Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:23, реферат
В условиях перехода от административно- директивных методов управления к
экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора
рыночной экономики , поощрения и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства , через налоги государство может проводить энергичную политику в
развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоги
являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента
возникновения государства.
году-817,4 тыс. руб., в 2001 году-4014,7 тыс. руб. Также предприятие
является плательщиком налога за размещение отходов. В 1999 году начислено
налога в сумме 76,7 тыс. руб.(с учетом деноминации),в 2000 году-249,0 тыс.
руб., в 2001 году-617,6 тыс. руб.
Если сравнить размеры ставок по годам , то можно увидеть, что
ставки увеличиваются в 2 раза. Например, при сжигании 1 тонны бензина
этилированного в 2001 году размер ставки-16838 рублей, в 2002 году-33675
рублей; дизтопливо-1 тонна в 2001 году -10569 рублей, в 2002 году-21139
рублей.
Единый платеж от фонда заработной платы.
В 1999-2000 годах предприятие уплачивало Чрезвычайный налог в размере 4% и
отчисления в фонд содействия занятости населения в размере 1% от фонда
оплаты труда.
С 2001 года эти два налога объединены в единый платеж в размере 5% от фонда
оплаты труда., т.е. размер отчислений не изменился. В состав фонда
заработной платы , как объекта обложения значительных изменений не
претерпел и по многим положениям, излагающим порядок исчисления и уплаты
единого платежа не изменился. Все льготы, которые были предусмотрены по
различным налогам сохранились и при их объединении. Однако, неоспоримым
является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы
( 40% без подоходного налога). За 2000 год начисленная сумма фонда
заработной платы составляет 486626,0 тыс. руб., необлагаемая сумма за 2000
год-15089,0 тыс. руб., облагаемая сумма фонда заработной платы, принимаемая
для исчисления единого платежа-471537,0 тыс. руб.. За 2001 год
соответственно: 1296818,5 тыс. руб. и 40211,0 тыс. руб., облагаемая сумма-
1256607,5 тыс.
руб. Облагаемая база по
увеличилась, т.к. имеется рост заработной платы. По рассматриваемому
предприятию необлагаемая сумма включает в себя материальную помощь на
погребение, компенсацию за неиспользованный отпуск, премии к юбилейным
датам. Следует отметить, что с 2002 года льгота в части премий к юбилейным
датам отменена ( по предприятию за 2001 год прольготировано 579,9 тыс.
руб.).
При оценке фискального потенциала действующей налоговой системы
используется ряд показателей. Они рассчитываются как доля налогов и
платежей в бюджетные фонды в общем объеме выручки .Тем самым они отражают
степень налоговых изъятий из выручки предприятия и в усредненном виде (без
учета каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых и
неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.
Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,
в значительной степени определяемая особенностями действующей системы
налогообложения, в 1993 году составила 22,8% и постепенно возрастала до
24,1% в 1996 году. В последующие годы этот показатель снизился до уровня
20,0-19,6%, и только
в 2000 году произошло его увеличение,
отдельными изменениями в налоговой системе республики, в частности
увеличением количества и ставок оборотных налогов ( платежей из выручки без
НДС).
Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,
характеризующая
фактические возможности
объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени
отклонялась от ее номинального уровня в 1993-1994 г.г. В последующие годы
этот разрыв,
характеризующий уровень
перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 1994 г. до 0,2-0,4% в 1998-
2001 г.г.
Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия
может существенно отличаться не только от средне республиканского уровня
налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерное
распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли
объясняется структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-
экономическим положением предприятия.
Рассмотрим уровень налоговой нагрузки конкретно по ОАО "Полоцкий комбинат
хлебопродуктов".
Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) определяется по формуле
ННр= -------- 100% ,
где Ун-уплаченные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;
Вн- выручка предприятия (с учетом всех налогов), млн.
руб.
В 1999 году реальная нагрузка составила 3,3% (201,5/6054,7х100%), в 2000
году-9,3% (1913,3/20486,5х100%), в 2001 году-10,6% (3448,1/32594,3х100%).
Реальная налоговая нагрузка свидетельствует о фактическом участии
предприятия в формировании бюджета Т.е. видно, что реальная нагрузка в 2000
году по сравнению с 1999 годом значительно возросла на 6,0%., в 2001 году
по сравнению с 2000 годом -на 1,3%.
Финансовое состояние предприятия в целом удовлетворительное, задолженности
по платежам в бюджет не имеет. Всего в консолидируемый бюджет Полоцкого
района за 2001
год поступило 10125,0 млн. руб., уплачено предприятием налогов-
3448,1млн.руб., что составляет 34,0 % от общих поступлений, т.е. для района
предприятие является бюджетообразующим.
Номинальная нагрузка предприятия ( ННн) характеризует фискальный потенциал
действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту
предпринимательства и рассчитывается по формуле
ННн = -------100%,
где ННн - начисленные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.;
Вн - выручка предприятия, млн. руб.
В 1999 году номинальная нагрузка составила 3,0% (182,9/6054,7х100%), 9,1%
(1860,1/20486,5х100%), в 2001 году-9,1% (2972,1/32594,3х100%)
Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является
изменение действующего налогового законодательства. Т.е. по вышеуказанным
процентам можно судить о том, что законодательство для предприятия
изменяется не в лучшую сторону. Так номинальная нагрузка в 2000 году
возросла по сравнению с 1999 годом на 6,1%.
Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет не
включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налог
на доходы и подоходный налог.
Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и налоговые
платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания
для начисления.
Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они
не направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационных
фондах министерств, других республиканских органов государственного
управления и государственных объединений. При этом четко обозначена цель
такой централизации средств- финансирование инвестиционных проектов и
мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой,
конкурентноспособной продукции, новое производственное строительство,
техническое перевооружение производства и т.д.
В налоговую нагрузку на
доходы и подоходный налог с физических лиц, поскольку в соответствии с
действующим законодательством предприятия лишь выступают налоговыми
агентами по удержанию и перечислению в бюджет налогов, но не плательщиками
этих налогов.
Для более детального анализа динамики налоговой нагрузки и выявления
факторов, ее определяющих, целесообразно более детальное изучение структуры
налоговой нагрузки и изменения ее основных элементов.
В качестве основных элементов налоговой нагрузки рассматриваются
следующие укрупненные группы налоговых платежей:
млн. руб.
наименование налогов 1999
2000
2001
------------------------------
------------------------------
Местные налоги и сборы из выручки 0,6
0,4 0,7
НДС
631,9 1249,0
Отчисления в республиканский фонд
поддержки производителей с/х прод.
(с 2001 г.- объединенный с дорожным
фондом)
402,5 566,0
Местный целевой бюджетный жилищно
Информация о работе Влияние налообложения на формирование издержек обращения в РБ