузка» не существует по причине наличия большого количества методов, предусматривающих различные показатели при расчете.

Для расчета налоговой нагрузки ПСХК «Новая жизнь» целесообразно воспользоваться наиболее известными из существующих методов.

Общепринятой методикой определения налоговой нагрузки на организации является порядок расчета, разработанный Департаментом налоговой политики Минфина РФ, согласно которой уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) * 100%, (2.1)

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы [57].

Опираясь на данные о результатах деятельности ПСХК «Новая жизнь» за 2008 – 2010 гг., необходимо рассчитать уровень налоговой нагрузки за рассматриваемый период. Данные расчеты указаны в таблице 2.10.

              Таблица 2.10

Налоговая нагрузка ПСХК «Новая жизнь» по методике Минфина РФ

за 2008 – 2010 гг. (с включением страховых взносов)

Показатель

Годы

Относительное отклонение, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

Общая сумма налоговых платежей, тыс. руб.

4793

5509,2

5457,2

14,9

- 0,9

13,8

Общая сумма доходов, тыс. руб.

117561

196414

176542

67,1

- 10,1

50,2

Уровень налоговой нагрузки, %

4,1

2,8

3,1

- 31,7

10,7

24,3

 

Анализируя полученные данные  о налоговой нагрузке ПСХК «Новая жизнь» необходимо отметить, что в 2009 г. уровень нагрузки значительно снизился и 2010 г .существенных изменений не претерпел.

На это в первую очередь повлияло существенное увеличение выручки в 2009 г. и 2010 г.

При расчете налоговой нагрузки по данной методике в общую сумму налоговых платежей помимо налогов были включены и страховые взносы, уплачиваемые кооперативом, которые в совокупной сумме обязательных платежей, составляют более 90 %. Это в свою очередь оказывает существенное влияет на уровень налоговой нагрузки предприятия.

Целесообразно рассчитать уровень налоговой нагрузки без включения суммы уплаченных страховых взносов. Данные расчеты представлены в таблице 2. 11.

Таблица 2.11

Налоговая нагрузка ПСХК «Новая жизнь» по методике Минфина РФ

за 2008 – 2010 гг. (без включения страховых взносов)

Показатель

Годы

Относительное отклонение, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

Общая сумма налоговых платежей, тыс. руб.

280,2

388,2

270,5

38,5

- 30,3

3,5

Общая сумма доходов, тыс. руб.

117561

196414

176542

67,1

- 10,1

50,2

Уровень налоговой нагрузки, %

0,23

0,19

0,15

- 17,4

- 21

- 34,8

 

Таким образом, необходимо заметить, что страховые взносы, уплачиваемые ПСХК «Новая жизнь» оказывают существенное влияние на налоговую нагрузку. Но необходимо заметить, что расчет по методике Минфина РФ не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Помимо общепринятой методики, существуют и иные способы расчета налоговой нагрузки.

Оригинальную методику расчета налоговой нагрузки предложила М.Н. Крейнина. Суть этой методики определения налоговой нагрузки заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Общим показателем в данной методике выступает прибыль экономического субъекта, с которой соотносится сумма всех налогов. Каждая группа налогов имеет свои критерий оценки тяжести налогового бремени [38].

Налоговая нагрузка согласно данной методике рассчитывается по следующей формуле:

, (2.2)

где В – выручка от реализации; СР – затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; ПЧ – фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Таким образом, уровень налоговой нагрузки ПСХК «Новая жизнь» рассчитанный по данной методике будет равен:

Таблица 2.12

Налоговая нагрузка ПСХК «Новая жизнь» по методике Крейниной М. Н. за 2008 – 2010 гг.

Показатель

Годы

Относительное отклонение, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

Выручка от реализации, тыс. руб.

98869

182447

146065

84,5

- 19,9

47,7

Затраты на производство, тыс. руб.

147555

135769

163106

- 8

20,1

10,5

Чистая прибыль, тыс. руб.

6307

8656

22181

37,2

156,2

251,7

Уровень налоговой нагрузки, %

113

81,5

230

- 27,8

182,2

103,5

Информация о работе Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и перспективы ее развития