Зарубежный опыт управления качеством (Япония)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение имеющихся зарубежных систем управления качеством, в частности в отдельно выбранном государстве – Японии.
Задачами является рассмотрение международных организаций по стандартизации в области управления качеством, принципов и моделей системы качества в Японии.

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт управления качеством за рубежом.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)


Введение

Сложная экономическая ситуация сложившаяся в России к концу 90-х годов ХХ века, подталкивает к поиску новых путей решения этой проблемы. Переход России от командно-административной системы к рыночной экономике, поставил на повестку дня важный вопрос о выборе пути экономического развития. До недавнего времени Западня модель экономического роста была господствующей и приоритетной при выборе пути экономического развития. Перенесенная на российскую почву она не дала желанных результатов.

Сложившаяся ситуация подтолкнула отечественных экономистов к поиску путей создания системы экономического развития, представляющую из себя синтез традиционных особенностей и зарубежного опыта развития экономики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение имеющихся  зарубежных систем управления качеством, в частности в отдельно выбранном государстве – Японии.

Задачами является рассмотрение международных организаций по стандартизации в области управления качеством, принципов и моделей системы качества в Японии.


1.                               Зарубежный опыт управления качеством

1.1       История развития управления качеством.

 

Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

По мере развития системы управления качеством изменялись и объект, и субъект и цели этой системы.

Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора, который по существу, создал концепцию научного менеджмента. Система Тейлора включила понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы управления качеством сводилась к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей. Дальнейшие действия в этом направлении приводили к значительному росту затрат, снижению эффективности производства.

В период с 1920-х по 1980-е гг. пути развития общего менеджмента качества разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно – техническая проблема контроля, а проблема менеджмента – как проблема (в основном организационного, экономического и социально-психического характера), связанная с решением задач повышения эффективности деятельности. На этом этапе управление качеством представляло собой ярко выраженную конкретную функцию управления, т.е. структурно, организационно, ресурсно – выделенную подсистему общего менеджмента.

В 1920 – 1950 –е гг. развитие получили статистические методы контроля качества – SQC (A. Шухарт, Г.Ф. Додж и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких авторитетов в области качества, как Э.У. Деминг и Д. М. Джуран. И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роль высшего руководства в решении его проблем. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения организационных проблем менеджмента.

Примечательно, что в 1950 -1980-е гг. даже широко масштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD и т.д. в это время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлением общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером является система ZD («Ноль дефектов»), однако и другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».

Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной стороны, с расширением представлений о качестве продукции и способах воздействия на него, а с другой – с развитием системы внутрифирменного менеджмента.

Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляются концепции TQM и UQM (универсального управления качеством). В то время, когда представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд специализированных, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т.д. ), а в теоретическом плане предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание дерева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. В то же время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджменте качества сегодня:

                                              международные стандарты серии ИСО;

                                              международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;

                                              международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;

                                              практически сложившаяся система аудита менеджмента

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

 

 

 

 

1.2. Международные организации по стандартизации в области управления качеством.

 

Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является заметный количественный, структурный и функциональный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации.

Из общего четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 занимаются вопросами стандартизации.

Начало непосредственного сотрудничества различных стран в области стандартизации относится к 1921 г., когда была проведена первая конференция секретарей семи национальных комитетов по стандартизации. Эта конференция выработала организационные принципы, на основе которых в1926 г. была создана Международная Федерация национальных ассоциаций по стандартизации - ИСА.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). В состав ИСО входят национальные организации по стандартизации около 100 стран.

ИСО разрабатывает стандарты во всех областях человеческой деятельности, кроме электротехники, электроники и связи.

Всего ИСО разработано около 7200 международных стандартов (МС). Ежегодно публикуется около 500 новых и пересмотренных МС. В среднем разработка МС занимает 5-6 лет.

В уставе ИСО записано, что « целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной технической и экономической деятельности  ».

Для достижения этой цели ИСО может:

                                              принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;

                                              разрабатывать и публиковать МС при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен;

                                              организовывать обмен информацией о работе своих комитетов – членов и технических комитетов;

                                              сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах;

В ИСО установлены 2вида членства – комитеты-члены и члены-корреспонденты. комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея (высший орган ИСО), Совет, Комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. МС  ИСО не являются обязательными, каждая страна вправе принимать их целиком, отдельными разделами или вообще не принимать. Структура ИСО представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральная Ассамблея

 

 

Совет

ИСО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Структура ИСО

 

Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применить стандарты ИСО и других международных организаций. Поэтому при разработке МС идет серьезная борьба между отдельными странами, отдельными крупнейшими мировым изготовителями соответствующей продукции за формулировки требований, которые закладываются в эти стандарты.

 

Международные организации в области управления качеством

 

Международная электротехническая комиссия –МЭК (International Electrotechnical Commission, IEC) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК - 76 стран. Россия является членом МЭК с 1911 года. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 174 комитета и подкомитета, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, технических отчетов, рекомендаций. Следует отметить важность проводимых МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем четыре-пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами — членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высоким уровнем развития — 40%. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта — в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.

Информация о работе Зарубежный опыт управления качеством (Япония)