Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути,
Введение
I. Японо-китайские отношения в сфере политики
1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики
1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере
II. Японо-китайские экономические отношения
2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений
2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы
В отношениях Японии с Китаем 2010 году стал рубежом для полосы очередного их осложнения. Наметившаяся в период 2006-2009 года перспектива выстраивания между двумя странами «стратегических взаимовыгодных отношений» внезапно утратила актуальность. Причины этого иностранные наблюдатели усматривают в том, что Япония, испытав со стороны Китая чрезмерное давление в ходе разрешения сентябрьского инцидента в районе спорных островов Сэнкаку, начал принимать превентивные меры против повторения ситуации. К ним, очевидно, следует отнести те шаги, которые в последние месяцы были осуществлены. Это и дальнейшее укрепление военного сотрудничества с США, и начавшаяся подготовка к заключению военного пакта с Республикой Корея, и пересмотр приоритетов военной политики Японии - с задачей «сдерживания Китая».
На фоне напряженности в политической области иначе развиваются торгово-экономические связи двух стран. Между ними формируется все большая экономическая взаимозависимость. Об этом свидетельствуют, в частности, некоторые экономические показатели: в 2010 году объем двусторонней торговли составил (по уточненным данным) 297,8 миллиардов долларов, прямые инвестиции Японии в китайскую экономику - около 70 миллиардов долларов, на территории КНР действуют более 25 тыс. компаний с японским капиталом.
К настоящему времени Китай укрепил свой статус в качестве крупнейшего экономического партнера Японии и расширяет свои с ней связи. Ослабление потребительского спроса в США и других странах Запада побуждает Японию в еще большей мере рассчитывать на китайский рынок. Китай в равной степени полагается на экономику Японии.
2 мая 2011 года состоялись переговоры между премьером КНР Вэнь Цзябао и премьером Японии Наото Каном. Китайско-японские переговоры традиционно находятся в эпицентре основного внимания восточноазиатского саммита.
Премьер Вэнь Цзябао сказал, что с начала этого года китайско-японские отношения в целом сохраняли благоприятную тенденцию развития.
Китайская сторона намерена чаще встречаться на высоком уровне с японской стороной, основываясь на принципах и духе 4-х политических документов, подписанных между Китаем и Японией, углублять взаимодоверие и содействовать стабильному и успешному развитию двусторонних отношений[56].
Вэнь Цзябао также заявил, что китайская сторона поддерживает восстановление и экономическое возрождение Японии после бедствия (недавнего взрыва и утечки радиации на японской АЭС "Фукусима-1") и намерена предоставить всю необходимую для этого помощь и содействовать сотрудничеству. Китайская сторона намерена направить несколько своих делегаций для содействия восстановлению после бедствия и торговле, восстановить и расширить туристическое взаимодействие между Китаем и Японией, а также, при условии обеспечения безопасности, рационально урегулировать меры по ограничению экспорта японских продуктов[57].
Вэнь Цзябао сказал, что в качестве близкого соседа китайская сторона уделяет большое внимание утечке радиоактивных веществ на АЭС «Фукусима-1». При этом он выразил надежду на то, что японская сторона успешно проведет работы по ликвидации последствий инцидента и будет своевременно сообщать китайской стороне всю информацию, касающуюся этого вопроса. Китайская сторона намерена также предоставить необходимое содействие и укрепить сотрудничество между двумя сторонами в области ядерной безопасности.
Наото Кан выразил свои извинения за утечку радиоактивных веществ на АЭС «Фукусима-1» и заверил, что японская сторона приложит все усилия для ликвидации ее последствий, а также пообещал своевременно сообщать китайской стороне точную информацию о событиях, которые происходят на аварийной АЭС, и укреплять сотрудничество с китайской стороной в области ядерной безопасности.
Премьер Вэнь Цзябао сказал, что Китай ослабит свой запрет на импорт японских пищевых продуктов и требования для проверки на радиоактивность[58].
Вэнь Цзябао сказал, что Китай намеревается ослабить свои импортные ограничения на продукты из префектур Яманаси и Ямагата, если нет необходимости опасаться за безопасность китайских потребителей (ранее, сразу же после аварии, Китай запретил пищевую и сельскохозяйственную продукцию из 12 японских префектур, расположенных вблизи или относительно близко от аварийной АЭС).
