Зарубежный опыт управления качеством (Япония)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение имеющихся зарубежных систем управления качеством, в частности в отдельно выбранном государстве – Японии.
Задачами является рассмотрение международных организаций по стандартизации в области управления качеством, принципов и моделей системы качества в Японии.

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт управления качеством за рубежом.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей

Приведенный далеко не полный перечень международных и международных -региональных организаций по стандартизации, цели их работы и направления деятельности наглядно свидетельствуют о той огромной роли, которую играет стандартизация, как средство интеграции в международных связях, в устранении барьеров в производстве и торговле, в регулировании взаимоотношений между государством, изготовителями и потребителями продукции.

 

1.3. Основные методы управления качеством продукции.

 

Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукций. Важная роль в этом деле отводиться законодательству,  как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.

На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира»

страна

Закон по стандартизации

Закон по сертификации

Закон по метрологии

США

 

О каталогизации и стандартизации (1954г.)

О безопасности потребительских товаров (1972г.)

О метрологической системе (1986г.)

Япония

О промышленной стандартизации (1949г., поправки – 1980г.)

О безопасности потребительских товаров (1973г.)

Об измерениях (1985г.)

Германия

Соглашение между ДИН и федеральным правительством (1979г.)

Об обеспечении безопасности технических средств (1968г.)

Об охране окружающей среды (1974г.)

О продуктах питания и товарах массового потребления (1974г.)

Об измерительном деле (1985г.)

О единицах измерений и о проверке (1985г.)

 

На протяжении более трех десятилетий задачи создания высококачественной продукции решаются путем системного управления качеством. Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние истории развития экономики, культуры, политической системы страны довольно разнообразны.

Ф. Кросби предложил способ оценки степени компетентности фирмы в решении проблем качества, используя для этой цели шесть параметров:

1.                                             отношение руководства фирмы к проблеме

2.                                             статус отдела качества на фирме

3.                                             способы рассмотрения проблем качества

4.                                             уровень расходов на качество в процентах от общего оборота фирмы

5.                                             мероприятия по повышению качества

6.                                             реальное положение с качеством на фирме

Ф. Кросби предлагает таблицу оценок каждого параметра в баллах в зависимости от ряда критериев, характеризующих его состояние. Чем ближе фактическое значение параметров, полученное в процессе оценки фирмы, табличному, тем выше степень зрелости фирмы в вопросах качества. Этот принцип используется на фирмах и для оценки работы отдельных лиц, от которых зависит стратегия фирмы в области качества. Ф. Кросби предлагает целую систему таблиц, графиков с помощью которых можно установить применительно к конкретным условиям деятельности отдельной фирмы те оптимальные  действия, которые приведут к улучшению дел с качеством продукции.

Практика обеспечения качества в современных условиях внесла свои коррективы и в концепцию качества. Если несколько десятилетий назад под качеством понимали совокупность технических показателей свойств товара, то сейчас этого мало: необходимо, чтобы совокупность свойств удовлетворяла чьи-то потребности.

Понятие «хорошее качество» сегодня складывается из выполнения изделием требуемых функций, поддержание экономически оправданной цены и целесообразного уровня эксплуатационных расходов, защиты окружающей среды, безопасности изделия, обеспечения качества на стадии сбыта и  послепродажного сервиса. Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.

При организации системного управления качеством фирма задается вопросом, что же она вкладывает в понятие «качество» и каковы его  критерии. Обобщая накопленный опыт, профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин определяет пять наиболее существенных критериев качества:

1.                                             соответствие стандарту

2.                                             соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов

3.                                             степень точности соблюдения всех производственных процессов

4.                                             соответствие качества требованиям потребителей

5.                                             соответствие качества платежеспособному спросу.

Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев.

Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планирования деятельности фирмы. При разработке стратегии устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения.

Важное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, пожалуй, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2-18 месяцев и более).

Некоторые фирмы используют готовые (типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их.

В Соединенных Штатах Америки программы «Ноль дефектов» предлагает фирма Ф.Кросби. одна из наиболее популярных программ, составленная Ф.Кросби для фирмы «Hewlett – Packard», включила такие положения как:

                                              убеждения сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в это каждого

                                              определения уровня дополнительных затрат на качество

                                              разработку приемов мотивации качественного труда

                                              конкретизация методов контроля

                                              всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»

                                              установления единого «дня размышлений» (дня качества)

                                              разработка индивидуальных программ бездефектной работы

                                              поощрение достигнутых результатов и др.

Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно.

