Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:41, дипломная работа
Целью данной работы является выработка основных направлений и перспектив совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе изучения и анализа теоретических основ применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, а также особенности формирования налоговой базы и исчисления единого сельскохозяйственного налога в производственном сельскохозяйственном кооперативе «Новая жизнь».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7
1.1.
Нормативно – правовое регулирование сельского хозяйства……….
7
1.2.
Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при применении единого сельскохозяйственного налога………………………………………...
17
1.3.
Актуальные вопросы применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога…………………………
32
2.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА «НОВАЯ ЖИЗНЬ»………………………………
37
2.1.
Организационно – экономическая характеристика производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»…………………………………………………………………...
37
2.2.
Анализ налогообложения деятельности производственного сельскохозяйственного кооператива «Новая жизнь»………………...
56
2.3.
Особенности формирования налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу ……………….....................................
69
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
78
3.1.
Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей………………………………………………….
78
3.2.
Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей…..
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......................
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………......
Еще одной немаловажной проблемой является стимулирование инвестиций в сельское хозяйство. Инвестирование является той частью экономики любого государства, которая непосредственно и тесно связана с налогообложением. Ведь инвестиционный климат в стране зависит от особенностей налогообложения той или иной отрасли экономики. Для планомерного и интенсивного развития сельского хозяйства, необходимо привлечение инвестиционных ресурсов. В связи с этим, для решения данной проблемы целесообразно предложить следующее:
1) применение инвестиционных налоговых льгот для ЕСХН;
2) усреднение налогов за ряд лет для малых предприятий;
3) применение ускоренной амортизации для инвестиций в инновации, природоохранные и энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве;
4) введение налоговых льгот для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства;
5) списание кредиторской задолженности предприятий по налогам и обязательным платежам во внебюджетные социальные фонды, при условии вложения средств в реальные инвестиции [60].
Необходимо разработать механизм дифференциации обложения ЕСХН в зависимости от вида деятельности. Специальный режим налогообложения должен учитывать особенности как отрасли растениеводства, так и животноводства.
Необходимость такого разграничения обосновывается, прежде всего, разными закономерностями формирования конечного результата деятельности. Необходимо определять налоговую базу по ЕСХН на основе производственного и ресурсного потенциалов, в противовес существующей системе, основанной на доходном принципе/
Основываясь на указанных общих положениях, целесообразно сформулировать концептуальные подходы к реформированию ЕСХН:
1) ЕСХН и соответствующая налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации должны быть «щадящими» по сравнению с налогообложением промышленных предприятий и предприятий других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское хозяйство находится существенно в худших условиях, чем остальные отрасли;
2) расчет дифференцированной ставки ЕСХН для разных сельхозугодий должен производиться на базе натуральных критериев (а не на базе кадастрово - стоимостных оценок), в основе которых должны находиться бонитеты почв в баллах. Речь идет о своего рода «кадастрово - натуральной» схеме, при которой используются и балльная характеристика бонитетов почв, и балльная характеристика местоположения земель (при необходимости).
3) учитывая специфику аграрной отрасли, сезонный характер авансирования производства и извлечения доходов от реализации произведенной продукции, исполнение налоговых обязательств следует приурочивать к окончанию сельскохозяйственного года (после 1 октября) или финансового периода (после 1 января) по аналогии с нормами налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в США и Европейского союза [61].
В настоящее время одновременное существования в налоговом законодательстве ЕСХН и общей системы налогообложения является целесообразным, однако развитие данных систем налогообложения должно идти по принципиально разным направлениям.
Общая система налогообложения, должна развиваться в сторону многообразия применяемых налоговых регуляторов, с целью создания максимально благоприятных условий реализации стимулирующей функции налогообложения.
ЕСХН, напротив, следует развивать по пути максимального упрощения (упрощение администрирования, упрощение учета, легкость перехода и т.д.), то есть по пути, традиционно применяемому странами Европейского союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования, проведенного в данной дипломной работе необходимо сформулировать следующие итоговые положения.
Анализ системы нормативно – правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в России показал, что налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей непосредственно связано с особенностями их деятельности, которые выражаются в большом количестве нормативно – правовых актов, регулирующих сельскохозяйственную деятельность. При рассмотрении классификации источников, было выявлено, что система нормативно – правового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей включает в себя несколько уровней государственного регулирования, а также нормы различных отраслей законодательства, регулирующие не только сельскохозяйственную деятельность. Основным нормативным актом осуществляющим правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий является Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Также необходимо отметить Федеральный закон от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и Федеральный закон от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В сфере налогового регулирования особого следует выделить НК РФ, который помимо положений, устанавливающих общий режим налогообложения, в том числе применяемый и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включает в себя главу 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», нормы, которой регламентируют особый режим налогообложения сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В процессе изучения теоретических основ, а также актуальных вопросов применения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН, были сделаны следующие выводы:
1) для получения права применять систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН, необходимо отвечать критериям, установленным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, основным из которых является процентное соотношение показателя сельхоздоходов к совокупному показателю дохода от реализации товаров (работ, услуг) организации, составляющее не менее 70 %;
2) переход на уплату ЕСХН осуществляется в добровольном порядке, на основании подачи заявления в налоговый орган по месту регистрации. Таким образом, налогоплательщик имеет право выбора между общей системой налогообложения и специальным налоговым режимом;
3) при применении специального налогового режима в виде ЕСХН сельскохозяйственные товаропроизводители имеют ряд преимуществ в сфере налоговых обязательств. Так, налогоплательщики, являющиеся организациями, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, применяемых на общих условиях, и налога на имущество организаций. В отношении индивидуальных предпринимателей действует освобождение от уплаты, налога на добавленную стоимость применяемого на общих условиях, налога на имущество физических лиц в отношении имущества используемого в предпринимательской деятельности и налога на доходы физических лиц по доходам от предпринимательской деятельности. Также в отношении указанных субъектов налоговых правоотношений действует льготный порядок уплаты страховых взносов.
