Политические отношения России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли ………………………………….21
2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………35
Приложения. ………………………………………………………. ………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.48 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………  2

Глава 1. Политические отношения России и Японии.

               1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3

                1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9

                1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12

Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.

                2.1. Анализ  взаимной торговли ………………………………….21

                2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25

Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30

Заключение…………………………………………………………………. 34

Список  литературы…………………………………………………………35

Приложения. ……………………………………………………….  ………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с  Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России. 

На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

 Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.

В Концепции  внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что "РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам  обеих стран". В настоящее время  между странами существует целый  ряд проблем, решение которых - необходимое  условие развития сотрудничества.   
 

Глава 1. Политические отношения  России и Японии.

1.1. Договорная база России и Японии.

Договорно-правовая база торгово-экономических отношений  между двумя странами

была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового  договора СССР и Японии,согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.

В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался  подписанием

Декларации о  перспективах торгово-экономических  и научно-технических

отношений, Меморандума  об оказании Японией содействия ускорению  реформ в РФ,Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов.

В ноябре 1994 г. был  подписан Меморандум об учреждении российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись функции, структура и порядок работы комиссии.

По мнению большинства  экспертов, современное состояние  договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли.

Взаимный товарооборот между двумя странами характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние торговые связи в значительной мере утратили стабильность и отличались ощутимыми перепадами. В 90-е годы японо-российские экономические отношения переживали застой, объем товарооборота России с Японией сократился почти вдвое. Развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности, увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствовали проблемы задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России. Объем товарооборота России с Японией к 1999 г., по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару.  

Товары традиционного  российского экспорта во второй половине 90-х годов сталкивались с трудностями  при поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся  и энергетических углей за 1996—1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с  падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем  на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился с 120 до 90 млн. т. Одновременно происходила разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады. (4, с. 144) Уменьшение в 90-е годы размеров экспорта в Японию некоторых других российских товаров во многом объясняется конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада.  

Сокращение объемов  взаимных поставок в рамках «большой»  торговли сопровождалось свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой  техники и других товаров российскими  моряками и туристами. По сведениям  корпорации «Транс Сибериа», к середине 90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока приходилось на японские автомобили. В Японии появились десятки небольших компаний, специализировавшихся на продаже подержанных автомобилей российским клиентам. После кризиса 1997—1998 гг. и девальвации рубля поток этих товаров из Японии в Россию ощутимо сократился.  

Данные японской таможенной статистики о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на торговле с Россией, показывают, что экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти вдвое (примерно с 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). (4, с. 213) Для разрешения проблем и поддержки расширения двусторонних экономических связей в ноябре 1994 года во время визита в Японию первого вице-премьера РФ Олега Сосковца была достигнута договоренность о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК). Ее сопредседателями стали Сосковец и заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Йохэй Коно. В рамках МПК были поставлены задачи о ликвидации препятствий на пути двусторонних торгово-экономических отношений и повышение деловой активности частного капитала; обеспечение программ помощи России; укрепление экономических связей между Японией и дальневосточными районами России. На заседание МПК по торгово-экономическим вопросам 9 июня 1997 года в Токио была единодушно отмечена важность увеличения притока внутренних и внешних инвестиций в Россию, а также необходимость решения задачи привлечения частных инвестиций.  

Стороны выразили единое мнение, что следует уделить  особое внимание экономическим отношениям между Дальним Востоком и Японией  и стремиться к активизации экономических  обменов. 24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске одновременно с 3-м заседанием подкомиссий  по Дальнему Востоку Межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам прошла встреча дальневосточного отделения неправительственного японо-российского  экономического комитета и российской дальневосточно-забайкальской ассоциации. После этого впервые была проведена совместная конференция представителей государственных структур и частного сектора. В 2002 г. удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находился на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышала 0,5%, чтo не соответствовало потенциальным возможностям обеих сторон. Оставались нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности.  

Из-за нерешенности вопроса об островах и мирном договоре, Япония среди стран восьмерки  осталась, чуть ли не единственной, кто  достаточно осторожно подходит к  вопросу развития экономических  связей с Россией. Тем не менее, последние  годы экономические отношения нашей  страны и Японии развиваются по восходящей. Только за 2006 год товарооборот России со Страной Восходящего солнца увеличился на 30% до 12,4 млрд долларов, в том числе экспорт - на 24,9% (до 4,6 млрд долларов), импорт - на 33,4% (до 7,8 млрд долларов).   

Расширение товарооборота  обеспечивается прежде всего, за счет высоких темпов японского импорта машинно-технических изделий, в том числе потребительских товаров - автомобилей и бытовой техники, а также промышленного оборудования - строительной техники, оборудования для связи и др. Российский экспорт продолжает увеличиваться за счет товаров традиционного вывоза, в особенности по группе "металлы и изделия из них".

Россия и Япония входят в такие международные  организации как:

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество- форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего  в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

Большая Восьмерка, G8- международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном  договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют  обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии  или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять  определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды

Организация Объединенных Наций(ООН)- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001; премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану). Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Встречи президентов РФ и Японии.

В 2000 году, к первый визит Президента России В. В. Путина в Японию на саммит G8 на Окинавеъ.

20-22 2005 ноября состоялся визит президента России Владимира Путина в Японию. Визит Владимира Путина включал в себя прием у императора Акихито, переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, встречи с японскими парламентариями, бизнес-сообществом, а также руководителем оппозиционной Демократической партии Японии Сэйдзи Маэхарой.

7 — 8 июля 2008 года — Официальный визит в  Японию (Toyako, Хоккайдо) на встречу глав государств членов Большой восьмёрки с участием Джорджа Буша, С.Берлускони, А.Меркель, Н.Саркози и других лидеров . Дмитрий Медведев и Ясуо Фукуда продолжили диалог по проблеме мирного договора.

8 июля 2008 года Встреча с Премьер-министром Японии Ясуо Фукудой

Глава Российского  государства подтвердил настрой  России на терпеливый и спокойный  диалог с Японией для урегулирования территориальной проблемы. С российской стороны было подчёркнуто, что для  выхода на столь сложное решение  необходимо создавать атмосферу  доверия между Россией и Японией. Такое доверие обеспечивается расширением  экономических, региональных и иных связей.

Информация о работе Политические отношения России и Японии