Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:54, дипломная работа

Описание

Исходя из этого целью дипломной работы является изучение организации учета налогоплательщиков юридических и физических лиц.
Цель исследования обозначает совокупность задач, которые сводятся к следующему: рассмотреть структуру налоговых органов Российской Федерации; изучить организационно-экономическую структуру МР ФНС России № 1 по Амурской области; изучить организацию учета налогоплательщиков юридических и физических лиц; выявить недостатки в организации учета налогоплательщиков и указать пути их ликвидации с целью увеличения налоговых поступлений.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы организации налогового контроля 8
1.1 Задачи налогового контроля на современном этапе 8
1.2 Учет налогоплательщиков и налоговых поступлений налоговыми органами Российской Федерации

14
2 Особенности организации учета налогоплательщиков - юридических и

физических лиц в МР ФНС России № 1 по Амурской области
30
2.1 Организационно-экономическая характеристика МР ФНС России №1 по Амурской области
38
2.2 Особенности регистрации и учета налогоплательщиков 59
2.2.1 Государственная регистрация налогоплательщиков 60
2.2.2 Учет налогоплательщиков 70
2.2.3 Постановка на учет иностранных организаций 85
2.2.4 Анализ работы по учету налогоплательщиков, борьба с

уклонением от постановки на учет
89
2.2.5 Учет сведений о банковских счетах юридических и физических

лиц
95
3 Проблемы и пути совершенствования учета и регистрации

налогоплательщиков
99
3.1 Проблемы учета и регистрации налогоплательщиков 99
3.2 Пути совершенствования учета и регистрации налогоплательщиков 105
Заключение 116
Библиографический список 122

Работа состоит из  1 файл

учет налогоплательщиков.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

    Сведения  и документы, содержащиеся в  Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, являются открытыми и общедоступными. Любое лицо, представив в регистрирующий (налоговый) орган запрос и документ, подтверждающий оплату за предоставление сведений ЕГРИП, может получить интересующие его сведения из федерального информационного ресурса, за исключением паспортных данных физического лица, адреса места жительства индивидуального предпринимателя, сведений о банковских счетах индивидуального предпринимателя. В связи с утверждением постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» открытые и общедоступные сведения ЕГРИП могут предоставляться физическим и юридическим лицам в электронном виде за плату в порядке, установленном ФНС России. В настоящее время ФНС подготавливается проект соответствующего приказа, утверждающего порядок предоставления сведений ЕГРИП в электронном виде.

    Использование сведения реестра способствует более успешному выполнению контроля налоговыми органами за постановкой на учет налогоплательщиков.

    В целях сокращения административных барьеров эффективно применяется органами ФНС технология «одного окна». Так  на протяжении десяти месяцев в РФ реализуется концепция «одного окна» при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С начала 2004 года присвоение кодов по общероссийским классификаторам, государственная регистрация в качестве страхователей более 200 тысяч юридических лиц (в МР ФНС №1 - 6537), 350 тысяч (3555) индивидуальных предпринимателей, 2,6 тысяч (16) крестьянских (фермерских) хозяйств были произведены на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. При этом стоит отметить, что постоянно происходит рост постановки на учет организаций и физических лиц.

    Кроме того, ещё одной положительной  чертой постановки на учет в настоящее  время является тот факт, что для достоверности информации, содержащейся в ЕГРН, МР ФНС России №1 по Амурской области, как и многие другие, применяет программу «Недействительные паспорта». Таким образом, прежде, чем ИНН будет присвоен физическому или юридическому лицу инспектор проверит паспортные данные и сопоставит их со сведениями, содержащиеся в установленной программы.

    Также применение системы присвоения ИНН  отразилось на повышении качества контроля за постановкой на учет. Не вставший на учет налогоплательщик не может  осуществлять в своих целях ряд операций в тех органах, которые используют или делают запрос в налоговые органы о сведениях, содержащиеся в ЕГРН. Например, в арбитражном суде представители по должности не могут выступать, если отсутствуют сведения в ЕГРЮЛ о лице, выступающем представителем организации, соответственно у данного лица отсутствуют полномочия по осуществлению представительства организации в суде по должности.

    При всех сказанных положительных тенденциях в борьбе с постановкой на учет налогоплательщиков присутствуют и противоположные стороны. К ним относятся противоречия отдельных положений НК. Главный недостаток настоящей системы учета в соответствии с НК является «вторичная» постановка на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, постановки на учет частных охранников и частных детективов, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинетов.

    В настоящее время физическим лицам, не имеющим места жительства на территории РФ, за исключением владельцев недвижимого  имущества и (или) транспортных средств и индивидуальных предпринимателей, осуществить постановку их на учет с присвоением ИНН не представляется возможным.

