Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:43, курс лекций

Описание

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.
Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Теория и история нал обложения.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

8) работающие муж и жена имеют право выбора – платить подоход­ный налог либо по совокупному доходу семьи, либо раздельно.

Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике

Гармонизация налогов впервые начала осуществлять­ся в конце XIX — начале XX века при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики, В специальной эконо­мической литературе указывается, что в условиях углубления междуна­родной экономической интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в:

1) унификации структур и принципов налогообложения;

2) общих направлениях проводимых налоговых реформ;

3) согласовании налоговой политики и национального налогового права различных государств.

Тенденции в развитии гармонизации налогов обусловлены:

     внешнеэкономической интернационализацией контактов в различ­ных сферах деятельности на межгосударственном уровне;

     приведением внутреннего правового регулирования и экономичес­ких отношений в соответствие с принципами и нормами международного экономического права;

     внешнеполитическими обстоятельствами.

В целом, гармонизация налогов способствует преодолению ряда от­рицательных налоговых явлений:

• двойного налогообложения;

• ухода от налогов.

Гармонизация налогов означает полную унификацию всех налого­вых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, сла­женности налоговых систем различных государств на основе междуна­родных договоров и межгосударственных Соглашений. Например, не­сколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики. Впервые положение об унификации национальных налого­вых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957 г., что послужило началом создания Европейского со­дружества. На первой стадии унификация налоговых систем осуществ­лялась только в границах Таможенного союза. В дальнейшем, проводя единую финансовую политику, европейские государства стали создавать условия сближения налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться про­блемы международного двойного налогообложения, исключения воз­можностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торговой политике. В ходе этих пре­образований сложилось мнение о необходимости создания территорий с единым налоговым режимом.

Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязатель­ные для стран — членов ЕС. В частности, национальная налоговая поли­тика не должна:

1) препятствовать свободе продвижения товаров;

2) мешать свободе передвижения лиц;

3) вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС,

Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налога проявляется также в процессе согласования законодательства стран — участниц ЕС.

В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран — участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная уни­фикация взимания косвенных налогов.

В частности, введено новое налоговое регулирование по НДС путем:

1) унификации принципов его исчисления;

2) введения единых правил взимания при проведении импортных опе­раций;

3) сближения уровней налоговых ставок.

Были отменены акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар), а на остальные товары установлены единые ставки.

Гармонизация прямого налогообложения началась в 1987 г. с при­нятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения, В 1988 г. принята Директива о гармониза­ции правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80—90-х гг. про­водилась политика по установлению единых правил системы амортиза­ционного списания, по установлению единых ставок при налогообло­жении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.

Примером другой группы стран могут служить государства — члены ОПЕК, которые создали гармонизированную налоговую систему как со­гласованную систему платежей в государственную казну. Платежи взи­маются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторож­дений на территории стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармони­зации привели к подписанию в 1973 г. соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступле­ний в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся международные экономические процессы активизируют интеграцию на­логовых систем и в рамках АСЕАН. Достигнуты большие успехи в гармо­низации налоговых отношений между странами СНГ.

 



Информация о работе Теория и история налогообложения