Контрабанда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.3Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.4Предмет контрабанды.
1.5Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.6Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль
2.5Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору


Глава 4. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
4.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
4.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
4.3. Контрабанда культурных ценностей
4.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА контрабанда.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

При контрабанде лицо уклоняется от уплаты таможенных платежей только при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, контрабанду по отношению к уклонению от уплаты таможенных платежей необходимо признать специальной нормой, а уклонение от уплаты таможенных платежей - общей нормой. Кроме того, законодатель не раскрывает диспозицию ст. 194 УК РФ, а это значит, что под уклонением от уплаты таможенных платежей можно понимать различные действия, препятствующие поступлению в бюджет таможенных платежей.

Контрабанда вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет много общего с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль (ст. 189 УК РФ). Однако, несмотря на их сходства, эти преступления разграничиваются по трем признакам:

1 ) по предмету преступления;

2)    по таможенному режиму;

3)       по способам перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Контрабанда может быть совершена, при таможенных режимах как экспорта, так и импорта. Преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ, совершается только при таможенном режиме экспорта.

Контрабанда культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием обязательства их обратного ввоза и с недостоверным декларированием о таможенном режиме временного вывоза (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет сходство с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Оба эти преступления связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находившихся на территории России, с нарушением обязательства их обратного ввоза в оговоренный срок.

Основное отличие указанных преступлений по субъективной стороне. Если у лица умысел на невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации возник до или в момент перемещения их через таможенную границу, то налицо контрабанда культурных ценностей, поскольку перемещение совершено с умышленным недостоверным заявлением таможенного режима временного вывоза, а также с обманным использованием обязательства их обратного ввоза в оговоренный срок.

Контрабанда драгоценных металлов, природных драгоценных камней, либо жемчуга (ч. 1 ст. 188 УК РФ) имеет сходство с незаконным оборотом указанных валютных ценностей (ч. 1 ст. 91 УК РФ).

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ), схожа со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Однако в данном случае действует правило о соотношении общей (ст. 285 УК РФ) и специальной нормы (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ), предусмотренное ч. 3 ст. 17 УК РФ. Поэтому квалифицировать содеянное следует по п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ).

Контрабанда, совершенная помимо таможенного контроля, либо с обманным использованием документов (ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ), аналогична незаконному пересечению Государственной границы Российской Федерации (ч. 1 ст. 322 УК РФ). Однако контрабанда посягает на установленный законом порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а деяние предусмотренное ст. 322 УК РФ, посягает на установленный законом порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации только физическими лицами.

Документы, используемые при контрабанде, это документы на товары и иные предметы. Документы, используемые при незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации, это документы на право въезда лиц в Российскую Федерацию и выезда их из Российской Федерации. Виды этих документов устанавливаются в зависимости от категории граждан и договора Российской Федерации с соответствующим государством. Так, для граждан Российской Федерации установлены дипломатические, служебные и общегражданские заграничные паспорта, паспорт моряка; для иностранных граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, при наличии российской визы.

Независимо от способа контрабанды основным отличием ее от административного правонарушения является предмет преступления.

В качестве разграничительных признаков между контрабандой и нарушением таможенных правил в качестве административного деликта уголовный закон указывает на специальные предметы контрабанды, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 2 ст. 188 УК РФ, и на размер контрабанды, если речь идет о незаконном перемещении через таможенную границу РФ любых других предметов. Сочетание указанных разграничительных критериев и их умелое использование практическими работниками в процессе правоприменительной деятельности позволяет избежать судебных и следственных ошибок и тем самым укрепить режим законности при отправлении правосудия по уголовным делам и рассмотрении дел об административных нарушениях таможенных правил.

Вторым признаком отличия уголовно-наказуемой контрабанды от смежного административного правонарушения является субъективная сторона. -Согласно ст. 231 Таможенного кодекса РФ »физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности. Контрабанда совершается только с прямым умыслом (подробнее см. п. 2.3), то есть виновный сознает, что незаконно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской федерации, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 188 УК РФ, и желает переместить их через таможенную границу Российской Федерации.

3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде

 

В статье 60 УК РФ установлено, что справедливое наказание назначается с учетом положений Общей части указанного кодекса. Значение этого общего начала назначения наказания при рассмотрении уголовного дела судом трудно переоценить.

Для того, чтобы было назначено справедливое наказание за преступление, в частности, за контрабанду, УК РФ предусматривает общие правила, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о наказании за совершение указанного преступления.

Первое из них содержит требование, чтобы назначаемое наказание было в пределах санкций, предусмотренных ст. 188 УК РФ.

"Простая" контрабанда наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 1 ст. 188 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ такое преступление относится к категории средней тяжести.29

Квалифицированная контрабанда наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 2 ст. 188 УК РФ) и является тяжким преступлением.

Особо квалифицированная контрабанда наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3 ст. 188 УК РФ) и также относится к тяжким преступлениям.

