Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
Вопросы по дисциплине "Теория налогообложения"
1. Экономическая сущность и объективная необходимость налогов.
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
Налоги как экономическая категория
Можно дать следующее определение налогам как экономической категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (коими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП (ВНП и НД) в целях формирования централизованных денежных фондов государства (Черник Д.Г.).
Современное определение налога (кафедра налогов МФА при Правительстве РФ): налог – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП, НД страны в связи с формированием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, направленных на расширенное воспроизводство.
По мнению преподавателей кафедры налогов МФА, налогам как экономической категории присущи такие специфические особенности:
1. устойчивые внутренние свойства (обязательный, законодательно-правовой характер, индивидуальность);
2. закономерности развития, которые характерны для всех стран в силу национальных особенностей;
3. налогам присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий (цена, кредит, финансы).
Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффективность и простота.
Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов, располагающие и увеличенной способностью к уплате налога, действительно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость представляется в вертикальном и горизонтальном аспектах. Вертикальный – предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличением дохода ставка налога может возрастать. Горизонтальный – означает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами независимо от вида источника дохода.
Критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства.
Простота налогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой ответственности на территории государства.
Налоги имеют не только экономические, но и правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения затрагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны быть законодательно закреплены. В современных государствах составной самостоятельной частью финансового права выступает налоговое право.
Экономическая природа налогов | Экономическая сущность налогов | Внешние формы проявления налогов | |
экономические | правовые | ||
Вид финансового платежа с присущими ему отличительными чертами: 1. Обязательность 2. Законодательный характер 3. Безэквивалентность 4. Целевой характер | Экономическая категория. Совокупность отношений между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства | 1. Доходы бюджета 2. Изъятие части собственного дохода налогоплательщика | Нормы налогового права |
Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, финансовую, социальную, экологическую, демографическую и др.
Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, т.к. государству нужны были дополнительные средства.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляю собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса.
Таким образом, через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна — формирование доходной части бюджета государства. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
• работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, налог основывается на принципах:
обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога, т.к. обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст.57 КРФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”;
индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;
отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.
В НК РФ дается и определение понятия «сбор» — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.
Установленное в НК определение достаточно полно характеризует понятие налога.
Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.
Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.
Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.
И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.
Таким образом, можно дать следующее определение налога: "налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (Пансков).
Аспекты современного подхода к определению налога.
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов.
Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросами о сущности и природе налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов сопровождает развитие государства, расширение его функций. В период господства меркантилизма (XV—XVI вв.) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа.
В XVII в. коренным образом меняются взгляды на экономическую природу налогов, их содержание. Государство оказывает определенные услуги: защиту от внешних врагов, охрану личной безопасности и имущества граждан. В обмен на эти услуги граждане платят налоги. В ХVII-ХVIII вв. все экономические теории (с учетом имевшихся модификаций) рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена. Одни теории признавали такой обмен эквивалентным, а другие даже видели выгоду от сделки для граждан. Теория обмена и теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды.
Развитие государства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство производит разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. Услуги, которые производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми. Внешняя безопасность и внутреннее спокойствие в стране, правосудие и общественная гигиена труда направлены на благо всего общества, и пользоваться ими можно лишь коллективно. В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения: “наслаждение” доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.