Контрабанда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.3Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.4Предмет контрабанды.
1.5Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.6Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль
2.5Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору


Глава 4. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
4.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
4.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
4.3. Контрабанда культурных ценностей
4.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА контрабанда.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

Должностное лицо, оказавшее контрабандистам с использованием своего служебного положения то или иное содействие в незаконном перемещении ими товаров через таможенную границу, подлежит ответственности за соучастие в совершении контрабанды. Если такие действия по службе совершены им за материальное вознаграждение, его действия должны квалифицироваться по совокупности еще и по соответствующей части ст. 290 УК РФ как за получение взятки, а действия контрабандистов - по ст. 291 УК РФ (дача взятки).

Признак "использование служебного положения" должностным лицом, совершающем контрабанду, необходимо понимать в буквальном смысле этого юридического понятия. В подобных случаях должностное лицо действует только в рамках своих служебных полномочий, совершает активные действия или, наоборот, не исполняет обязанности, которые составляют его служебную компетенцию, определенную соответствующими нормативными документами (уставом, Таможенным кодексом, положением, приказом управомоченного компетентного органа). Естественно, что при совершении контрабанды должностное лицо злоупотребляет предоставленными ему по службе правами и полномочиями, действует вопреки интересам службы.

Здесь следует учитывать, что для состава данного преступления необходимо, чтобы виновное лицо использовало свое служебное положение для незаконного перемещения через границу предметов контрабанды. Если же, например, работник таможни, выезжая в другую страну в качестве туриста, пытается контрабандным путем провезти через границу какие-либо товары или иные предметы, то его действия не могут рассматриваться как использование должностным лицом своего положения. В данном случае он выступает как частное лицо или лицо, которое, полагаясь на свое высокое должностное или общественное положение, рассчитывает миновать таможенный контроль и, таким образом, безнаказанно совершить контрабанду.

Использование должностным лицом своих служебных прав в целях контрабанды является признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ, лишь в том случае, когда именно служебное положение облегчает совершение преступных действий.

 

2.4 Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль

 

О совершении контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, можно говорить в тех случаях, когда на лицо, осуществляющее контрольные функции на таможенной границе, оказывается физическое воздействие, например, наносятся побои, причиняется легкий или средней тяжести вред здоровью, чтобы принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу. Если насилие выразилось в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ, но и по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

Одни авторы считают, что физическое насилие включает нанесение ударов, побои, причинение легкого, средней тяжести, тяжкого вреда здоровья потерпевшего и лишь причинение смерти не охватывается ч.З ст. 188 УК РФ, поэтому должно дополнительно квалифицироваться по ст. 105 УК РФ. Другие авторы утверждают, что действия виновного должны квалифицироваться дополнительно и в том случае, если потерпевшему причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью (ст.ст. 111, 112 УК РФ). Некоторые авторы полагают, что насильственные действия, применяемые в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль, могут выражаться лишь в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков при условии, что они не причиняют вреда, вызывающего кратковременное расстройство здоровья. В этом случае действия виновного также должны квалифицироваться по совокупности п. «в» ч.З ст. 188 УК РФ и ст. 115 УК РФ.

В связи с этим возникает немаловажный вопрос: какое по степени тяжести физическое воздействие на лицо, осуществляющее таможенный контроль, охватывается понятием «насилие» как признаком контрабанды, а какое выходит за его пределы и соответственно требует дополнительной квалификации по совокупности совершенных преступлений? Правильное разрешение этого вопроса основывается на общем правиле: более тяжкое (опасное) преступление никогда и ни при каких условиях не может быть признаком менее тяжкого (опасного) преступления. Исходя из этого, следует признать, что "насилие" как признак особо квалифицированного состава контрабанды охватывает собой такие действия и их последствия, как связывание, нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью, средней тяжести, а также простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 1 и п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст.111 УК РФ), поскольку эти деяния являются менее общественно опасны или предусматривают менее строгое наказание, чем преступление, предусмотренное п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ. Более тяжкое физическое насилие в виде особо квалифицированных составов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 3 и ч. 4 ст. 111 УК РФ) и убийства (ст.105 УК РФ) не укладывается в рамки "насилия" как признака контрабанды и требует дополнительной квалификации по совокупности с одной из указанных выше статей в зависимости от последствий, поскольку они предусматривают ответственность за более общественно опасные преступления, чем контрабанда.

УК РФ угроза применения физического насилия не указана. Отсюда надо сделать единственно возможный вывод: в анализируемой правовой норме законодатель признает признаком особо квалифицированного состава контрабанды только применение физического насилия, а угроза таковым не является. Однако контрабанда с применением психического насилия, так же как и с применением физического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, представляет, на наш взгляд, более высокую общественную опасность, чем «простая» контрабанда, и должна влечь более строгое наказание, чем предусмотрено ч.1 ст. 188 УК РФ.

Проанализируем понятие деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ применительно к особенностям рассматриваемого квалифицирующего признака и сформулируем на этой основе предложение по совершенствованию диспозиции ч. 3 этой статьи. Диспозиции ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ составлены так, что для контрабанды не характерно применение насилия, а напротив контрабандисты стремятся обманным путем получить от таможенных органов добровольное разрешение на перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Насилие к лицу, осуществляющему контроль, может быть применено тогда, когда контрабандистам не удалось обманным путем переместить товары или иные предметы через таможенную границу, то есть когда преступление уже совершено и обнаружено. При этом если основным способом перемещения через таможенную границу товаров является применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то контрабандисту уже не нужно скрывать перемещаемые товары от таможенного контроля, поскольку он устранил препятствие для их перемещения через таможенную границу. Также не имеет значения какие документы предъявлялись работникам таможни и какие использованы средства идентификации на перемещаемые товары.

