Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

В связи с распадом СССР для современной России налоговая реформа оказалась объективной необходимостью. Основные зада­чи, которые должны быть решены посредством налоговой рефор­мы, – снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных ус­ловий для всех налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговой системы определял Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-I “Об основах налоговой системы в РФ”:

 единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

 четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между разными уровнями власти;

 приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

 однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налого­вых органов, которые организуют и осуществляют работу по кон­тролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременнос­тью уплаты налогов.

Таким образом, налоговая система может быть определена как совокупность а) налогов, взимаемых государством; б) принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; в) методов исчис­ления и взимания; г) форм и методов налогового контроля и ответ­ственности за нарушение налогового законодательства (Черник Д.Г.).

Налоговая система – часть финансовой системы государства, представляющая собой вид общественно-экономических отношений, складывающихся между государством и другими участниками в связи с взиманием налогов. налоговая система включает различные органы законодательной и исполнительной власти, деятельность которых направлена на организацию системы налогообложения.

 

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

       Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

       Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

       Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

       Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

       Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

       Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

       Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

       Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

       Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

       Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

       Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

       Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Эффективность налоговой системы, которая заключается в максимальной собираемости налогов и сборов при условии экономичности или оптимальности системы. Эффективность

налоговой системы характеризуется коэффициентом эффективности или уровнем собираемости налогов.

Налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%.  Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной.  Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъек­тов) хозяйственной деятельности и их организации. В большин­стве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и осо­бенностями налогового регулирования:

 государственный сектор;

 коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, обще­ства с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

 финансовый сектор (банки, страховые общества, финансо­вые компании, биржи);

 население.

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата (выявления) источ­ников доходов в целях обложения их налогом. Это обусловливает тенденцию усложнения налоговой системы, специализацию и диф­ференциацию форм, методов налогообложения. Второй – мини­мизация расходов по взиманию налогов. Это предполагает упро­щение управления налогами, в том числе через их укрупнение. До конца XIX в. практика взимания налогов была затратной.

Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констати­ровать, что структура налоговой системы определяется следующи­ми факторами:

 уровень экономического развития (развития производитель­ных сил);

 общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

 господствующая в обществе экономическая доктрина (нейт­ральность налоговой системы или активное вмешательство);

 государственное устройство стран (федеративное или унитар­ное государство).

Выделяют четыре базисных модели налоговой системы:

 англосаксонская ориентирована на прямые налоги с физических лиц, для косвенных налогов незначительна (Великобритания, Ирландия, Австралия, Канада);

 евроконтинентальная (континентальная) отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, т.к. политика характеризуется как социально ориентированная, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых в несколько раз меньше, чем от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на соц. страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов – 22%, от прямых – всего 17%. Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия, Швеция, Норвегия.

 латиноамериканская рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих, что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Доля косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

смешанная сочетает черты разных моделей и применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов (Аргентина, Испания). В консолидированном бюджете РФ на 2003 г. доля прямых налогов составляет 42,5% (в т.ч. с физ. лиц – 12,5%), косвенных – 38,4% (в т.ч. НДС – 29,5%, акцизы – 8,9%). Очевидно, что в РФ используется смешанная модель системы налогов.

9. Налоговое бремя (нагрузка).

Необходимость и назначение показателя налогового бремени (налоговой нагрузки, налоговой тяжести).

Современное определение налогового бремени (нагрузки). Уровень налогового бремени на экономику: порядок расчета, величина налогового бремени в Российской Федерации, в развитых странах. Размер уровня налогового бремени на экономику Российской Федерации. Предел налогового бремени.

Методики расчета уровня налоговой нагрузки на организацию, их достоинства и недостатки.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

Во-первых, данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной (напр., в стране существует система создания различных схем ухода от налогообложения).  Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет показатель собираемости налогов [2,c.44]. Через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год.  В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершённым ещё и потому, что имеются существенные погрешности изменения ВВП.

  В-четвёртых, достаточно частые изменения, вносимые в акты налогового законодательства, не способствуют упрощению процедуры уплаты налогов, а лишь увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщика.

В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Так, сумма собранных в стране за год налогов поступает как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

Налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций. Зачастую их получают как раз те организации, которые имеют относительно большой доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки предпринимательства - это правильно, но с позиции налоговой нагрузки - нет, так как её распространение осуществляется неравномерно [3,c.28].

На основе изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя [3,c.29].

3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов  между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.

Информация о работе Теория и история налогообложения