Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
Введение
1 Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.3Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.4Предмет контрабанды.
1.5Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.6Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль
2.5Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Глава 4. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
4.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
4.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
4.3. Контрабанда культурных ценностей
4.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список используемой литературы
- наличие в регионе большого количества дорогих, престижных марок автомашин, с большим объемом двигателя, в совокупности с другими признаками может указывать на распространенность незаконных методов таможенного оформления или уклонение от таможенного оформления автомашин;
- наличие в регионе большого количества ввезенных автомашин с госномерами других регионов или с иностранными госномерами либо вообще без таковых, что также свидетельствует о распространенности указанных нарушений.
Ко второй группе можно отнести:
- данные о наличии на "черном рынке" поддельных документов: таможенных деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, временных деклараций, подтверждений, уведомлений, а также чистых бланков этих документов с реквизитами таможенного органа;
- сведения о том, что владельцы автомашин дают взятки таможенникам за непроведение досмотра автомашин, незаконное таможенное оформление, о расценках на фиктивные документы, бланки, на "услуги" со стороны должностных лиц таможенного органа либо на услуги "посредников" в таможенном оформлении, в постановке на учет в ГИБДД.
- данные, свидетельствующие о "притоке" в регион автомашин из других регионов для таможенного оформления, постановки и снятия с учета с последующим возвращением обратно. Заинтересованные лица в таком случае бывают убеждены, что по тем или иным причинам "растамаживать" автомашины в таком регионе дешевле и выгоднее, чем в "родном". При этом в регион сами автомашины не поступают, а привозятся, оформляются в таможенном органе, а затем регистрируются в ГИБДД только документы на эти автомашины. Таким способом нередко "отмываются" похищенные автомашины;
-данные о поступлении в местные таможенные органы большого числа запросов (ориентировок) о подтверждении оформления автомашин, ориентировок об угнанных автомашинах, о подделке (недействительности) таможенных удостоверений, бланков, печатей, ЛНП из таможенных органов других регионов, на которые местные таможенные органы дают отрицательные ответы.
- данные о резком повышении материального благосостояния должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление автотранспорта либо оформление конкретной внешнеэкономической сделки по ввозу автомашин.
К третьей группе относятся следующие признаки:
- наличие в регистрационных подразделениях ГИБДД и в таможенном органе экземпляров таможенных деклараций с одним и тем же номером, но на разные автомашины, либо на одну и ту же автомашину, но при расхождении номеров таможенной декларации, или - с разными записями о праве отчуждения автомашины и т.п.;
- наличие в ГИБДД зарегистрированной таможенной декларации, при отсутствии ее копии в таможенном органе. Такие декларации полностью поддельные, либо подделывается какой-либо обязательный реквизит, чаще всего ЛНП, гербовая печать;
- подчистки, подтирки в таможенных декларациях, отсутствие некоторых реквизитов (ЛНП, гербовой печати, номерных агрегатов, номера удостоверения), нестандартные бланки, дефекты бланков и т.п.;
- наличие в регистрационных документах ГИБДД либо таможенного органа фиктивных подтверждений о таможенном оформлении, фиктивных телеграмм, телетайпограмм и т.п.;
- наличие в таможенном органе документов на приобретение автомашин (контрактов, купчих, счетов-справок и т.п.) с признаками подделки, подлога, например фиктивных бартерных контрактов, договоров консигнации;
- наличие на таможенных документах признаков подделки отметок о пересечении таможенной границы РФ, фамилии лица, перемещающего автомашину, дате пересечения, номере документа и т.п.;
- наличие в регистрационных документах на автомашину, находящихся у ее владельца, признаков подделки, включая подделку отметок о таможенном оформлении, подделку печати, отметок о праве отчуждения автомашины, номера таможенной декларации, счета-справки и т.п.;