Во второй главе данной дипломной работы, рассмотрены особенности организационно – правовой формы и специфика экономической деятельности ПСХК «Новая жизнь», а также особенности налогообложения деятельности и формирования налоговой базы по ЕСХН.
Анализируя показатели финансово – хозяйственной деятельности кооператива за 2008 – 2010 гг., необходимо отметить, что в 2009 г., деятельность кооператива была в целом эффективной и продуктивной. Так, выручка от реализации увеличилась до 182447 тыс. руб. с 98869 тыс. руб. в 2008 г. Что касается 2010 г., то по некоторым показателям наблюдается тенденция к снижению. Так, выручка от реализации уменьшилась до 146065 тыс. руб. На это повлияло, в первую очередь, снижение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Рассмотрев особенности налогообложения деятельности ПСХК «Новая жизнь» необходимо отметить, что кооператив за период 2008 – 2010 гг. являлся плательщиком ЕСХН, НДФЛ (в качестве налогового агента), водного налога транспортного налога и земельного налога. Кооператив также являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Проведенный анализ структуры уплачиваемых ПСХК «Новая жизнь» налогов и взносов показал, что данная структура значительно искажена в сторону социальных платежей (страховые взносы в совокупности занимают более 90 % в общем объеме платежей, уплачиваемых кооперативом).
Анализируя полученные данные о налоговой нагрузке ПСХК «Новая жизнь» необходимо отметить, что в 2009 г. уровень нагрузки значительно снизился и 2010 г. существенных изменений не претерпел. На это в первую очередь повлияло существенное увеличение выручки в 2009 г. и 2010 г. сравнении с 2008 г.
Также необходимо отметить, что страховые взносы, уплачиваемые кооперативом, оказывают существенное влияние на налоговую нагрузку, увеличивая ее примерно в половину.
Проанализировав особенности формирования налоговой базы по ЕСХН в ПСХК «Новая жизнь» целесообразно заметить, что в период 2008 – 2010 гг. единый налог уплачивался лишь в 2009 г. В 2008 г. и в 2010 г. был получен убыток. Факторов, повлиявших на получение убытков достаточно, необходимо отметить наиболее важные их них. Во-первых, нестабильная тенденция в отношении в отношении доходов. На это непосредственно влияет снижение выручки от реализации основных видов товарной продукции, одного из составляющих звеньев в формировании налоговой базы по ЕСХН. Во-вторых, ежегодное увеличение суммы расходов. На данную динамику в свою очередь влияет внушительный размер материальных затрат, затрат на оплату труда, а также затраты, направляемые на обновление производственных фондов.
В третьей главе был произведен анализ существующих проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На основе данного анализа целесообразно отметить, что несмотря на все очевидные преимущества, связанные с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, существует ряд отрицательных моментов, связанных с выбором и применением данного специального налогового режима. В первую очередь следует отметить существующую неопределенность в отношении понятия «сельскохозяйственные производители». В связи с отсутствием единого нормативного акта, регулирующего вопросы определения данного статуса, в российском законодательстве существует ряд определенных точек зрения на этот вопрос.
Не менее важной проблемой является так называемая «проблема НДС». Следствием освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, от обязанностей налогоплательщика НДС являются невозможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ и соответствующее увеличение расходов. В этом случае возникает опасность снижения конкурентоспособности продукции в результате повышения ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы увеличивает расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции. Также необходимо отметить проблему снижения рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).
Проведенный анализ проблем, связанных с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, доказал, что с введением данной системы налогообложения, изначально направленной на стимулирование агропромышленного комплекса, были достигнуты не все первоначальных целей его введения, поставленные законодателями.
Таким образом, на основании анализа существующих проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей были предложены основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основными из них являются:
1) стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков;
2) максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов;
3) шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий;
4) программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства.
На основании вышеизложенного целесообразно отметить, что актуальность темы данной дипломной работы была раскрыта, а поставленные цели и задачи были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята Государственной Думой Российской Федерации 12.12.2008 г. – Электронная версия.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Проспект, КноРус, 2011. – 784 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
4. Федеральный закон от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
5. Федеральный закон от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
6. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители».
7. Постановление Правительства РФ от 29.08.2003 г. № 535 «О реализации дополнительных мер по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей».
8. Постановление Правительства РФ от 15. 07. 2009 г. № 560 «О нормах расходов в виде потерь от падежа птицы и животных».
9. Приказ Минсельхоза РФ от 18.01.2011 г. № 13 «Об утверждении форм отчетности за 2010 г.».