Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
Введение
1 Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
1.3Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
1.4Предмет контрабанды.
1.5Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды
1.6Субъект и субъективная сторона контрабанды
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1 Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)
2.2 Контрабанда, совершенная неоднократно
2.3Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения
2.4Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль
2.5Контрабанда, совершенная организованной группой
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1 Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями
3.2 Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде
3.3 Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору
Глава 4. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
4.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
4.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
4.3. Контрабанда культурных ценностей
4.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список используемой литературы
Наиболее значимыми элементами криминалистической характеристики контрабанды являются место, способ и характерные следы совершения данного преступления.
Место совершения контрабанды - таможенная граница, которой являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Способ перемещения предметов контрабанды через таможенную границу законодательно определяется как совершение незаконных действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств. Уголовный закон содержит исчерпывающий перечень способов перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируемых как контрабанда: с сокрытием предметов контрабанды от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием, помимо мест таможенного контроля.
Способы перемещения контрабанды могут быть "личными" и "безличными". В первом случае контрабандист лично перемещает предметы контрабанды через таможенную границу. Во втором случае контрабанда перемещается через таможенную границу без его непосредственного участия. При этом следует отметить так называемые нетрадиционные способы контрабанды с использованием трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Перемещение товаров признается совершенным помимо или с сокрытием от таможенного контроля, если оно совершено вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, а также с использованием тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других. Наиболее типичными местами сокрытия предметов контрабанды являются ручная кладь (например, чемоданы и сумки с двойным дном) и различные бытовые предметы, перемещаемые через таможенную границу, имеющие конструктивные полости или специально оборудованные тайники, а также транспортные средства, где предметы контрабанды прячутся в различных полостях и труднодоступных местах, в грузовых контейнерах. В последнее время зафиксированы случаи, когда предметы контрабанды, как правило наркотики, в фабричных условиях закатываются в консервные банки, тюбики с кремами, помещаются внутрь деревянных деталей мебели. Часто предметы контрабанды вывозятся в одежде. Весьма распространена пересылка предметов контрабанды, особенно наркотиков, по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Имеет место и сокрытие предметов контрабанды в полостях и внутри организма животных и людей.
Под перемещением с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, а также документов, содержащих недостоверные сведения, и документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных средств идентификации. Таможенным органам могут предоставляться как полностью подложные документы, так и подлинные документы, в которые внесены изменения.
Перемещение способом, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, определяется как незаявление достоверных сведений или заявление недостоверных сведений по установленной письменной, устной или иной форме о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Характерным отличием современных контрабандных действий является их совершение от имени юридического лица, участника внешнеэкономической деятельности.
Как правило, совершению контрабанды предшествует тщательная подготовка. Приготовление к контрабанде может заключаться в изучении системы пропуска товаров через таможенную границу, подыскании соучастников, подготовке мест сокрытия предметов контрабанды либо их маскировке.
Особая тщательность подготовки присуща контрабанде, совершаемой организованными преступными группами. Контрабандисты уделяют большое внимание планированию своей преступной деятельности, подбору и распределению функций соучастников (распределению ролей).
Специалистами, помимо способов, выделяются еще и каналы совершения контрабанды, которые классифицируются по различным основаниям. Например, по виду используемого транспорта, пересекающего таможенную границу, выделяют автомобильную, воздушную (авиационную), железнодорожную, водную (морскую и речную), трубопроводную контрабанду; по различным характеристикам отправлений: почтовую, грузовую, транзитную контрабанду.
Механизм следообразования во многом зависит от канала и способа совершения контрабанды. Материальные следы применительно к контрабанде - это чаще всего данные, отраженные в различных таможенных документах по которым можно судить о совершении преступления. Иные материальные следы в основном удается обнаружить при осмотре места происшествия (места обнаружения предметов контрабанды, транспортных средств и тайников, использовавшихся контрабандистами), а также непосредственно самих предметов контрабанды. Типичными из них являются следы рук, волосы, микрочастицы. Большое значение для расследования контрабанды имеют идеальные следы, остающиеся в сознании людей, которые выявляются и закрепляются, как правило, путем производства допросов свидетелей.
1.2 Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации
История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей. Определение контрабанды в УК РФ (ст. 188) основывается на понятии «контрабанда», данном в ст. 219 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 г. Данная статья о контрабанде разделена на три самостоятельные и в то же время взаимосвязанные части. Также указываются обстоятельства (ч. З), которые являются отягчающими при совершении данного преступления. Это неоднократность; совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
В статье содержится примечание, в котором оговаривается деяние, предусмотренное частью первой этой статьи, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч.2 данной статьи (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружения и др.), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает 200 минимальных размеров оплаты труда.