- отсутствие в таможенном органе документов, дающих основание для применения преференций (отсутствие данных о выезде за границу на срок свыше 6 месяцев, о наличии паспорта моряка и т.п.), либо признаки подделки этих документов;
- отсутствие акта досмотра автомашины в таможенном органе (акта ГИБДД об осмотре) либо признаки подделки этих документов, несоответствие данных о номерных агрегатах в этих документах данным в других документах на автомашину, реальным номерным агрегатам автомашины, а также иные данные, свидетельствующие о том, что досмотр (осмотр) автомашины не производился либо производился ненадлежащим образом (не сверялись номерные агрегаты и т.п.);
- ложные данные в документах на автомашину, влияющие на определение суммы таможенных платежей. Например, в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости указан один год выпуска автомашины, а в регистрационных документах (паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации) - другой, аналогично - в отношении сведений об объеме двигателя, марке мотора и т.п.;
- необъективные данные оценки стоимости автомашины экспертным учреждением. Например, в акте оценки могут быть указаны ложные данные об аварийном состоянии автомашины, о том, что она разобрана, не укомплектована и т.п., что не соответствует действительности;
- несоответствие данных об автомашине в таможенном органе, где производится оформление, и в пограничном таможенном органе, например, данных о владельце, лице, перемещающем автомашину, номере счета-справки и т.п.;
- несоответствие данных в документах на автомашину в таможенном органе и документах, имеющихся в организации, учреждении, предприятии, у физического лица, которое ее приобрело. Например, в фирме может храниться подлинный контракт на закупку автомашин по одной стоимости, а в таможенный орган представлен другой контракт с заниженной таможенной стоимостью.
На основе этих сведений может быть разработана широкомасштабная тактическая операция, основанная на сверке документов таможенного оформления в ГИБДД и в таможенном органе. В зависимости от конкретной следственной ситуации такую операцию можно спланировать в нескольких направлениях и в несколько этапов:
-проверить наличие документов таможенного оформления ввезенных автомашин в местном регистрационном подразделении ГИБДД. Выявление незаконно выданных документов таможенного оформления можно проводить по некоторым из вышеуказанных признаков, но наиболее целесообразно - сразу по всем признакам. Так, первоначально можно обратить внимание на автомашины оформленные местным таможенным органом, особенно на автомашины дорогих, престижных марок, с большим объемом двигателя, выявлять таможенные декларации без регистрационных номеров, с исправлениями в них, в номерных агрегатах автомашин, в отметках о праве на отчуждение, а также декларации, в которых при одинаковой ЛНП стоят разные подписи должностных лиц. Все отобранные таможенные декларации либо вообще все документы таможенного оформления за определенный период следует сверить с документами оформления в таможенном органе. Такая встречная проверка может выявить "нестыковку" документов.
Например, в случае выявления таможенных деклараций, вообще не оформлявшихся в таможенном органе, возможно построение следующих версий:
1) таможенная декларация полностью подделана заинтересованным лицом, либо владельцем автомашины, либо продавцом автомашины;
2) заинтересованным лицом использован чистый бланк документа с действительными реквизитами таможенного органа. Здесь необходимо выявить канал получения таких чистых бланков. Как правило, их изготовляют (похищают) работники таможни;
3) документ выписан и выдан лично работником таможни с заверением собственной ЛНП, либо ЛНП другого таможенника, либо ЛНП, вышедшей из употребления, либо подделанной. Во всех трех вариантах заинтересованным лицом может быть получено и фиктивное подтверждение о таможенном оформлении.
В случае наличия копий таможенной декларации в таможенном органе необходимо проверить идентичность всех реквизитов копий. Особое внимание следует обратить на законность применения преференций.
Если установлена идентичность копий таможенной декларации, необходимо проверить подлинность документов, представленных для оформления, обоснованность применения преференции, применения кода ТН ВЭД заявленной таможенной стоимости, таможенного режима, начисления и взимания таможенных платежей, поступления их на депозит таможенного органа.
