Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:13, контрольная работа
В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции, и, следовательно, потребитель становится более привередливым и разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель остановит свой выбор на продукции конкурентной фирмы.
Целью контрольной работы является анализ понятия системы качества, ее элементов и методов их оценки качества продукции.
Введение
Глава 1. Понятие качества продукции
Глава 2. Система качества продукции, элементы системы качества продукции на предприятии
Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки
Заключение
Список литературы
таблица 1 Элементы системы качества по стандартам ИСО серии 9000
Элементы системы качества |
Пункт МС ИСО 9004-1 |
Пункт МС ИСО 9001 |
Пункт МС ИСО/ПМС 9001:2000 |
Ответственность руководства |
4 |
4.1 |
5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3 |
Система качества |
5 |
4.2 |
4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1 |
Внутренние проверки качества |
5.4 |
4.17 |
8.2.2 |
Экономика (затраты на качество) |
6 |
||
Анализ контрактов |
7 |
4.3 |
7.2.2 |
Управление проектированием |
8 |
4.4 |
7.3 |
Закупки |
9 |
4.6 |
7.4 |
Управление процессами |
10 |
4.9 |
7.1; 7.5.1 7.5.5 |
Управление процессами |
11 |
4.9 |
7.1; 7.5.1 7.5.5 |
Идентификация и прослеживаемость продукции |
11.2 |
4.8 |
7.5.2 |
Статус контроля и испытаний |
11.7 |
4.12 |
7.5.1 |
Контроль и испытания |
12 |
4.10 |
7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4; |
Контрольное, измерительное и испытательное оборудование |
13 |
4.11 |
7.6 |
Управление несоответствующей |
14 |
4.13 |
8.3 |
Корректирующие и |
15 |
4.14 |
8.5.2 |
Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка |
16 |
4.15 |
7.5.4 |
Техническое обслуживание |
16.4 |
4.9 |
7.1; 7.5.1 |
Управление документацией и |
17 |
4.5 |
5.5.6 |
Управление регистраций данных о качестве |
17.3 |
4.16 |
5.5.7 |
Подготовка кадров |
18 |
4.18 |
6.2.2 |
Управление продукцией, поставляемой потребителем |
19 |
4.7 |
7.5.3 |
Статистические методы. |
20 |
4.20 |
8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4 |
Рассмотрим
такой элемент системы качества
как ответственность
Высшее руководство предприятия должно четко понимать и представлять весь процесс по улучшению качества. По мнению многих известных специалистов по качеству ответственность за качество в первую очередь лежит на руководителях высшего звена. В развитие этого доминирующая ответственность за качество возлагается на систему менеджмента и ее создателей. Когда их часть работы сделана, тогда наступает очередь других сотрудников, неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой неудовлетворительное качество.
Все перемены должны начинаться на уровне высшего руководства. Оно должно доводить до сведения руководителей низших звеньев и подчиненных то значение, которое они придают качеству. Высшее руководство предприятия должно принять решение о внедрении стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и инициировать работы в этом направлении.
В соответствии
со стандартом ИСО 9001-94 руководство
предприятия несет
· разработку и документальное оформление политики в области качества;
· создание и утверждение структуры организации работ;
· определение ответственных должностных лиц и их полномочий;
· предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала, отвечающего за качество;
· назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству;
· оценка системы качества со стороны руководства.
Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Главной целью
политики предприятия в области
качества должно быть стабильное обеспечение
качества продукции и услуг, удовлетворяющих
требованиям и ожиданиям
Политика в области качества это первооснова, с которой начинается формирование системы качества. Она является элементом общей политики предприятия (в ней выделяют экономическую, коммерческую, социальную, экологическую и техническую политику) и утверждается высшим руководством. Ее разработка и реализация ведется самостоятельно каждым предприятием.
Руководство предприятия должно принимать все меры, которые обеспечивали бы понимание политики в области качества, ее осуществление и анализ на всех уровнях организации.
Закрепленная
документально и подписанная
руководителем предприятия
Оценка системы качества со стороны руководства должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения постоянной пригодности и эффективности функционирования системы в соответствии с данным стандартом.
Для обеспечения
соответствия продукции (работ, услуг)
установленным требованиям
Это, в частности, означает:
· применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т.е. актуализироваться;
· установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям.
· должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.
Процедуры системы качества.
Процедура - установленный способ осуществления деятельности.
В стандарте установлено, что на предприятии должны быть разработаны документированные процедуры, отвечающие требованиям МС ИСО 9001(9002, 9003) и установленной политике и применяться система качества и ее документированные процедуры. Масштаб и степень процедур, составляющих часть системы качества, зависят от сложности работы, используемых методов, необходимых навыков и подготовки персонала.
Рабочие процедуры системы качества необходимы для осуществления политики в области качества и достижения целей в области качества. Они координируют различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества.
Одним из основных положений стандарта, касающихся системы качества является следующее: Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.
Типичные этапы жизненного цикла продукции показаны на рисунке 2 в виде петли качества.
Рисунок 2. "Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)
Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.
Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы управления предприятием. Она разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции - "петли качества". Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.
В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:
1. Обеспечивать управление
2. Обеспечивать участие в
управлении качеством всех
3. Устанавливать ответственность руководства.
4. Обеспечивать неразрывность
деятельности по качеству с
деятельностью по снижению
5. Обеспечивать проведение
6. Обеспечивать обязательность
выявления дефектов и
7. Устанавливать порядок
8. Устанавливать и обеспечивать
порядок документального
Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них основным выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать, как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.
Если рассмотреть
"петлю качества", то первым и
последним этапом, завершающим один
ее виток и начинающим следующий,
является маркетинг. Маркетинг считается
средством обеспечения
Таким образом, вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентирована на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц.
С уверенностью можно сказать, что не используют стандарты те компании, которые не осознали их значимости, или которым это не под силу. Для компаний не использование МС ИСО служит антирекламой, в то время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании внедрившие стандарты ИСО сразу же после их выхода оказались в стратегически выгодном положении. Игнорирование нового подхода к обеспечению качества и замедленные действия по внедрению стандартов привели к снижению конкурентоспособности их продукции.
На нынешнем
этапе развития российской экономики
необходимость и потребность
в применении МС ИСО 9000 диктуется
в первую очередь требованиями рынка.
При переходе Европы к общему европейскому
рынку в 90 % контрактных отношений
потребитель требует от предприятия
поставщика подтверждения о наличии
системы обеспечения качества, соответствующей
стандартам ИСО 9000. Способны ли российские
предприятия "прорваться" и закрепиться
на общеевропейском рынке в
Глава 3. Показатели качества товаров и методы их оценки
Сегодня на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, согласно законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости.