Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
Введение
1 Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.3Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.4Предмет контрабанды.
1.5Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.6Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль
2.5Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Глава 4. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
4.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
4.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
4.3. Контрабанда культурных ценностей
4.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список используемой литературы
При производстве по делам о контрабанде экспертиз, особенно товароведческих, необходимо учитывать, что специалисты-эксперты, которых следователи привлекают к определению стоимости предметов, в своей работе пользуются различными правилами и методиками, в связи с тем их заключения могут быть подвергнуты сомнению с точки зрения достоверности установления стоимости. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо избирательно подходить к подбору специалистов-товароведов, проводить комиссионные экспертизы, тщательно анализировать заключения экспертов, в частности, раздел о примененных методиках определения стоимостных и иных характеристик предметов контрабанды. Заключения экспертов должны подкрепляться наличием документов, подтверждающих правильность определения указанных характеристик. При возникновении сомнений необходимо допрашивать специалистов по существу составленного ими заключения, проверять иными способами его полноту, объективность, компетентность. Перед экспертами необходимо поставить следующие вопросы: составляют ли изъятые предметы (картины, посуда, часы, скульптура, ювелирные украшения и т.п.) художественное (или другое) достояние России, если да, то когда и каким мастером они написаны (изготовлены), в каких российских, иностранных каталогах указаны, в экспозиции какого музея они состоят; являются ли данные предметы подлинными или поддельными; имеются ли на данной картине (другом предмете) следы, свидетельствующие о желании скрыть эту картину, выдавая ее за товар, не имеющий исторической, художественной ценности, если да, то какие именно следы.
При допросе подозреваемого требуется выяснить: каким способом совершалось хищение предмета контрабанды - проникновение в помещение, отключение сигнализации, создание экстренных ситуаций (пожар и пр); где хранились похищенные предметы; какой способ использовался для сокрытия картины (картина выдавалась за предмет, не имеющий художественно-исторической ценности, и др.).
Достоверность показаний обвиняемого проверяется путем следственного эксперимента. Расследование контрабанды культурных ценностей осложняется тем, что, как правило, нет свидетелей хищения, доказывание вины обвиняемого основывается на заключениях экспертов, результатах осмотров и следственных экспериментов.
Контрабанда автомашин - один из наиболее распространенных видов контрабанды. Эти преступления нередко становятся возможными из-за участия в их совершении работников таможенных органов. Наиболее известными способами совершения этих преступлений являются следующие:
1. Изготовление и выдача заинтересованному лицу подложной таможенной декларации на автомашину в одном экземпляре, только для регистрации ее в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения), без регистрации такого оформления в таможенном органе.
Таможенник по сговору с заинтересованным лицом выдает последнему декларацию, предварительно вписав в нее все реквизиты автомашины (модель, цвет, объем двигателя, номерные агрегаты и др.), а также, сделав отметку о праве отчуждения автомашины, ставит оттиски гербовой печати и личной номерной печати (ЛНП). Данный подложный документ имеет все реквизиты для регистрации по нему автомашины в ГИБДД.
2. Выдача чистого бланка таможенной декларации с необходимыми реквизитами таможенного органа.
Данный способ по сути является разновидностью предыдущего. Его основа - это выдача чистого бланка документа установленного и известного органам ГИБДД образца с необходимыми реквизитами: гербовой печатью, ЛНП, в некоторых случаях штампом о праве отчуждения, подписью таможенника (если его подпись в ГИБДД хорошо знают, либо имеют образцы) и т.п. Остальные реквизиты заинтересованное лицо заполняет самостоятельно.
В некоторых регионах существует "рынок" таких чистых бланков (а также ксерокопий таможенной декларации на автомашины, счетов-справок, подтверждений о таможенном оформлении автомашины и т.п.), стоимость которых колеблется от 200 до 1000 долл. США и выше за экземпляр. В этом случае таможенник рассчитывает на халатность инспектора ГИБДД или состоит с ним в преступном сговоре. Поскольку оба находятся в своеобразной технологической взаимозависимости, имеют возможность "контролировать" деятельность друг друга, то в результате такого сговора, а иногда и без него, инспектор ГИБДД также получает возможность "растамаживать" автомашины путем принятия в качестве основания регистрации автомашин заведомо поддельных таможенных деклараций, удостоверения, счета-справки, паспорта транспортного средства (ПТС) с поддельными отметками таможни о праве отчуждения, подтверждения и т.п., т.е. вообще "в обход таможни". В этом случае преступления могут совершаться и без участия работников таможенного органа.