Таким образом, приходим к выводу, что перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, является не только квалифицирующим признаком, но и одним из способов контрабанды. В связи с этим целесообразно диспозицию ч. 3 ст. 188 УК РФ изложить в следующей редакции: "Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, указанных в части первой или второй настоящей статьи, с применением насилия либо с угрозой его применения к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а равно деяния предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а)              неоднократно;

б)должностным лицом с использованием своего служебного положения".

 

 

 

2.5 Контрабанда, совершенная организованной группой

 

Опасность контрабанды за последние годы резко возросла именно потому, что она приобретает все более организованный и масштабный характер, причиняет значительный ущерб интересам общества.

Для организованных групп контрабандистов характерно четкое распределение ролей между сообщниками, устойчивость преступных связей, хорошо отлаженный механизм совершения операций, довольно высокая степень конспиративности, организация своеобразной службы безопасности, наличие современных технических средств, нацеленность на совершение многочисленных контрабандных операций и извлечение наживы в особо крупных размерах.

В части четвертой ст. 188 УК РФ организованная группа выделена как признак исключительной тяжести. Понятие организованной группы применительно к контрабанде ничем не отличается от того, которое изложено в ст. 35 УК РФ. Это устойчивая, состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения контрабандных действий группа.

Таким образом, по смыслу этого разъяснения признаками контрабандистской организованной группы является:

1.   Наличие в группе двух и более лиц.

2.       Заранее объединившиеся для совершения одного или нескольких преступлений в составе организованной и устойчивой группы.

Что представляет собой "организованная группа" как особо квалифицирующий признак состава контрабанды, какими внешними и внутренними чертами она характеризуется?

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в п.4 постановления №5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» под организованной группой следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. 27 Такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками и т.п. Организованной группе как криминальному объединению контрабандистов свойственны следующие юридические признаки: 1) объединение двух или более лиц заранее; 2) достаточно высокая степень организованности, 3) устойчивость.

В большинстве случаев без объединения усилий двух или более лиц для совместного незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации выполнение этого преступления в том объеме, который намечен, или в тех условиях, в которых эта группа действует, либо невозможно, либо весьма затруднительно. Это и толкает контрабандистов на тесное сплочение, более тщательную подготовку преступления и сокрытие его следов, что выражается обычно в детальной разработке плана, включающего в себя характер приобретаемых ценностей, их количество, место, время и способы выполнения задач, заранее возложенных на каждого соучастника по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Каждый участник организованной группы, независимо от фактически выполняемой им роли в совершении контрабанды, должен рассматриваться как ее член и подлежит ответственности в качестве соисполнителя по ч. 4 ст. 188 УК РФ. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Основанием ответственности для организованных соучастников всех видов является состав преступления, совершенного непосредственно исполнителем (исполнителями), при условии осознания конкретным соучастником, что он действует в составе организованной группы или сообщества.

Таким образом, организатор или руководитель организованной группы контрабандистов будут нести ответственность по ч. 4 ст. 188 УК РФ в качестве исполнителя преступления и в том случае, если они не принимали непосредственного участия в незаконном перемещении товаров через таможенную границу РФ, но при условии, что они в той или иной форме участвовали в его подготовке или планировании. При этом следует особо подчеркнуть, что по ч. 4 ст. 188 УК РФ несут ответственность в качестве исполнителей, то есть без ссылки на ст. 33 УК РФ, все участники организованной группы, так или иначе содействовавшие совершению конкретного акта контрабанды, независимо от той роли, которую они непосредственно исполняли.

Если была создана организованная группа для занятия контрабандой, но она, будучи разоблачена, еще не успела совершить ни одной контрабандной операции, ответственность ее участников в соответствии с предписаниями ч. 6 ст. 35 УК РФ наступает за приготовление к контрабанде по ч. 1 ст. 30 и ч. 4 ст.188 УК РФ.

Действующему уголовному законодательству известна еще одна, самая опасная форма соучастия - преступное сообщество (преступная организация), которое ч. 4 ст. 35 УК РФ определяет как сплоченную организованную группу (организацию), созданную для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо как объединение организованных групп, созданных в тех же целях.

Завершая характеристику контрабанды, совершенной организованной группой лиц, следует обратить внимание на недостаточно полный перечень квалифицирующих признаков ч.З ст. 188 УК РФ, что не способствует усилению борьбы с данным преступлением. В силу специфики объективной стороны состава контрабанды её совершение в большинстве случаев оказывается возможным только в соучастии нескольких лиц, но при отсутствии признаков организованной группы. Такое преступление уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности деяния. Поэтому ч.З ст. 188 УК РФ нуждается, на наш взгляд, в дополнении квалифицирующим признаком «группой лиц по предварительному сговору».


Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

 

3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями

 

Большое значение для квалификации контрабанды имеет правильное отграничение ее от смежных преступлений и административных правонарушений. Наибольшую сложность в правоприменительной деятельности представляет разграничение контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 1 ст. 194 УК РФ). В диспозиции последней статьи не раскрыты признаки состава преступления. Возникает вопрос, как следует квалифицировать перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, если эти действия сопряжены с неуплатой таможенных платежей, превышающих одну тысячу минимальных размеров оплаты труда?

Информация о работе Контрабанда