Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:10, курсовая работа
Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли ………………………………….21
2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………35
Приложения. ………………………………………………………. ………36
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли ………………………………….21
2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения.
……………………………………………………….
………36
Введение.
Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.
Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.
В Концепции
внешней политики России, утвержденной
28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным,
говорится, что "РФ выступает за устойчивое
развитие отношений с Японией, за
достижение подлинного добрососедства,
отвечающего национальным интересам
обеих стран". В настоящее время
между странами существует целый
ряд проблем, решение которых - необходимое
условие развития сотрудничества.
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии.
Договорно-правовая
база торгово-экономических
была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии,согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.
В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался подписанием
Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических
отношений, Меморандума об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ,Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов.
В ноябре 1994 г. был подписан Меморандум об учреждении российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись функции, структура и порядок работы комиссии.
По мнению большинства экспертов, современное состояние договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли.
Взаимный товарооборот
между двумя странами характеризовался
устойчивой положительной динамикой.
В 80-е годы двусторонние торговые связи
в значительной мере утратили стабильность
и отличались ощутимыми перепадами. В
90-е годы японо-российские экономические
отношения переживали застой, объем товарооборота
России с Японией сократился почти вдвое.
Развитию двусторонних торгово-экономических
связей, в особенности, увеличению экспорта
и инвестиции из Японии, препятствовали
проблемы задолженности японским частным
компаниям, неотлаженность налоговой
и юридической систем в России. Объем товарооборота
России с Японией к 1999 г., по сравнению
с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная
с 1994 г. происходило постоянное снижение
объема импортных поставок из Японии в
Россию. В отдельные годы резкое уменьшение
товарооборота в долларовом выражении
объяснялось существенным снижением расчетного
курса иены по отношению к доллару.
Товары традиционного
российского экспорта во второй половине
90-х годов сталкивались с трудностями
при поставках на японский рынок.
Так, объем продаж российских коксующихся
и энергетических углей за 1996—1998
гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192
млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных
поставок в основном связано с
падением базисных цен коксующегося
угля на японском рынке в среднем
на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено
структурной перестройкой японской промышленности,
в результате которой объем производства
стали в стране снизился с 120 до 90 млн. т.
Одновременно происходила разработка
и внедрение новых технологий, позволяющих
использовать для производства стали
более дешевые слабококсующиеся угли
из Китая, Австралии и Канады. (4, с. 144) Уменьшение
в 90-е годы размеров экспорта в Японию
некоторых других российских товаров
во многом объясняется конъюнктурными
причинами. Это относится, в частности,
к лесоматериалам, спрос на которые в Японии
резко сократился в условиях экономического
спада.
Сокращение объемов
взаимных поставок в рамках «большой»
торговли сопровождалось свертыванием
прибрежной торговли. Резко понизился,
например, уровень покупок в приморских
городах Японии автомобилей, бытовой
техники и других товаров российскими
моряками и туристами. По сведениям
корпорации «Транс Сибериа», к середине
90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока
приходилось на японские автомобили. В
Японии появились десятки небольших компаний,
специализировавшихся на продаже подержанных
автомобилей российским клиентам. После
кризиса 1997—1998 гг. и девальвации рубля
поток этих товаров из Японии в Россию
ощутимо сократился.
Данные японской
таможенной статистики о двух портах
(Фусики и Ниигата), специализирующихся
на торговле с Россией, показывают, что
экспорт подержанных автомобилей в РФ
уменьшился почти вдвое (примерно с 50 тыс.
в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). (4, с. 213) Для разрешения
проблем и поддержки расширения двусторонних
экономических связей в ноябре 1994 года
во время визита в Японию первого вице-премьера
РФ Олега Сосковца была достигнута договоренность
о создании Межправительственной комиссии
по торгово-экономическим вопросам (МПК).
Ее сопредседателями стали Сосковец и
заместитель премьер-министра, министр
иностранных дел Йохэй Коно. В рамках МПК
были поставлены задачи о ликвидации препятствий
на пути двусторонних торгово-экономических
отношений и повышение деловой активности
частного капитала; обеспечение программ
помощи России; укрепление экономических
связей между Японией и дальневосточными
районами России. На заседание МПК по торгово-экономическим
вопросам 9 июня 1997 года в Токио была единодушно
отмечена важность увеличения притока
внутренних и внешних инвестиций в Россию,
а также необходимость решения задачи
привлечения частных инвестиций.