В Германии крупные фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии. Кто работает много, тот ошибается больше». Отрицая, таким образом, реальное воплощение в жизнь принцип «ноль дефектов» и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них – это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип «эстафетной палочки»), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включает представителей основных подразделений. Сюда же относят принцип предотвращения дефектов, обязательного стимулирования работников, незаинтересованность работников как свидетельство низкого уровня руководства фирмы. Обязательное наличие группы менеджеров по качеству гарантирует как разработку программы, так и контроль за ее реализацией.

Роль контроля в обеспечении качества продукции за последние годы претерпела существенные изменения. В крупных компаниях, занимающих высокие конкурентные позиции на мировом рынке, контроль качества продукции уступил место управлению качеством.

По словам Г. Д. Сегецци, президента Европейской организации по качеству, контроль представляющий собой довольно быстрый способ предотвращения поставки некачественной продукции, решает проблемы потребителя, но не производителя товара. Решение проблемы дефектных изделий через усиления контроля их качества равноценно увеличению расходов, т.е, сокращению прибыли, росту цены товара, снижению уровня его конкурентоспособности.

В большинстве промышленно-развитых странах мира специальные государственные или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой деятельности этого рода является Япония, где система по проверке качества экспортируемого шелка-сырца была введена в конце ХIХ в. Эта система развивалась и распространялась на другие товары вплоть до Второй Мировой Войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции, со стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и парламент Японии приняла Закон о контроле экспортных товаров. В основу Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества экспортных товаров должно взять на себя государство. Закон установил принцип личной ответственности, согласно которому за качество товара отвечает тот, кто его производит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                                            Управление качеством в Японии

2.1                                       История и традиционно-культурные корни японской модели управления качеством.

 

Если мы оглянемся на сорок лет, которые последовали за Второй мировой войной, то увидим, что Япония приобретает статус мировой экономической державы и становится грозным конкурентом в самых разных сферах производства, проходя через пять фаз перестройки. Вот эти фазы:

                                              широкомасштабное освоение технологий, импортированных из США и Европы;

                                              невиданный доселе размах кампании за повышение производительности труда;

                                              программа повышения качества, охватившая всю страну, развернутая под влиянием идей Э. Деминга и Дж. Джурана;

                                              достижение исключительного уровня гибкости производства;

                                              создание многонациональных корпораций.

После успешного освоения зарубежной технологии и достижения высокой производительности и отличного качества японская промышленность теперь сосредотачивается на гибких производственных технологиях. Это означает способность перестроить производство в чрезвычайно сжатые сроки, чтобы удовлетворять меняющиеся требования рынка и потребителя. Здесь ключевыми аспектами являются механизация, автоматизация, работизация и относящиеся к ним системы.

Рассмотрим как происходило становление «экономического чуда» в Японии, которое по нормальным меркам протекало исключительно быстро – в течение двух-трех десятилетий.

В своей истории Япония неоднократно переживала «эксперименты»:

                                              в VII-VIII вв. заимствование Японией китайской культуры;

                                              в XVII-XIX вв. – почти полная самоизоляция развития своей культуры. Из страны запрещалось выезжать под страхом смерти.

Одни единственный порт Нагасаки изредка допускал голландские корабли и китайских купцов. До 1870 г. в Японии не было ни паровых машин, ни железных дорог, ни пароходов.

В 1889 г. была принята Конституция;

- третий период массовых экспериментов начался после поражения во Второй мировой войне и последовавшим за этим внедрением ценностных ориентаций, норм морали американской культуры.

Разрушение промышленных предприятий, потеря рынков сбыта, карточная система, нехватка товаров, черный рынок поставили Японию 1950-х гг. в чрезвычайно сложное положение. К особенностям японской модели управления качеством могут быть отнесены следующие семь характеристик:

1.                                             Системный подход к управлению качеством.

В конце 1940-х гг. достижение высокого качества продукции становится в Японии национальной идеей, поддерживаемой правительством. Издаются первые стандарты.

2.                                             Модернизация промышленности.

С начала 1950-х гг. в Японии был взят курс на закупку западной технологии путем приобретения лицензий на новейшие разработки и быстрое освоение технологий. В период с 1950 г. по 1978 г. Японией было заключено 32 тысячи лицензионных соглашения на закупку новых технологий (главным образом в США), затрачено на это всего 9 млрд долл. Эта цифра составляла небольшую часть первоначальных расходов на научно – исследовательские работы фундаментального и прикладного характера, проводимые в США.

Информация о работе Зарубежный опыт управления качеством (Япония)