О защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее
в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному
обеспечению выдвинули ее в число основных
направлений социально-экономической политики государства.

Содержание

Введение

1. Основные понятия Закона «О защите прав потребителя» 3

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе 3

Заключение 11
Проект политики конкретного предприятия в области качества 12
Тест «Защита прав потребителей» 14

Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

    1. Основные понятия Закона «О защите прав потребителя»                    3

    1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе                        3

Заключение                                                                                                           11

  1. Проект  политики конкретного предприятия в области качества         12
  2. Тест  «Защита прав потребителей»                                                          14

Список литературы                                                                                              30 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 
    Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее  
в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному 
обеспечению выдвинули ее в число основных  
направлений социально-экономической политики государства. 
    До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7февраля 1992 года Закон «О защите прав потребителей». Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики. Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав. 

 

  1. Основные  понятия Закона «О защите прав потребителя»

   Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. 

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, осуществляемой им самостоятельно на свой риск с целью  систематического извлечения прибыли.

Также не является потребителем гражданин, приобретающий  товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также  в этих же целях заказывающий для  организаций за их счет работы, услуги (такие, например, как приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Однако  потребителем является гражданин, пользующийся услугами личного характера, хотя и  заказанными для производственных нужд (например, услугами по перевозке, проживанию в гостинице в командировочных целях).

Потребитель - это не только гражданин, непосредственно  приобретающий или заказывающий товар или услугу, но и гражданин, непосредственно потребляющий их.

К примеру, потребителями будут являться и граждане, покупающие технику, и граждане, пользующиеся ей.

Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом  работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем.

Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае может быть потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения: продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

Прибыль - это не только определенный доход, но и один из признаков предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Недостаток  товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Таким образом, наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:

1) несоответствие  обязательным требованиям, которые  предусмотрены законом или в  порядке, установленном законодательством  РФ. Обязательные требования, как  правило, утверждаются федеральными  органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом, в основном в форме стандартов;

2) несоответствие  условиям договора;

3) несоответствие  целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

5) несоответствие  образцу и (или) описанию при  продаже товара по образцу  и (или) описанию.

Существенный  недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

В Законе РФ "О защите прав потребителей" даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые:

1) делают  невозможным или недопустимым  использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым  назначением;

2) не  могут быть устранены;

3) проявляются  вновь после устранения;

4) для  устранения которых требуются  большие затраты;

5) вследствие  которых потребитель в значительной  степени лишается того, на что  он был вправе рассчитывать  при заключении договора.

В п. 2 ст. 475 ГК РФ также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе РФ "О защите прав потребителей". Вместе с тем в Законе РФ "О защите прав потребителей" содержатся дополнительные признаки, что не противоречит ГК РФ, так как перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим (предусматривает и наличие других подобных недостатков). В частности, к "существенным" согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" может быть отнесен недостаток, который делает "невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением". Одним из вариантов "невозможности и недопустимости" является такой недостаток, который делает его использование по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан.

Указанными  в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. При возникновении  спора по данному вопросу проводится экспертиза в порядке, установленном Законом РФ "О защите прав потребителей". При необходимости спор решается в судебном порядке.

При обнаружении  какого-либо серьезного дефекта в  каком-то определенном товаре или существенной и серьезной опасности даже при его правильном использовании производители (распределители) должны изъять его из обращения и устранить данный дефект либо заменить, предложить другой товар. При невозможности осуществления этих действий производитель (распределитель) должен выплатить потребителю компенсацию.

Безопасность  товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

Безопасность  товара (работы, услуги) означает, что  товар (работа, услуга) был безопасен  как при его предназначаемом, так и другом разумно возможном  использовании. Тот, кто несет ответственность  за выход товаров на рынок, в частности поставщики, экспортеры, импортеры, розничные торговцы и т.п. (далее именуемые распределителями), должен обеспечить, чтобы эти товары в период нахождения у них не становились опасными из-за неправильного обращения или хранения (п. 10 "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей").

Потребителей  следует инструктировать о правильном использовании товаров и информировать  о возможном риске при предназначаемом  или другом разумно возможном  использовании. Там, где это возможно, потребителям должна сообщаться важнейшая информация о безопасном использовании с помощью понятных в международных масштабах обозначений (абз. 2, 3 п. 10 "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей").

Для потребителя  самый обычный способ использования товара (работы, услуги) должен быть безопасен. При использовании товара (работы или услуги) потребитель изначально должен быть уверен в том, что безопасность пользования ему уже обеспечена.

Если  для безопасного использования  товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Необходимо  отметить, что безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при  его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.

Информация о работе О защите прав потребителя