Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
11) Методы налогообложения
МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
РАВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога.
РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки
ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.
4. Налоговые льготы, их виды и назначение.
Понятие налоговой льготы. Налоговые льготы и решение приоритетных задач, стоящих перед обществом. Основные формы налоговых льгот. Уменьшение налогооблагаемой базы. Налоговый вычет. Уменьшение ставки налога.
Инвестиционный налоговый кредит: сущность и назначение, порядок предоставления. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита. Органы, принимающие решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.
Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основе и на ограниченный срок;
2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Инвестиционный налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.
Предоставляется на срок от года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.
Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России.
Основания для предоставления кредита
проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);
осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;
выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
выполнение организацией государственного оборонного заказа
Предоставление
Предоставляется на основании заявления и оформляется договором между уполномоченным органом и организацией-
Заявление.
Бизнес-план инвестиционного проекта;
Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения кредита.
Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией.
Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года.
Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство.
Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности.
Копии учредительных документов налогоплательщика.
Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.
Условия предоставления
Организация может уменьшить платежи по налогу на прибыль в течение срока действия договора. Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.
В отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не должны быть больше 50 % соответствующих сумм налогов Стоимость инвестиционного налогового кредита не должна превышать 30% стоимость чистых активов предприятия в случае, если основанием кредита является не инновационная деятельность.
Сроки и стоимость предоставляемого кредита
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Правовое регулирование вопроса
Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67
Нало́говый вы́чет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база.[источник не указан 174 дня] Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
5. Классические принципы налогообложения.
А.Смит как основоположник классических принципов налогообложения. Постулаты налогообложения А.Смита: соразмерность, определенность, удобство, экономия (дешевизна). Характеристика принципа справедливости. Концептуальный подход к принципам налогообложения А.Вагнера. Дальнейшее развитие и классификация принципов налогообложения А.Вагнера. Построение налоговых систем в начале XX века на основе классических принципов налогообложения.
Принципы налогообложения как базовые идеи и положения, присущие любой налоговой системе, первоначально сформулировал Фома Аквинский, а затем четко перечислил в 1776 г. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»: равенство (справедливость), определенность, удобство, экономичность.
1. Принцип соразмерности (справедливости).
А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков. Означает всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.
2. Принцип определенности
Смит объясняет следующим образом: “Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица”, ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения. Таким образом, сумма, способ и время платежа должны быть точно заранее известны налогоплательщику.
3. Принцип удобства
предполагает, что налог должен взиматься тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога должна производиться не получателем дохода, а источником выплаты; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа, наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.
4. Принцип дешевизны (экономии).
“Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству”, т.е. данный принцип заключается в сокращении издержек взимания налогов, в рационализации системы налогообложения. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
Принципы налогообложения Смита нашли свое отражение в различных финансовых школах. Концептуально новый подход к налогообложению был выдвинут немецким экономистом Адольфом Вагнером. Он предложил девять основных принципов налогообложения, которые объединил в четыре группы.
Первая группа – финансовые принципы организации налогообложения. Сюда входят принцип достаточности и принцип эластичности.
Принцип достаточности означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить достаточный объем средств для бюджета. Именно этот принцип поставил А. Вагнер во главу всех принципов налогообложения. Он считает, что общественно-хозяйственная система необходима для всех людей, налоги же должны обеспечить достаточные средства для функционирования этой системы.
Принцип эластичности, или подвижности, обложения означает, что налогообложение должно быть способно адаптироваться к финансовым нуждам государства, т.е. налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с субъективными нуждами и возможностями государства.. Не все налоги обладают эластичностью. Налоговая система должна включать такие налоги, которые позволяют быстро увеличить поступления в бюджет в случае возникновения такой потребности.