Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:52, контрольная работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее
в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному
обеспечению выдвинули ее в число основных
направлений социально-экономической политики государства.
Введение
1. Основные понятия Закона «О защите прав потребителя» 3
1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе 3
Заключение 11
Проект политики конкретного предприятия в области качества 12
Тест «Защита прав потребителей» 14
Список литературы 30
Содержание
Введение
1. Основные понятия
Закона «О защите прав потребителя»
1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе 3
Заключение
Список литературы
Введение
Защита прав потребителей –
понятие, недавно вошедшее
в нашу действительность. Работы по ее
правовому и организационному
обеспечению выдвинули ее в число основных
направлений социально-экономической
политики государства.
До недавнего времени потребители
в нашей стране по существу были бесправны.
Производители товаров и услуг, торговля
диктовала им свои условия. Ведомственные
нормативные акты и инструкции ограничивали
права потребителя и не давали им возможности
предъявить свои обоснованные претензии.
Судебная защита практически отсутствовала.
Потребители не могли реализовать свои
фундаментальные права, закрепленные
в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
(N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только
с принятием Верховным Советом Российской
Федерации 7февраля 1992 года Закон «О защите
прав потребителей». Закон вобрал в себя
лучший опыт соответствующей международной
и зарубежной национальной законодательной
практики. Закон издан для регулирования
отношений, возникающие между потребителями
и предпринимателями, установления прав
потребителей на приобретение товаров
(работ, услуг) надлежащего качества, на
безопасность их жизни и здоровья, получения
информации о товарах (работах, услугах)
и их изготовителях (исполнителях, продавцах),
просвещения потребителей, государственной
и общественной защитой их интересов,
объединения в общественные организации
потребителей, а также определении механизма
реализации этих прав.
Настоящий
Закон регулирует отношения, возникающие
между потребителями и
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, осуществляемой им самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.
Также не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также в этих же целях заказывающий для организаций за их счет работы, услуги (такие, например, как приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).
Однако
потребителем является гражданин, пользующийся
услугами личного характера, хотя и
заказанными для
Потребитель - это не только гражданин, непосредственно приобретающий или заказывающий товар или услугу, но и гражданин, непосредственно потребляющий их.
К примеру, потребителями будут являться и граждане, покупающие технику, и граждане, пользующиеся ей.
Законодательством
в отдельных случаях
Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае может быть потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения: продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.
Прибыль - это не только определенный доход, но и один из признаков предпринимательской деятельности.
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
Таким образом, наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:
1) несоответствие
обязательным требованиям,
2) несоответствие условиям договора;
3) несоответствие
целям, для которых товар (
4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
5) несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
В Законе РФ "О защите прав потребителей" даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые:
1) делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;
2) не могут быть устранены;
3) проявляются вновь после устранения;
4) для устранения которых требуются большие затраты;
5) вследствие
которых потребитель в
В п. 2 ст. 475 ГК РФ также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе РФ "О защите прав потребителей". Вместе с тем в Законе РФ "О защите прав потребителей" содержатся дополнительные признаки, что не противоречит ГК РФ, так как перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим (предусматривает и наличие других подобных недостатков). В частности, к "существенным" согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" может быть отнесен недостаток, который делает "невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением". Одним из вариантов "невозможности и недопустимости" является такой недостаток, который делает его использование по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан.
Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. При возникновении спора по данному вопросу проводится экспертиза в порядке, установленном Законом РФ "О защите прав потребителей". При необходимости спор решается в судебном порядке.
При обнаружении какого-либо серьезного дефекта в каком-то определенном товаре или существенной и серьезной опасности даже при его правильном использовании производители (распределители) должны изъять его из обращения и устранить данный дефект либо заменить, предложить другой товар. При невозможности осуществления этих действий производитель (распределитель) должен выплатить потребителю компенсацию.
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) был безопасен как при его предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Тот, кто несет ответственность за выход товаров на рынок, в частности поставщики, экспортеры, импортеры, розничные торговцы и т.п. (далее именуемые распределителями), должен обеспечить, чтобы эти товары в период нахождения у них не становились опасными из-за неправильного обращения или хранения (п. 10 "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей").
Потребителей
следует инструктировать о
Для потребителя самый обычный способ использования товара (работы, услуги) должен быть безопасен. При использовании товара (работы или услуги) потребитель изначально должен быть уверен в том, что безопасность пользования ему уже обеспечена.
Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Необходимо отметить, что безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.