Теоретические основы учета налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:
- изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц,
- выявление ее недостатков,
- проведение анализа учета НДФЛ на конкретном предприятии,
- рассмотрение возможных путей его оптимизации.
Для осуществления этих целей были решены следующие задачи:
- дано определение экономической сущности категории налога на доходы физических лиц;
- рассмотрен существующий ныне порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;

Работа состоит из  1 файл

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проведенный в курсовой работе анализ действующей в настоящее  время системы исчисления и удержания  налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая  система Российской Федерации, находится  в постоянном развитии. Даже после  принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той ли иной мере изменялся  с появлением каждой его новой  редакции. Главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может  либо стимулировать, либо сокращать  его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально  справедливое перераспределение доходов  при минимальном ущербе интересам  налогоплательщиков от подоходного  налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в  соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

Существующий ныне закон  о НДФЛ не предусматривает систему  выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое  существование россиянина. Применяемые  налоговые вычеты носят лишь явочный  характер и практически не выполняют  свою регулирующую функцию, так как  абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают  структуру цивилизованного потребления  товаров, работ, услуг и никак  не привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Как следствие, это порождает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из-под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

Из финансового анализа  действующих льгот по налогу на доходы физических лиц видно, что в результате применения налоговых вычетов на очень небольшом интервале доходов  налогоплательщиков достигается эффект прогрессивности налогообложения  доходов для низкооплачиваемых  категорий граждан, что соответствует  теоретическим обоснованиям классиков  экономической мысли о необходимости  прогрессивного налогообложения.

Однако, с небольшим ростом доходов, даже не покрывающих минимальный  прожиточный минимум, ставка налога становится плоской, теряя свою относительную  прогрессивность.

Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому  ныне курсу на либерализацию рынка  и экономики страны в целом. Увеличение сборов по НДФЛ в большей степени обусловлено повышением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

Необходимость введения прогрессивной  шкалы налога на доходы физических лиц продиктована тем, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот  нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.

Кроме того, увеличение налоговой  ставки для высокодоходных категорий  граждан будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что  позитивно скажется на положении  отечественных товаропроизводителей и валютном рынке.

Налоговые органы Российской Федерации в силу существующей ныне недостаточной организационной  развитости не способны обеспечить в  полной мере выполнение налогового законодательства по собираемости налогов. В этой связи  необходимо создавать системы баз  данных, а также переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.

Отсутствие действенной  системы контроля за чрезмерными  доходами отдельных физических лиц, недостаточное использование информационных технологий приводит к выполнению плана  наполнения государственного бюджета  отнюдь не за счет высоких доходов  состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, работников государственных предприятий и  служащих административных органов, налоговые  агенты которые сами, без вмешательства  налоговых органов, перечисляют  налог в бюджет, а также путем  переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы и др.

НДФЛ является сегодня  основным источником доходов для  бюджетов муниципальных образований. В ряде муниципальных образований  его доля доходит до 76% налоговых  доходов. Объем поступлений НДФЛ в бюджет того или иного муниципалитета зависит от количества зарегистрированных налоговых агентов (предприятий), численности  занятых и уровня заработной платы. При существующей ныне системе уплаты НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе отсутствует взаимосвязь между местом уплаты налога и получением бюджетной услуги.

Переход к системе уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика  позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных  услуг муниципальными образованиями. А главное, он позволит создать систему  конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Косвенно это повысит и качество оказываемых бюджетных услуг.

Государственная Дума выдвинула  ряд законодательных предложений  по изменению систему уплаты НДФЛ, увязки ее с местом жительства гражданина.

Учитывая выше сказанное, основными направлениями в реформировании существующей ныне системы налогообложения  налогом на доходы физических лиц  являются:

- построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

- создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

- упрощение системы налогов;

- создание совершенной законодательной налоговой базы;

- совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

- создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

Кардинальная ломка или  замена налогового законодательства была бы губительна для экономики страны. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию  налоговой системы, которая могла  бы привести к намеченным целям без  значительных потерь накопленного опыта  и уровня развития экономики.

Успешность применения налоговых  норм в большой степени зависит  от особенностей экономической структуры  страны, от организации и эффективности  ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы изменяются в  соответствии с потребностями и  возможностями стран в той  мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство  способно обеспечить собираемость нового налога.

От законодательной власти России, государственных налоговых  органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития в  целях дальнейшего совершенствования  налоговой системы с целью  ускорения экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Конституция Российской  Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской  Федерации части 1 и 2. Официальный  текст по состоянию на 15 сентября 2002 г. с изменениями и дополнениями  согласно ФЗ №104, ФЗ № 110 от 24.07.02 г., ФЗ № 116 от 25.07.02 г., «ИКФ  «ЭКМОС», М.,2002.

3. Закон о подоходном  налоге с физических лиц. 07.12.1991 г. № 1998-1 (действие до 01.01.2001 г.)

4. Касьянова Г.Ю. Налог  на доходы физических лиц: как  законно уменьшить сумму подоходного  налога. Аргумент, М., 2006.

5. Черник Д.Г. Налоги. Финансы  и статистика, М., 2006

6. Пансков В.Г. "Налоги и налоговая система Российской Федерации", Учебник, "Финансы и статистика". М. 2006.

7. Статистические материалы  сайта www.nalog.ru

8. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении имущества физических лиц: Е. М. Донцов, Т. К. Донцова — Москва, Волтерс Клувер, 2010 г.

9. Как заполнить новую декларацию о доходах: В. Ю. Шишкин — Москва, ГроссМедиа Ферлаг, 2006 г.

10. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 27. Налог с продаж. Региональные законы: А. О. Диков — Санкт-Петербург, ФБК-Пресс, 2002 г.

11. Комментарий к Налоговому кодексу РФ. Глава 27. Налог с продаж: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. — Санкт-Петербург, Налоги и финансовое право, 2001 г.

12. Налог на доходы физических лиц. Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации: Под редакцией В. В. Семенихина — Москва, Эксмо, 2006 г.

13. Налоговое право Российской Федерации. Краткий учебный курс: А. А. Тедеев, В. А. Парыгина — Москва, Эксмо, 2004 г.

14. Новое в налогообложении в 2011 г. Комментарий к изменениям НК РФ: А. В. Брызгалин, А. Н. Головкин — Москва, Омега-Л, Налоги и финансовое право, 2011 г.

15. Получаем налоговые вычеты. Кто имеет право? Как правильно оформить? Самая подробная инструкция: Н. Н. Яскевич — Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.

16. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Санкт-Петербург, ГроссМедиа, 2005 г.

17. Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации": — Санкт-Петербург, Омега-Л, 2009 г

НК РФ, часть вторая, глава 23, статьи 207-233

18.Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ

19.Электронный учебник Скрипниченко В.А. - Налоги и налогообложение 2010 г.

19.Налоги и налогообложение 6-е изд. Под редакцией М.Романовского О.Врублевской СПБ.: Питер 2009.

20.Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

21.Википедия-Свободная энциклопедия


Информация о работе Теоретические основы учета налога на доходы физических лиц