Стороны выразили
единое мнение, что следует уделить
особое внимание экономическим отношениям
между Дальним Востоком и Японией
и стремиться к активизации экономических
обменов. 24-25 марта 1998 года в Южно-Сахалинске
одновременно с 3-м заседанием подкомиссий
по Дальнему Востоку Межправительственной
комиссии по торгово-экономическим
вопросам прошла встреча дальневосточного
отделения неправительственного японо-российского
экономического комитета и российской
дальневосточно-забайкальской ассоциации.
После этого впервые была проведена совместная
конференция представителей государственных
структур и частного сектора. В 2002 г. удельный
вес Японии в общем объеме российской
внешней торговли находился на уровне
около 3%, а доля России в суммарном товарообороте
Японии не превышала 0,5%, чтo не соответствовало
потенциальным возможностям обеих сторон.
Оставались нереализованными значительные
возможности импорта из Японии ряда важнейших
товаров, в том числе перерабатывающего
оборудования для сырьевых отраслей и
рыбной промышленности.
Из-за нерешенности
вопроса об островах и мирном договоре,
Япония среди стран восьмерки
осталась, чуть ли не единственной, кто
достаточно осторожно подходит к
вопросу развития экономических
связей с Россией. Тем не менее, последние
годы экономические отношения нашей
страны и Японии развиваются по восходящей.
Только за 2006 год товарооборот России
со Страной Восходящего солнца увеличился
на 30% до 12,4 млрд долларов, в том числе экспорт
- на 24,9% (до 4,6 млрд долларов), импорт - на
33,4% (до 7,8 млрд долларов).
Расширение товарооборота обеспечивается прежде всего, за счет высоких темпов японского импорта машинно-технических изделий, в том числе потребительских товаров - автомобилей и бытовой техники, а также промышленного оборудования - строительной техники, оборудования для связи и др. Российский экспорт продолжает увеличиваться за счет товаров традиционного вывоза, в особенности по группе "металлы и изделия из них".
Россия и Япония входят в такие международные организации как:
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество- форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
Россия заинтересована
в участии в интеграционных проектах
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР),
особую роль в которых играют Сибирь
и Дальний Восток, прежде всего
в энергетической и транспортной
областях. Они могут стать своеобразным
«сухопутным мостом» между
Большая Восьмерка, G8- международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды
Организация Объединенных
Наций(ООН)- международная организация,
созданная для поддержания и укрепления
международного мира и безопасности, развития
сотрудничества между государствами.
ООН — лауреат Нобелевской премии мира
(2001; премия «За вклад в создание более
организованного мира и укрепление мира
во всем мире» присуждена совместно организации
и её Генеральному секретарю Кофи Аннану).
Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира
получили Миротворческие силы ООН.
1.2.Встречи президентов РФ и Японии.
В 2000 году, к первый визит Президента России В. В. Путина в Японию на саммит G8 на Окинавеъ.
20-22 2005 ноября состоялся визит президента России Владимира Путина в Японию. Визит Владимира Путина включал в себя прием у императора Акихито, переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, встречи с японскими парламентариями, бизнес-сообществом, а также руководителем оппозиционной Демократической партии Японии Сэйдзи Маэхарой.
7 — 8 июля 2008 года — Официальный визит в Японию (Toyako, Хоккайдо) на встречу глав государств членов Большой восьмёрки с участием Джорджа Буша, С.Берлускони, А.Меркель, Н.Саркози и других лидеров . Дмитрий Медведев и Ясуо Фукуда продолжили диалог по проблеме мирного договора.
8 июля 2008 года Встреча с Премьер-министром Японии Ясуо Фукудой
Глава Российского
государства подтвердил настрой
России на терпеливый и спокойный
диалог с Японией для урегулирования
территориальной проблемы. С российской
стороны было подчёркнуто, что для
выхода на столь сложное решение
необходимо создавать атмосферу
доверия между Россией и