КНР в настоящее время предоставляет широкие возможности для успешного ведения бизнеса, а расширение японо-китайских экономических связей формирует благоприятные условия для японских фирм. Учитывая то, что компании являются важнейшими субъектами двусторонних отношений, изучение их деятельности в Китае является важной темой для понимания того, какие факторы микроуровня способствовали увеличению объемов экономического сотрудничества между Японией и Китаем. Думается, что анализ их стратегий в Китае также позволит сделать выводы о том, насколько эффективно компании могут действовать в сформировавшихся макроусловиях, каковы методы достижения успеха, а также понять, что привлекает японский капитал в экономике КНР.
На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
1) Япония все более полагается на Китай в своем стремлении преодолеть последствия мирового экономического кризиса и масштабной природно-техногенной катастрофы. Китай, со своей стороны, нуждается в рынке, капиталах и передовых технологиях Японии в целях дальнейшего развития своей экономики и обеспечения устойчивых темпов ее роста[59].
2) 2 мая 2011 года состоялись переговоры между премьером КНР Вэнь Цзябао и премьером Японии Наото Каном. Китайско-японские переговоры традиционно находятся в эпицентре основного внимания восточноазиатского саммита.
3) Китай и Япония продолжат переговоры о разработке газа в Восточно-Китайском море.
Министры иностранных дел Японии и Китая пришли к соглашению возобновить в скорейшем возможном времени переговоры о разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море.
Эти переговоры были приостановлены из-за имевшего место в прошлом году столкновения между китайским траулером и японскими патрульными кораблями вблизи островов Сэнкаку, расположенных вблизи места проекта добычи газа[60].
4) КНР в настоящее время предоставляет широкие возможности для успешного ведения бизнеса, а расширение японо-китайских экономических связей формирует благоприятные условия для японских фирм.
Наряду с двусторонними экономическими интересами, Япония и Китай во многом связаны интересами развития регионального сотрудничества, участвуют в качестве ведущих держав в интеграционных процессах в Восточной Азии. Общие интересы существуют у них и в деле решения ряда глобальных проблем: сохранение окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, противодействие глобальному потеплению.
Как считают иностранные эксперты, в последнее время в Японии вызревает понимание необходимости скорректировать курс дипломатии на японском направлении. «Китайское руководство осознает, что более тесные партнерские отношения с Японией будут не только гарантировать стабильный рост двух экономик, но и обеспечат мир и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами», говорится, например, в аналитическом докладе сингапурского Института Восточной Азии.
В сентябре 2009 года в Японии к власти пришла оппозиционная Демократическая партия во главе с Юкио Хатояма, ставшим главой кабинета министров[61] .
Китайская сторона внимательно следила за первыми шагами нового руководства Японии. В частности, Китай обратил особое внимание на заявления премьер-министра о намерении строить «равноправные» отношения с Соединенными Штатами и стремлении создавать Восточноазиатское сообщество (ВАС) Но особенно важно для Китая было получить от Японии подтверждение преемственности политического курса Японии в отношении Китая.
21 сентября 2009 году в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председатель КНР Ху Цзиньтао встретился в Нью-Йорке с премьер-министром Хатоямой. Лидеры двух стран подтвердили готовность выполнять достигнутые ранее договоренности, хотя полного единства взглядов по некоторым вопросам достичь им не удалось[62].
Так, Хатояма призвал начать переговоры с целью заключения двустороннего договора о совместном освоении газовых месторождений в спорных секторах Восточно-Китайского моря в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), заявив: «Я хочу превратить море проблем в море дружбы». Ху Цзиньтао, со своей стороны, признав важность сотрудничества по решению проблемы освоения газовых месторождений в данном регионе, предложил начать в будущем переговоры на рабочем уровне. При этом он заявил: «Это море должно стать морем мира, дружбы и сотрудничества».
Ху Цзиньтао выдвинул ряд других предложений: чаще осуществлять взаимные визиты лидеров двух стран; активнее сотрудничать в сфере экономики и торговли; укреплять взаимные симпатии народов двух стран; продвигать сотрудничество по решению региональных и глобальных проблем; терпеливо преодолевать различия в подходах двух стран [63].