3. Изготовление двух экземпляров таможенных деклараций с разными отметками о праве на отчуждение автомашины.
В данном случае оформление автомашины в ГИБДД производится, однако автомашина фактически оформляется с предоставлением преференции с отметкой в удостоверении о запрещении отчуждения автомашины в течение двух лет. Но в бланке того же удостоверения для ГИБДД делается противоположная отметка "с правом отчуждения", позволяющая заинтересованному лицу свободно распоряжаться автомашиной.
4. Необоснованное применение преференции при таможенном оформлении автомашины.
По сути это тот же способ, что и вышеуказанный, однако без внесения в документы ложных сведений. Таким образом, оба экземпляра, декларации содержат отметку о льготном таможенном оформлении, однако преференция применена незаконно, например в связи с необходимым ходатайством физического или юридического лица, либо в отношении автомашин, которые вообще не подлежат оформлению в льготном порядке, либо в отношении лица, которому не могла быть предоставлена преференция, например это лицо уже ввозило в течение года автомашины беспошлинно, и т.п.
5. Применение преференции на основании фальшивых документов.
Все документы, представленные для оформления автомашины, могут быть подделаны, и одна из функций должностного лица - выявление и пресечение таких подделок. Так могут подделываться документы, свидетельствующие о покупке автомашины (контракты, купчие, счета-справки и т.п.), документы о пересечении автомашиной таможенной границы РФ или соответствующие отметки. Такой способ наиболее распространен в сфере легализации похищенных автомашин, поскольку в некоторых регионах органы ГИБДД предъявляют более строгие требования к документам регистрации, чем таможенные органы, чьи интересы, в основном, направлены на взимание таможенных платежей. Зная об этом, преступные группировки, промышляющие хищением автомашин, часто оформляют их в таможне, иногда даже те автомашины, которые вообще не пересекали таможенную границу (угнаны в России), зная о том, что на основании подлинных таможенных удостоверений органы ГИБДД регистрируют автомашины с меньшими "придирками", поскольку ответственность за достоверность документов на приобретение автомашины как бы лежит в данном случае на таможенном органе.
С целью применения льготы совершаются подделки отметок в заграничном паспорте владельца автомашины о пересечении границы в соответствующий период времени в обоих направлениях. Если преступники претендуют на применение льготы, установленной для лиц, непрерывное пребывание которых за границей превысило 6 месяцев, могут быть подделаны отметки о выезде и въезде с промежутком более 6 месяцев, представлены фиктивные справки организаций о командировках за границу на соответствующий срок и т.п. Таможенник, при надлежащем опыте и квалификации, часто без труда может выявить подделку или подлог в таких документах и, в случае сговора с заинтересованными лицами, принимает к оформлению эти документы, а иногда сам советует соучастникам наиболее безопасный способ подделки.
6. Занижение таможенной стоимости.
Способы занижения таможенной стоимости автомашины весьма многообразны. Это может быть просто явно заниженная стоимость, в обоснование которой таможенник не требует соответствующих документов. Возможно занижение таможенной стоимости путем составления подложного контракта, купчей. Стоимость занижается под предлогом того, что была куплена автомашина, якобы находившаяся в поврежденном состоянии, требующая ремонта. Заниженная стоимость может быть оправдана и фиктивными актами оценки автотехнического бюро и других экспертных учреждений. Таможенник обязан принять меры для определения достоверной таможенной стоимости, однако, при сговоре с заинтересованными лицами, может "согласиться" на заниженную стоимость. В таком случае общая сумма таможенных платежей, рассчитанных на основе заниженной таможенной стоимости, будет намного меньше той, которую лицо, перемещающее машину, должно было закупить.
