Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. Особые свойства различных видов налогов требуют специфических условий их исчисления и взимания.
Группировка налогов производится по различным признакам (критериям). Поэтому существует несколько вариантов классификации налогов.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в.
В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например, через включение в цену товара.
Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо через механизм роста цен, а косвенные – не всегда и не полностью, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.
Поэтому был обоснован иной критерий деления налогов на прямые и косвенные, а именно по способу обложения и взимания. В соответствии с этим критерием прямые налоги:
построены на основе признаков постоянного характера, следовательно, заранее определима сумма налоговых поступлений;
взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (регистрация в налоговых органах).
Немаловажное значение для деления налогов на прямые и косвенные имеет такой фактор, как платежеспособность (прямая или опосредованная оценка платежеспособности уплачивающего налоги лица).
Для прямых налогов в этом случае характерно:
обложение определенного источника;
индивидуальное направление требования государства определенному лицу с учетом оценки его платежеспособности.
Таким образом, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как НДФЛ, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. Окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход, владеет имуществом.
При этом прямые налоги делятся на реальные (отдельные виды имущества) и личные (с доходов) в зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость ЕНВД, налога на игорный бизнес и некоторые другие. Обложение строится исходя из средней (гипотетической) доходности этого имущества исходя из оценки стоимости его имущества, а не фактической – для конкретного налогоплательщика.
Личные налоги – налоги на доход физ. и юрид. лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Определение “личный” исходит из того, что учитываются финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, а также личные, индивидуальные характеристики налогоплательщика: размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус и др. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, НДФЛ.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог.
Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является НДС, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х – начала 70-х гг., в РФ – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.
Государственные фискальные монополии в налоговой практике используются не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. Делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета.
Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.
В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные признано условным, но традиционно используется в научной и учебной литературе. При этом деление производится на основе подоходно-расходного принципа и принципа перелагаемости.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами.
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, также следуя в целом за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и НДФЛ могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения).
Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается, что, чем выше уровень демократичности государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократизации общества, отражает тот факт, что при уплате прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля использования государством полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами), граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
Прямые налоги: состав, характеристика, значение в формировании доходов бюджетов, перспективы развития.
Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.
Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.
Косвенные налоги: состав, характеристика, значение в формировании доходов бюджетов, перспективы развития.
Косвенное налогообложение имеет ряд существенных отличий и, можно сказать, преимуществ по сравнению с прямым. Прежде всего, поскольку косвенные налоги включены в цену товара, они незаметны для потребителя и уплачиваются без осознания необходимости платежа. Одновременно обеспечивается определенная анонимность уплаты налога, ибо изъятие части дохода связано с движением товаров, работ, услуг, а не получением индивидуальных доходов юридическими и физическими лицами.
Поскольку при косвенном обложении время реализации дохода и время уплаты налога практически совпадают, а налоги падают главным образом на предметы широкого потребления, то применение косвенных налогов обеспечивает государство устойчивыми и регулярными доходами.
В условиях отсутствия дефицита, в том числе и на товарозаменители, косвенное налогообложение оставляет за потребителем право приобретения и выбора товара (брать, не брать и по какой цене).
Одновременно косвенным налогам присущи и определенные недостатки. Так, для них характерна регрессивность обложения, несогласованность с доходами плательщика. Косвенные налоги в основном реализуются в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки, табачные изделия и фактически представляют собой налог на потребление. Бремя косвенного налогообложения падает на те группы населения, которые больше покупают налогооблагаемых продуктов.
Контроль за правильностью исчисления косвенных налогов и полнотой внесения их в бюджет — процесс затратный. Наконец, косвенные налоги все же противоречат интересам предпринимателей, ибо повышают издержки обращения и вмешиваются в процесс движения оборотных средств. Кроме того, удорожание товара уменьшает спрос и, следовательно, в конечном счете влечет за собой сокращение производства. Одновременно косвенные налоги несут заряд инфляционного всплеска.
8. Налоговая система Российской Федерации: общая характеристика, структура, пути совершенствования.
Определение понятия налоговая система, ее составляющие. Экономическая целесообразность введения новой налоговой системы РФ с 1 января 1992 г. Система налогов и сборов по Налоговому кодексу РФ. Основные принципы построения налоговой системы РФ. Показатели эффективности налоговой системы. Коэффициент эластичности налоговой системы. Значение показателя уровня налогового бремени для оценки эффективности налоговой системы.
Основы ныне существующей налоговой системы РФ были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов об отдельных видах налогов. Проводившаяся налоговая реформа была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали разработки принципиально новой налоговой политики, т.е. налоговая система, введенная с 1 января 1992 г., была ориентирована на новые экономические отношения – рыночные. Вместе с тем нарушение экономических и хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, масштабы первоначального накопления капитала, появление большого числа неконтролируемых финансовых институтов, всплеск предпринимательской инициативы, перемещение капиталов из производственной сферы в посредническую привели к галопирующей инфляции, преимущественному налично-денежному обороту, перемещению значительных денежных сумм за границу. Поэтому одним из элементов новой налоговой политики была попытка осуществления учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.