Контрабанда, совершенная организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества (ч. 4 ст. 188 УК РФ). Такое преступление является особо тяжким.30

Оценивая ту или иную санкцию, нужно иметь в виду не только результаты, которые достигаются с ее помощью государством в борьбе с преступлениями, но и обязательно учитывать, насколько она соответствует принципам гуманизма и справедливости.

Санкция ст. 188 УК РФ предусматривает только один вид основного наказания - лишение свободы. Предупредительное воздействие уголовного наказания вообще и лишения свободы в частности зависит от многих причин, в том числе и от "содержания нормы, справедливого и правильного применения, состояния правовой пропаганды, деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и коллективов трудящихся, от ряда социальных факторов". Практика показывает, что такое наказание, как лишение свободы является наиболее действенным фактором в борьбе с преступностью. При назначении наказания суд должен исходить из указаний Общей части Уголовного кодекса, в которой определены основные начала назначения наказания суд руководствуется и другими положениями Общей части УК РФ.31

К общим началам назначения наказания имеют прямое и непосредственное отношение принципы уголовной ответственности, которые включают как преступность, так и наказуемость деяния. В числе этих принципов названы: законность, равенство граждан перед законом, наличие вины, справедливость и гуманизм (ст. 3-7 УК РФ). Каждым из этих принципов в отдельности и всеми вместе суды обязаны руководствоваться при реализации общих начал назначения наказания.

Еще одно общее начало заключается в требовании назначения наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №40 "О практике назначения судами уголовного наказания" характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ).32

При назначении наказания за контрабанду суд обязан учитывать личность виновного, то есть его социально-биологическую сущность. Зачастую суды ограничиваются сведениями о личности, полученными в ходе следствия, а в некоторых случаях даже их оставляют вне поля зрения. Общие начала назначения наказания включают учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Перечень смягчающих наказание обстоятельств содержится в статье 61 УК РФ, анализ которой позволяет сделать вывод, что смягчающими обстоятельствами являются объективные и субъективные признаки деяния, личности виновного, не включенные законодательством в состав преступления, которые снижают степенью общественной опасности преступного события. Смягчающие наказание обстоятельства принимаются в расчет при избрании в пределах санкции ст. 188 УК РФ более низкого срока лишения свободы, но не ниже 6 месяцев (ст. 56 УК РФ). Такими обстоятельствами могут быть: несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение контрабанды в результате физического или психического принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; явка с повинной, активное способствование раскрытию контрабанды, изобличению других соучастников преступления. Одно из смягчающих обстоятельств связано с несовершеннолетием виновного (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ). Законодатель поставил эту группу преступников в особо привилегированное положение.

Явка с повинной и активное способствование раскрытию контрабанды - два самостоятельных смягчающих обстоятельства, и должны быть учтены при назначении наказания отдельно.

 

3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору

 

Индивидуализация наказания за контрабанду основана, прежде всего, на правильной уголовно-правовой оценке содеянного, то есть квалификации данного преступления, а также на учете всех установленных законом основных и дополнительных критериев наказания всех обстоятельств совершенного деяния, данных о личности виновного, целей наказания.

В соответствии с индивидуализацией наказания за контрабанду суду необходимо учитывать несколько групп норм. Первую группу составляют нормы, устанавливающие общие положения уголовного права, которые оказывают опосредованное влияние на назначаемую меру наказания. В этих нормах не указываются конкретные ограничения, пределы возможного наказания за ту или иную форму преступного поведения. Но в них заложены такие положения, которые определяют стратегические направления применения уголовной репрессии либо предопределяют характер и степень общественной опасности преступления (ст. ст. 2-7, 24-27 УК РФ).

Изучение судебной практики о применении уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду, позволяет сделать вывод, что суды усилили внимание к рассмотрению дел этой категории, стали меньше допускать ошибок при квалификации данного преступления, что является обязательной предпосылкой назначения справедливого наказания.

Вместе с тем в деятельности судов имеются недостатки. Иногда не выполняется требование закона о всестороннем, полном исследовании обстоятельств дела, в результате чего отдельные соучастники контрабанды не привлекаются к ответственности, не всегда устанавливаются источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. По-разному суды определяют стадию преступления, что влияет на правила назначения наказания, предусмотренные ст.66 УК РФ. Попутно отметим, что суды не уделяют должного внимания выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Проведенное исследование приводит к выводу, что по прежнему существует уголовно-правовая проблема юридического обоснования и мотивировки наказания в судебном приговоре.

Как известно, по своему объему и содержанию мотивировка меры наказания в судебном приговоре должна быть основанной на законе и, как правило, сжатой, но вместе с тем достаточно четкой, чтобы из нее логически вытекал вывод суда о назначении конкретного вида и определенного срока (размера) наказания с учетом тяжести каждого отдельно взятого совершенного преступления, данных о личности каждого конкретного лица, обстоятельств дела, в том числе смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Информация о работе Контрабанда