Оба руководителя декларировали свою заинтересованность в сотрудничестве по созданию Восточноазиатского сообщества. Однако различия в подходах Китая и Японии остаются до сих пор одной из главных причин торможения процесса формирования этой региональной структуры .
Выступая в прениях на сессии ГА ООН, Хатояма призвал к созданию ВАС с целью содействия сотрудничеству между азиатскими странами, подчеркнув, что «если Япония не будет принимать активного участия в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, она не сможет развиваться». При этом он заявил о готовности сотрудничать в таких областях, как заключение соглашения о свободной торговле, финансы, валюта, энергетика, экология, ликвидация последствий стихийных бедствий[64].
Что же касается Китая, то он не ограничился одними заявлениями. Так, 7 января 2010 года в городе Наньин состоялась торжественная церемония по случаю создания зоны свободной торговли (ЗСТ) Китай - АСЕАН. Предполагается, что она придаст мощный импульс экономической интеграции в Восточной Азии.
Вслед за этой зоной в 2011 году планируется ввести ЗСТ Республика Корея - АСЕАН, а в 2012 году ЗСТ Япония - АСЕАН. По мнению китайских аналитиков, эти 3 зоны в дальнейшем могут объединиться в одну большую, которая станет основой Восточноазиатского экономического сообщества в формате «10+3». Пекин видит Восточноазиатское сообщество именно в таком формате[65].
На встрече руководителей Китая, Японии и Республики Корея в мае 2010 года стороны подписали заявление о начале трехстороннего сотрудничества по совместному изучению возможности создания китайско-японо-южнокорейской ЗСТ. Это изучение намечено завершить к встрече лидеров Китая, Японии и РК в 2012 году.
Однако такая перспектива не может не настораживать США, которые воспринимают эту региональную структуру как инструмент усиления позиций Китая.
Чтобы успокоить США, официальным лицам Японии пришлось выступить с рядом заявлений, в которых они, подчеркивая неизменную важность союзнических отношений с США, подтверждают приверженность принципу «открытости» при создании ВАС, что, теоретически, не исключает вхождения в эту организацию и США. Однако против участия Соединенных Штатов категорически выступает Китай.
В декабре 2009 году в Японии с официальным визитом находился заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который стал первым из китайских руководителей, посетившим Японию после сформирования нового кабинета министров.
Японская сторона отнеслась со всей серьезностью к организации программы пребывания китайского гостя, рассматривая его в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао на посту председателя КНР. Си Цзиньпин был принят императором Акихито. На переговорах с Хатоямой был обсужден широкий круг вопросов состояния и перспектив двустороннего и регионального сотрудничества, в полном соответствии с содержанием китайско-японского Совместного японо-китайского заявления 2008 года.
Однако в январе 2010 года разгорелся спор по поводу о-вов Дяоюйдао (Сэнкаку), на континентальном шельфе которых обнаружены богатые месторождения нефти и газа[66]. Министр иностранных дел Японии К.Окада заявил, что Япония примет адекватные меры, если КНР в одностороннем порядке начнет их разрабатывать. Официальный представитель МИД КНР подчеркнул, что «китайская сторона имеет суверенитет над месторождением Чунь Сяо ... (и) ... будет твердо отстаивать свои законные права в Восточно-Китайском море»
Покидая пост премьер-министра в начале июня 2010 года, Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Республикой Корея. Выступая в парламенте перед депутатами правящей Демократической партии накануне избрания его премьер-министром Японии, Кан заявил, что будет соблюдать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубления доверия с США, но в «равной степени» развивать отношения с Китаем .
Появлению новых тенденций в отношениях Китай-Япония в последние годы способствовали перемены глобального масштаба.
В результате относительного ослабления позиций единственной сверхдержавы - США, связанного с усилением экономической мощи и политического влияния КНР, Индии, РФ и других, заколебались устои миропорядка, который во многих странах расценивался как однополярный. При активном участии Китая вызревают предпосылки для перестройки всей системы международных отношений, что приведет, в том числе, к изменению отношений в геополитическом треугольнике Япония - Китай - США.
Информация о работе Японо-китайские отношения на современном этапе