7. Занижение данных об объеме двигателя как разновидность предыдущего способа часто применяется при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины. Поскольку наиболее дорогие, престижные автомашины имеют двигатели большого объема, заинтересованные лица декларируют меньший объем двигателя, что легко может быть выявлено таможенником в результате осмотра автомашины и сверки данных о двигателе, ее марки по имеющимся в таможенном органе автомобильным каталогам (иной ценовой информации).
8. Заявление ложных сведений о товаре.
Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины - запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины - грузовую и т.п.
9. Заявление ложных сведений о таможенном режиме.
Например, вместо выпуска в свободное обращение указывается режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим транзита через таможенную территорию РФ и т.п.
10. Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно оформленных автомашин последние помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство о выпуске автомашины со склада под предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного оформления. С этой целью таможеннику, вступившему с преступником в сговор, может быть представлен паспорт с поддельным штампом о прописке, поддельные документы контроля доставки, внутреннего таможенного транзита (ДКД ВТТ) и т.п. В ходе расследования дел о подобных преступлениях было отмечено, что в отдельных таможенных органах существует незаконная практика, когда решение о выпуске автомашин принимается не руководством, а другими должностными лицами таможенного органа, например, инспектором, производящим таможенное оформление автомашин, дознавателем, инспектором, участвовавшим в задержании автомашины, иногда просто влиятельными работниками таможенного органа. В случаях сговора с заинтересованными лицами таможенник не применяет необходимых мер таможенного контроля. Автомашина "исчезает" без таможенного оформления.
11. Непринятие мер к владельцам автомашин при выявлении нарушений требований закона к таможенному оформлению.
В целях выявления названных нарушений организуются совместные рейды ГИБДД и таможенных органов, специальные операции этих органов, дежурства на постах ГИБДД и т.п. В ходе этих мероприятий выявляются факты подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации; неправомерного отчуждения автомашины ее владельцем вопреки ограничениям, предусмотренным преференцией, и т.п. Вместе с тем работники органов внутренних дел, таможенники, вступая в сговор с заинтересованными лицами, не принимают мер к привлечению виновных к ответственности.
12. Выдача фиктивного подтверждения для органов ГИБДД о таможенном оформлении автомашины.
На основании действующих совместных инструкций ГТК и МВД регистрационные подразделения ГИБДД при регистрации автомашин по документам таможенного оформления обязаны запрашивать соответствующий таможенный орган о подтвреждении оформления автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения. В результате таможенник выдает заведомо подложный документ вообще без проведения проверки либо убедившись, что автомашина не оформлена. В отдельных регионах за выдачу таких подложных подтверждений существует фиксированная "такса" от 100 до 1000 долл. США и более. Стоимость подложного подтверждения зависит от стоимости самой автомашины, престижности марки и т.п.
Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:
а) обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;
б) данных оперативно-розыскного характера;
в) регистрационных и иных документов на автомашины.
К первой группе относятся следующие характерные признаки:
- значительно более низкие рыночные цены на автомашины иностранного происхождения и отечественные, ввезенные в порядке реимпорта, по сравнению с ценами в других регионах России, у официальных дилеров по продаже автомашин, в специальных каталогах;
- наличие на рынке особой категории автомашин - не прошедших таможенное оформление. При этом продавцы порой вообще не скрывают данного факта, и автомашины продаются дешевле тех автомашин, которые прошли таможенное оформление ("выплаченных"), однако эта разница, в целом, явно меньше, чем таможенные платежи, которые подлежали бы начислению при надлежащем оформлении автомашин;
- скупка на рынках именно не прошедших таможенного оформления автомашин, в особенности лицами из криминальных группировок либо, напротив, из влиятельных кругов, органов власти и управления, правоохранительных органов;
- таможенное оформление автомашин крупными партиями одной или несколькими фирмами, в особенности если оформляются автомашины дорогих, престижных марок, новые автомашины. Данный признак обусловлен тем, что на сегодняшний день фирме, занимающейся торговлей ввезенными автомашинами, весьма сложно, а иногда и практически невозможно получить прибыль, не применяя перечисленных способов уклонения от уплаты таможенных платежей;