Уголовно-правовой состав контрабанды содержится в ст. 188 УК РФ и в ст. 219 Таможенного кодекса РФ, однако понятия этого преступления в данных кодексах не совпадают. Таможенный кодекс РФ понимает контрабанду более широко, он содержит такие ее признаки, как "с использованием должностного положения публичного должностного лица", совершение контрабанды "лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля", и "лицом уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля", "группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой". Таможенный кодекс РФ понимает под контрабандой также "невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным", а также "перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва". Новый уголовный закон содержит лишь такой признак как "применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль", что не охватывает собой случаи ненасильственного прорыва таможенной границы Российской Федерации.
Следует привести в соответствие также терминологию, используемую в Таможенном кодексе и в УК РФ. Так, понятие "товары и транспортные средства" и "товары и иные предметы" не идентичны, а понятие "группа лиц, организовавшаяся для занятия контрабандой" не соответствует понятию "организованная группа". Только после проведения законодателем этой работы облегчится задача правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию контрабанды. Действующему уголовному законодательству известно только одно единое преступление -"контрабанда". Новый Таможенный кодекс РФ предусматривает административную ответственность за более чем 30 самостоятельных составов правонарушений, многие из которых могут состоять в незаконном перемещении через таможенную границу российских товаров и иных предметов. В силу этого обстоятельства указанная проблема применительно к теме нашего исследования приобретает особую актуальность и остроту, поскольку она напрямую связана с правильным применением закона, с реализацией основного принципа законности.
По своей законодательной конструкции контрабанда - формальный состав преступления. Признание его оконченным связывается законодателем с совершением виновным самого общественно опасного действия и не требует установления преступных последствий.
В действующем Уголовном кодексе РФ действительно имеются нормы, содержащие в себе регламентацию не одного, как обычно, а нескольких составов преступлений. По нашему убеждению, во всех случаях, когда имеется одна уголовно-правовая норма, закрепленная в одной диспозиции уголовного закона (ч. 1 ст. 188 УК РФ), предусматривающая несколько способов преступления, можно говорить лишь об одном основном - и это считаем необходимым особо подчеркнуть - составе контрабанды, объективную сторону которого может образовывать любое из действий, непосредственно указанных в тексте закона. Следовательно, контрабанда это деяние, имеющее один подобный состав, который может быть выполнен виновным любым из непосредственно указанных в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ способов, а именно: путем незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров или иных предметов:
• помимо таможенного контроля;
• с сокрытием от таможенного контроля;
• с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
• сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Таким образом, контрабанда, как и любое другое преступление, основной состав которого имеет аналогичную законодательную конструкцию, это деяние с альтернативно описанными признаками его объективной стороны.
Характеризуя конструктивные особенности состава контрабанды по российскому законодательству, в заключение нельзя не отметить, что своей законодательной конструкции единая норма о контрабанде как преступлении четко распадается на четыре части, каждая из которых имеет свою диспозицию, описывающую присущие ей специфические признаки объективной стороны деяния, которая еще более расширяет, раздвигает рамки уголовно-карательного воздействия на потенциальных контрабандистов, что в период разгула преступности следует считать вполне обоснованным, общественно рациональными и даже необходимыми.
1.3 Причины и условия контрабанды в РФ в современный период
Основные причины контрабанды лежат в социально-экономической сфере, и в первую очередь, это острый дефицит товаров широкого потребления отечественного производства. Однако среди причин контрабанды есть факторы и международного характера. На динамику преступности влияют также рост имущественной дифференциации населения и распространение корыстно-собственнической деятельности, сосредоточение в руках отдельных лиц больших денежных сумм и ценностей.
В целом для российских граждан характерны операции типа «вывоз для ввоза», при которых вывозимые нелегально за границу ценности используются для закупки товаров с целью незаконного перемещения в Российскую Федерацию. Иностранные граждане ориентируются на операции тина «ввоз для вывоза».
Расширение внешнеэкономической деятельности России способствует активному ввозу и вывозу товаров. По мере осуществления внешнеторговых операций растет валютная выручка, пополняется государственный бюджет, складывается общенациональный рынок. Эти преобразования при бесконтрольности, а в ряде случаев и бессилии правоохранительных органов, способствуют росту контрабанды. ГТК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ и другие государственные органы активно участвуют в пресечении данного преступления, тем не менее обстановка в стране продолжает оставаться сложной, что особенно зримо проявляется на государственной и таможенной границах, в крупных городах, на воздушных, железнодорожных и морских путях прохождения товаров.3
Существует целый ряд условий, способствующих контрабанде. Например, способствует этому преступлению "прозрачность" границ, отсутствие четкого пограничного и таможенного контроля вдоль границы РФ, недостаточное развитие правовой базы, регламентирующей деятельность таможенных органов, недостаточно четкое взаимодействие с территориальными правоохранительными органами и другие обстоятельства, делающие фактически "открытыми" и незащищенными в настоящее время границы РФ.