По документам таможенного оформления, выданным таможенными органами других регионов, как правило, пограничными, могут быть направлены запросы о подтверждении такого оформления. При этом следует учесть, что на такие запросы преступниками может быть организовано и направление ложных ответов, например о том, что автомашины, якобы, оформлялись в таможенном органе.
Одновременно со сверкой документов необходимо организовать поиск и задержание автомашин, зарегистрированных по поддельным, подложным таможенным декларациям, допрос их владельцев, выявление посредников, должностных лиц, выдававших (заверявших) декларации либо консультировавших по вопросам незаконного оформления.
Следователь должен одновременно вести работу в трех основных направлениях: 1) в органах ГИБДД по выявлению и сверке документов, 2) в таможенном органе по сверке документов и проверке обоснованности оформления автомашин, 3) по поиску, осмотру и задержанию незаконно оформленных автомашин. При необходимости - направить группу следователей и оперативных работников в пограничный таможенный орган для сверки документов о пересечении автомашинами таможенной границы РФ.
Во многих случаях не удается доказать умысел в действиях должностных лиц таможенных органов в совершении преступления, и они привлекаются к ответственности за халатность. Наиболее распространенными проявлениями халатности являются действия (бездействие) по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, повлекшие существенное нарушение прав участников ВЭД. К примеру скоропортящийся груз своевременно не выдается владельцу по вине работников таможни: они не регистрируют прибытие товара и т.д., в результате товар утрачивается, возникают дополнительные расходы в связи с простоем транспортных средств и т.п. Тем самым причиняются значительные убытки владельцу товара. Нередко такого рода волокита является признаком вымогательства взяток со стороны таможенников.
Заключение
Улучшение уголовного законодательства России происходит в сложных условиях экономических преобразований. Вместо построения цивилизованной рыночной экономики сформированы основы иной системы, близкой по сути к понятию "дикий капитализм", с характерными для него формами экономической и социально-политической жизнедеятельности.
Происшедшее обострение криминальной обстановки в экономике непосредственно связано с особенностями проведения российских реформ и теми условиями, которые ими порождены. Сложившаяся ситуация наиболее благоприятна для контрабанды. Поэтому эффективная борьба с контрабандой невозможна без четкого уголовно-правового регулирования, с тем, чтобы не оставить "лазеек" для правонарушителей.
Контрабанда имеет глубокие социально-экономические и исторические корни в нашей стране. За период с 1917 г. и по настоящее время состав контрабанды и отношение к этому преступлению неоднократно изменялись. Несмотря на постоянную борьбу с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, искоренить контрабанду не удалось. Более того, сейчас такие деяния, особенно контрабанда наркотических средств и оружия, приобретают все больший размах. Причины названного явления кроются в нездоровой экономической и социальной обстановке в стране. Только выздоровление экономики России, восстановление ее статуса как ведущей экономической державы может изменить сложившуюся ситуацию. А пока органы государственной власти и правоохранительные органы страны могут принимать лишь незначительные меры в борьбе с контрабандой.
Впервые в науке уголовного права раскрывается природа объективного признака контрабанды - "крупный размер". С одной стороны, этот признак характеризует количественно-денежные параметры предмета посягательства, а с другой, - служит показателем глубины поражения объекта уголовно-правовой охраны, то есть тяжести антисоциальных общественно опасных последствий. Для определения оценки предмета контрабанды целесообразно использовать таможенную стоимость товаров.
Контрабандой является незаконное перемещение не только через таможенную границу Российской Федерации, но и через таможенную границу государств Таможенного союза.
Научно-обоснованное определение понятия "перемещение" позволит правильно применять по делам о контрабанде институт добровольного отказа от преступления.
Уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой нуждаются в совершенствовании как с точки зрения уголовного законодательства, так и практики его применения.
Проведенное нами исследование дает основание для внесения конкретных предложений в плане дальнейшего совершенствования уголовного законодательства об ответственности за контрабанду. Предлагается в частности:
Изложить ст. 188 УК РФ в следующей редакции:
1. Контрабанда, то есть действия, непосредственно направленные на перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской