Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:10, курсовая работа
Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Политические отношения России и Японии.
1.1. Договорная база России и Японии……………………………..3
1.2. Встречи президентов РФ и Японии ……………………… …..9
1.3.Проблема Южных Курилл. ……………………………………12
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли ………………………………….21
2.2. Инвестиционное сотрудничество двух стран………………. 25
Глава 3. Перспективы развития двухсторонних отношений………….30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………35
Приложения. ………………………………………………………. ………36
14 сентября 2009 года. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие полгода-год». .
23 сентября 2009 года.
На встрече премьер-министра
7 февраля 2010
года. В день 7 февраля, начиная с
1982 года в Японии проводится День северных
территорий (так называют южные Курилы).
По Токио курсируют машины с громкоговорителями,
из которых раздаются требования вернуть
Японии четыре острова и музыка военных
маршей. Так же, событием этого дня, является
выступление премьер-министра Юкио Хатояма
перед участниками движения за возвращение
северных территорий. В этом году Хатояма
сообщил, что Японию не устраивает возвращение
только двух островов и что он приложит
максимум усилий чтобы вернуть все четыре
острова при жизни нынешних поколений.
Также он отметил, что России очень важно
дружить с такой экономически и технологически
развитой страной как Япония. Слов о том,
что это «незаконно оккупированные территории»
не прозвучало.
1 апреля 2010 года
официальный представитель МИД
России Андрей Нестеренко
29 сентября 2010 года
Президент России Дмитрий
1 ноября 2010 года
Дмитрий Медведев прибыл на
остров Кунашир, до этого момента главы
России ни разу не посещали спорные южные
Курильские острова (в 1990 году на Курилы
приезжал председатель Верховного Совета
РСФСР — Борис Ельцин). Премьер-министр
Японии Наото Кан выразил в связи с этим
«крайнее сожаление»: «Четыре северных
острова — это территория нашей страны,
и мы последовательно занимаем такую позицию.
Поездка туда президента вызывает крайнее
сожаление. Я четко осознаю, что территории
— это основа национального суверенитета.
Районы, в которые СССР вступил уже после
15 августа 1945 года, — это наши территории.
Мы последовательно придерживаемся такой
позиции и настаиваем на их возвращении».
Министр иностранных дел Японии Сэйдзи
Маэхара подтвердил японскую позицию:
«Известно, что это наши исконные территории.
Поездка туда президента России ранит
чувства нашего народа, вызывает крайнее
сожаление». МИД России выпустил заявление,
в котором японской стороне указано, что
«предпринимаемые ею попытки влиять на
выбор Президентом Российской Федерации
Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок
по территории Российской Федерации абсолютно
неприемлемы и несовместимы с добрососедским
характером российско-японских отношений,
которые сложились в последние годы».
В то же время, министр иностранных дел
России Сергей Лавров подверг резкой критике
реакцию японской стороны на визит президента
Медведева, назвав её недопустимой. Сергей
Лавров также подчеркнул, что эти острова
являются территорией России.
2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маэхара сообщил, что глава японской миссии в России временно вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Через полторы недели посол Японии вернулся в Россию. В то же время запланированная на 13—14 ноября встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на съезде Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова.
13 ноября главы
МИД Японии и России Сейдзи
Маэхара и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме
подтвердили намерение развивать двусторонние
отношения во всех областях и договорились
вести поиск взаимоприемлемого решения
территориального вопроса
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии.
2.1. Анализ взаимной торговли
Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т. д.
Необходимо отметить
крайне слабую зависимость Японии от
российских поставок. Так, доля России
в японских закупках лесоматериалов
составляет не более 5%. Примерно таков
же уровень зависимости по другим
товарам российского экспорта. Это
позволяет Японии в случае необходимости
легко перебрасывать эти
Что же касается российского импорта из Японии, то его сокращение (в 2001 г. на 11%) обусловлено нарастающей задолженностью
российских
импортеров японским
Падение объемов российско-японской торговли в сравнении с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат и свертывающегося экономического сотрудничества между странами. Как известно, с середины 60-х гг. в системе российско-японских экономических связей важное место занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.
Осуществление
этих проектов предполагало закупку
в кредит в Японии оборудования и
технологий для модернизации промышленности
Сибири и Дальнего Востока с последующей
поставкой из России части продукции
реконструируемых предприятий в
порядке компенсационного погашения
кредитов. Реализация 9 генеральных
соглашений затронула в основном
лесной и топливно-энергетический комплексы.
В последнее время, однако, и в
этой области внешнеэкономических
связей наметился спад, связанный
как с падением интереса японской
стороны к масштабным сырьевым проектам,
так и с неудовлетворенностью
России эффективностью подобной формы
кооперации, не приведшей к заметным
качественным сдвигам в экономике
восточных регионов, созданию здесь
современного экспортоориентированного
производства с развитой инфраструктурой.
Отказ Японии закупать
в оговоренных количествах
Многие японские бизнесмены признают, что нефтегазовая индустрия — это та единственная сфера бизнеса в России, которая в обозримом будущем будет представлять серьезный интерес для крупнейших компаний Японии. Они не скрывают, что заинтересованы в диверсификации поставок нефти за счет освоения российского Дальнего Востока, и в первую очередь Сахалина.
Не представляет
особого интереса для Японии и
военная индустрия, что разбивает
надежды России на активное японское
участие а конверсионных проектах. Токио
не намерен давать санкции на подключение
компаний страны к программам по конверсии
российских предприятий до тех пор, пока
Москва не предоставит твердых гарантий,
что перепрофилированные предприятия
будут выпускать исключительно гражданскую
продукцию. Вместе с тем определенный
интерес японских фирм к технологическим
разработкам нашего ВПК сохраняется. Не
дает пока результатов и сотрудничество
в области ядерной энергетики. В плане
поставок обогащенного урана, несмотря
на предпринимаемые Россией усилия, сдвигов
тоже нет. Между тем, по имеющимся оценкам,
поставки обогащенного урана из России
в Японию могли бы давать до 100 млн долл.
в год.
Японские предприниматели,
конечно, прекрасно понимают, что
Россия в перспективе их крупнейший
партнер по торгово-экономическому
сотрудничеству. Однако пока в России
не будет восстановлена
Таким образом,
в последние годы в ваших
отношениях с Японией к
На ближайшую
перспективу уровень торгово-
Товарооборот России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.):
Товарооборот 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
В с е г о 3,9 (4,7) 4,4 (5,9) 4,6 (5,0) 4,1 (5,0) 3,1 (3,9) 2,7 (3,3)
Экспорт 2,8 (3,5) 3,6 (4,8) 3,6 (4,0) 3,1 (4,0) 2,3 (2,9) 2,2 (2,8)
Импорт 1,1 (1,2) 0,8 (1,1) 1,0 (1,0) 1,0 (1,0) 0,8 (1,0) 0,5 (0,5)
Сальдо 1,7 (2,3) 2,4 (3,7) 2,6 (3,0) 2,1 (3,0) 1,5 (1,9) 1,7 (2,3)
Как видно из
приведенных выше данных, объем товарооборота
России с Японией к2005 г. по сравнению
с 2001 г. сократился почти вдвое; начиная
с 2000 г.происходило постоянное снижение
объема импортных поставок из Японии
в Россию.В отдельные годы резкое уменьшение
товарооборота в долларовом выраженииобъяснялось
существенным снижением расчетного курса
иены по отношению кдоллару (в 2004 г., например,
«долларовый» товарооборот сократился
на 24% посравнению с предыдущим годом,
в то время как «ценовый» — всего на 16,7%).В
настоящее время удельный вес Японии в
общем объеме российской внешнейторговли
находится на уровне около 3%, а доля России
в суммарномтоварообороте Японии не превышает
0,5%, чтo ни в коей мере не соответствуетпотенциальным
возможностям сторон. Устойчивое положительное
сальдо России вторговле со второй по
экономической мощи страной мира нельзя
расценивать какбезусловный успех российской
внешнеторговой дипломатии.
2.2.Инвестиционное сотрудничество двух стран.
Как продолжение
сотрудничества в рамках МПК, в Токио
28 февраля сего года Министерство экономического
развития и торговли РФ совместно
с Министерством экономики, торговли
и промышленности Японии организовало
проведение II Российско-японского
Программа форума
предусматривала пленарное
Японская сторона
с интересом отнеслась к этому
предложению. Россия намерена развивать
отношения с Японией в