Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
В этих условиях природа налогов видится совершенно по-иному. В XIX в. различные экономические теории рассматривали налоги как принудительный, безэквивалентный платеж: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой цели государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством. Министр финансов царского правительства С.Ю. Витте определял налоги как «принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».
Трактовка налогов как принудительного безэквивалентного платежа характерна не только для XIX в., она сохранялась и на протяжении всего XX в. «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины» (М. Фридман). «Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных государственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика» (Э. Селигман). «...Это верно, что общество как целое само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда человек... совершает обычную покупку» (П. Самуэльсон).
Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести (Черник Д.Г.):
Обязательный характер. Любой налог изымает определенную часть дохода. Вряд ли найдется человек или организация, которые платят налоги с радостью и «чувством глубокого удовлетворения». В современном обществе налоги — это «печальная» необходимость. Однако независимо от их субъективных взглядов все они должны платить налоги в обязательном порядке. Налоги — платежи не добровольные, а обязательные. В обществе, в котором действует отлаженная налоговая система, вопрос, платить или не платить налоги, просто не должен возникать. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».
Законодательный характер. Налоги — это законодательные платежи. Они вводятся и взимаются не по воле монарха, президента или правительства, а в силу законодательных актов. Налоги вводятся и отменяются только соответствующими законами. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.
Безэквивалентность налогов имеет двойственный характер. Сточки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства имеет большое значение для морального климата и непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов.
Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.
Перечисленные черты – это лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов.
Функции налогов. Единство и внутренне противоречие функций налогов.
Сущность налогов проявляется через их функции. Под функцией экономической категории понимают наиболее важные, наиболее характерные черты данной категории. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций.
Одни ученые выделяют только две функции (Павлова Л.П., Романовский М.В.): фискальную и регулирующую.
Юткина Т.Ф. выделяет такие функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная.
Черник Д.Г. выделяет фискальную, экономическую и контрольную функции налогов. При этом экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции.
Пансков выделяет 4 функции налога: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.
Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства.
С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.
Регулирующая функция: налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.
Значение регулирующей функции проявляется в том, что налоги активно влияют на экономику по таким направлениям: стимулирование или сдерживание темпов воспроизводства, усиление или ослабление процесса накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса населения. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.
Конкретными инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки, налоговые льготы и непосредственно разновидности налогов.
Экономическая функция означает, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство.
Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведет к уменьшению таких компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т. д.
Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.
Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.
Отметим еще раз, что экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.
Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.
Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налоговых поступлений по бюджетам.
Стимулирующая функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности, т.е. государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других (поддержка производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности). Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.
Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, содержание детей и иждивенцев при исчислении НДФЛ и ЕСН непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности членов общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Кроме того, государство финансирует за счет общих налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др.) здравоохранение, образование, развитие науки и культуры и другие социальные программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать социальную напряженность в обществе.
Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; водный налог; НДПИ; плата за загрязнение окружающей природной среды; транспортный налог и т.д.
Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Связь эта носит своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития. Однако в долгосрочном периоде итоговые поступления снижаются как из-за банкротств, сокращения предпринимательской и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз капитала за рубеж, уход в теневую экономику, уклонение от налогов). Снижение налогового бремени, наоборот, уменьшает фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику. Поэтому в долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.
Контрольная функция дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов. Контрольная функция налогов дает возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью государства в финансовых ресурсах.
На современном этапе контрольная функция представлена налоговым администрированием, задача которого обеспечить контроль за правильностью исчисления и полнотой взноса в бюджет налогов. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.
В специальной экономической литературе можно встретить и другие точки зрения. Например, И.Горский утверждает, что налогам свойственна одна функция – фискальная: в ней смысл, внутренне предназначение и исторический движитель налога. Он подчеркивает, что в западной литературе нет строгих формулировок налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях.
Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.
2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней.
Взаимосвязь финансов и налогов. Налоги в экономической системе государства. Налоги в макроэкономическом аспекте. Значение налогов в доходах государства. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества. Бюджетный кодекс Российской Федерации о налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и районов. Налоговый потенциал территории.
Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1][2]. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.
Функции финансов
Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;