Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций
Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.
8) работающие муж и жена имеют право выбора – платить подоходный налог либо по совокупному доходу семьи, либо раздельно.
Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике
Гармонизация налогов впервые начала осуществляться в конце XIX — начале XX века при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики, В специальной экономической литературе указывается, что в условиях углубления международной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в:
1) унификации структур и принципов налогообложения;
2) общих направлениях проводимых налоговых реформ;
3) согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств.
Тенденции в развитии гармонизации налогов обусловлены:
внешнеэкономической интернационализацией контактов в различных сферах деятельности на межгосударственном уровне;
приведением внутреннего правового регулирования и экономических отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права;
внешнеполитическими обстоятельствами.
В целом, гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений:
• двойного налогообложения;
• ухода от налогов.
Гармонизация налогов означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем различных государств на основе международных договоров и межгосударственных Соглашений. Например, несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации национальных налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957 г., что послужило началом создания Европейского содружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства стали создавать условия сближения налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться проблемы международного двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания территорий с единым налоговым режимом.
Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран — членов ЕС. В частности, национальная налоговая политика не должна:
1) препятствовать свободе продвижения товаров;
2) мешать свободе передвижения лиц;
3) вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС,
Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налога проявляется также в процессе согласования законодательства стран — участниц ЕС.
В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран — участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная унификация взимания косвенных налогов.
В частности, введено новое налоговое регулирование по НДС путем:
1) унификации принципов его исчисления;
2) введения единых правил взимания при проведении импортных операций;
3) сближения уровней налоговых ставок.
Были отменены акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар), а на остальные товары установлены единые ставки.
Гармонизация прямого налогообложения началась в 1987 г. с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения, В 1988 г. принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80—90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.
Примером другой группы стран могут служить государства — члены ОПЕК, которые создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в государственную казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений на территории стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 г. соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся международные экономические процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН. Достигнуты большие успехи в гармонизации налоговых отношений между странами СНГ.