    2.2.5 Учет сведений о банковских  счетах юридических и физических  лиц

    До 01.01.99 действовал разрешительный порядок открытия счета, в соответствии с которым банк открывал счета налогоплательщику на основании справок, выданных налогоплательщику налоговым органом.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), введенный в действие с 01.01.99, установил  принципиально иной порядок открытия счета в банке.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки  открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

    Банк  обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального  предпринимателя в налоговый  орган по месту их учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

    За  нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику применяются следующие штрафные санкции:

    - открытие банком счета организации  или индивидуальному предпринимателю  без предъявления ими свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе, а равно открытие счета  при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

    - несообщение банком налоговому  органу сведений об открытии  или закрытии счета организацией  или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей (статья 132 НК).

    В соответствии со статьёй 23 НК РФ налогоплательщики  обязаны встать на учет в налоговых  органах и письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок.

    Споры о сроках исключает статья 6.1 НК, в которой говорится о том, что сведения, для подачи которых  установлен срок, могут быть представлены до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

    Течение десятидневного срока начинается на следующий день после наступления  события, которыми определено его начало.

    Нарушение указанного срока представления  сведений об открытии и о закрытии налогоплательщиком счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в  размере пяти тысяч рублей. /НК ст. 118/

    В связи с указанным несоблюдением  законодательства рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ.

    Исполнение  вступивших  в  законную  силу  решений  судов  о  взыскании

налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством  об исполнительном производстве РФ.

    При этом вопрос, касающейся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке или иной кредитной организации, регулируется статьёй 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (вступил в силу 1 июля 2002 года). В данном случае нарушение представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

    Таким образом, статьи 23 и 86 Кодекса установили уведомительный порядок открытия счета.

    Согласно  пункту 2 статьи 11 Кодекса понятие  счета, используемое в практике налоговых  правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета  в банках, открытые на основании  договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно той же статье понятие банка распространяется на коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

    Что же касается накопительных счетов, то действующим законодательством  установлено, что на момент государственной  регистрации акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью их уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем на половину (п. 1 ст. 34 Федерального закона «0б акционерных обществах» и п.2 ст. 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Учредители общества в письменном договоре о его создании (учредительном договоре) определяют порядок и сроки внесения вкладов (оплаты акций) создаваемого общества (п.5 ст.9 Федерального закона «Об акционерных обществах» и п.1 ст.12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). При этом, до момента государственной регистрации общества вклады, вносимые учредителями для формирования его уставного капитала, не являются его обособленным имуществом, учитываемым на самостоятельном балансе, а само общество не существует как юридическое лицо, поскольку согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо является созданным с момента его государственной регистрации.

    В соответствии со статьей 19 Кодекса  налогоплательщиками являются организации  и физические лица, на которые в  соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Как уже было отмечено выше в статье 132 Кодекса, за нарушение банком порядка  открытия счета налогоплательщику, применяются штрафные санкции. При  этом положения названной статьи не распространяются на накопительные счета, поскольку данные счета открываются еще незарегистрированным юридическим лицам, которые не могут быть отнесены к налогоплательщикам, а также с данных счетов не могут расходоваться денежные средства.

    В свою очередь рассмотрим обязанность  налоговых органов в отношении налогоплательщиков.

    Согласно  статье 24 Конституции РФ органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ от 20.02.95 М 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»  граждане и организации имеют  право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

    Согласно  пункту 3 статьи 14 Закона субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования информационных ресурсов на основании  статей 7 и 8 Закона, имеют право бесплатно  пользоваться этой информацией.

    Обращаем  внимание, что Правилами ведения  единого государственного реестра  налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными  постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 266, предусмотрен порядок предоставления налоговыми органами пользователям  информационных ресурсов только той информации о налогоплательщиках, которая подлежит включению в ЕГРН. Сведения о счетах не включены в составе показателей ЕГРН.

    Учитывая  изложенное, налоговые органы обязаны  выдавать налогоплательщику информацию о его счетах, сообщенных им в налоговый орган. Информация предоставляется бесплатно. 

 

     3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УЧЕТА И 

       РЕГИСТРАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ 
 

    3.1 Проблемы учета  и регистрации  налогоплательщиков

    В настоящее время существуют следующие  проблемы учета и регистрации налогоплательщиков:

    1) проблема обеспечения полноты  и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему путем пресечения уклонения от уплаты налогов;

    2) проблема загруженности базы ЕГРН организациями, прекратившими свою деятельность, но не ликвидированными и не снятыми с учета в ЕГРН;

    3) значительные затраты на работу  с «мертвыми душами»;

    4) создание и регистрация новых  предприятий одним физическим  лицом;

    5) получение информации из банков об открытых налогоплательщикам счетах;

    6) весьма ограниченная сфера применения ИНН;

    7) сложная процедура регистрации  в различных государственных органах;

    8) проблема привлечения физических лиц, получающих доходы от продажи и аренды имущества.

    Рассмотрим  вышеперечисленные проблемы более  подробно.

    В соответствии с НК РФ одной из основных задач налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом в современных условиях наиболее актуальной для налоговых органов является проблема обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему путем пресечения уклонения от уплаты налогов. Проблема уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов в настоящее время стоит очень остро. Не секрет, что в основе подавляющего большинства схем уклонения от налогообложения лежат механизмы, основанные на деятельности так называемых "фирм-однодневок".

Информация о работе Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области