Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
В связи с распадом СССР для современной России налоговая реформа оказалась объективной необходимостью. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, – снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.
Общие принципы построения налоговой системы определял Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-I “Об основах налоговой системы в РФ”:
единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между разными уровнями власти;
приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Таким образом, налоговая система может быть определена как совокупность а) налогов, взимаемых государством; б) принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; в) методов исчисления и взимания; г) форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства (Черник Д.Г.).
Налоговая система – часть финансовой системы государства, представляющая собой вид общественно-экономических отношений, складывающихся между государством и другими участниками в связи с взиманием налогов. налоговая система включает различные органы законодательной и исполнительной власти, деятельность которых направлена на организацию системы налогообложения.
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-
Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
Эффективность налоговой системы, которая заключается в максимальной собираемости налогов и сборов при условии экономичности или оптимальности системы. Эффективность
налоговой системы характеризуется коэффициентом эффективности или уровнем собираемости налогов.
Налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки
Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%. Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.
Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:
государственный сектор;
коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);
финансовый сектор (банки, страховые общества, финансовые компании, биржи);
население.
Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата (выявления) источников доходов в целях обложения их налогом. Это обусловливает тенденцию усложнения налоговой системы, специализацию и дифференциацию форм, методов налогообложения. Второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Это предполагает упрощение управления налогами, в том числе через их укрупнение. До конца XIX в. практика взимания налогов была затратной.
Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура налоговой системы определяется следующими факторами:
уровень экономического развития (развития производительных сил);
общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство);
государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).
Выделяют четыре базисных модели налоговой системы:
англосаксонская ориентирована на прямые налоги с физических лиц, для косвенных налогов незначительна (Великобритания, Ирландия, Австралия, Канада);
евроконтинентальная (континентальная) отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, т.к. политика характеризуется как социально ориентированная, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых в несколько раз меньше, чем от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на соц. страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов – 22%, от прямых – всего 17%. Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия, Швеция, Норвегия.
латиноамериканская рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих, что также определяет незначительный уровень прямых налогов. Доля косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.
смешанная сочетает черты разных моделей и применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов (Аргентина, Испания). В консолидированном бюджете РФ на 2003 г. доля прямых налогов составляет 42,5% (в т.ч. с физ. лиц – 12,5%), косвенных – 38,4% (в т.ч. НДС – 29,5%, акцизы – 8,9%). Очевидно, что в РФ используется смешанная модель системы налогов.
9. Налоговое бремя (нагрузка).
Необходимость и назначение показателя налогового бремени (налоговой нагрузки, налоговой тяжести).
Современное определение налогового бремени (нагрузки). Уровень налогового бремени на экономику: порядок расчета, величина налогового бремени в Российской Федерации, в развитых странах. Размер уровня налогового бремени на экономику Российской Федерации. Предел налогового бремени.
Методики расчета уровня налоговой нагрузки на организацию, их достоинства и недостатки.
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.
Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.
Во-первых, данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной (напр., в стране существует система создания различных схем ухода от налогообложения). Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет показатель собираемости налогов [2,c.44]. Через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершённым ещё и потому, что имеются существенные погрешности изменения ВВП.
В-четвёртых, достаточно частые изменения, вносимые в акты налогового законодательства, не способствуют упрощению процедуры уплаты налогов, а лишь увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщика.
В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Так, сумма собранных в стране за год налогов поступает как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.
Налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций. Зачастую их получают как раз те организации, которые имеют относительно большой доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки предпринимательства - это правильно, но с позиции налоговой нагрузки - нет, так как её распространение осуществляется неравномерно [3,c.28].
На основе изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя [3,c.29].
3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.