Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути,
Введение
I. Японо-китайские отношения в сфере политики
1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики
1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере
II. Японо-китайские экономические отношения
2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений
2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основная задача в рамках экспортно-ориентированного производства, которое остается одним из направлений японского бизнеса в КНР, – максимальное снижение издержек. Применение новых методов контроля качества и информационных технологий открывает перспективы сотрудничества компаний в области давальческой переработки. Японские предприятия, реализующие в Китае стратегию экспортно-ориентированного производства, в ближайшее время будут сталкиваться с необходимостью оптимизации своего бизнеса, что должно проявиться в том числе в увеличении переноса производства во внутренние районы КНР.
Особенности ведения бизнеса в Китае определяют наиболее важные направления маркетинговых и организационных стратегий японских предприятий: брендовая политика, маркетинговые исследования, адаптация продукции, создание сети поставщиков комплектующих. Кроме того, не менее существенной составляющей стратегии является решение проблем, указанных выше. Среди них борьба с производителями контрафактных товаров, уход от ценовой конкуренции, изменение кадровой политики. Были выделены японские компании, которые сумели выстроить свои стратегии так, чтобы преодолеть существующие препятствия. Их методы включают нестандартные подходы в области рекламы, позиционирование продукции через оригинальный логотип, высококачественное обслуживание и особое внимание к покупателю, улучшение продукции с учетом запросов покупателей, повышение ценовой конкурентоспособности изделий путем эффективной организации поставок комплектующих, агрессивные способы борьбы с производителями контрафактных изделий, эффективную кадровую политику, адаптированную к условиям Китая. В то же время, говоря о японском бизнесе в Китае в целом, автор выделяет направления, которые являются наиболее проблемными и неразработанными. Это брендовая политика, борьба с пиратской продукцией и изменение подходов к управлению персоналом. Решение части этих проблем возможно путем вступления в альянс с крупной частной китайской компанией, что в начале 2000-х годов стало одной из новых перспективных форм сотрудничества японских и китайских предпринимателей.
Опыт выработки и реализации стратегии японских компаний в Китае может быть применен в России, исходя из следующих соображений. Во-первых, он позволяет понять, какие стратегии японских компаний, возможно, найдут свое применение в ближайшем будущем на российском рынке. Во-вторых, дает возможность уяснить перспективы диверсификации экспортной структуры российской внешней торговли за счет привлечения качественных инвестиций и новых технологий, в том числе из Японии и Китая. В-третьих, он может быть полезен для российских предпринимателей, осуществляющих проникновение на китайский рынок[73].
Важнейшими факторами, обусловившими необходимость трансформации стратегии японского предпринимательства в КНР, стали повышение покупательной способности населения и улучшение инвестиционного климата. В России также отмечаются подобные изменения, поэтому проникновение на российский рынок, особенно в сегмент дорогих и качественных товаров, в ближайшее время, вероятно, будет важным направлением деятельности японского бизнеса в России. В связи с этим стратегия дифференциации в сочетании с фокусированием может получить на отечественном рынке широкое распространение среди японских компаний.
С точки зрения российских компаний, японский рынок пока остается во многом закрытым. В то же время китайское направление становится все более привлекательным. В этом контексте адаптация российскими предпринимателями опыта японских компаний может стать основой их успешных стратегий в КНР. Например, стратегический альянс с крупными частными китайскими корпорациями позволяет минимизировать затраты на освоение рынка.
Деятельность японских компаний в КНР также показывает, что операции давальческой переработки могут быть организованы таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень качества выпускаемой продукции. Более широкое использование этого сотрудничества в отношениях российских компаний с китайскими и японскими облегчило бы доступ к технологиям.
Таким образом, в настоящее время в России формируются условия, во многом схожие с теми, которые привлекли японский капитал в Китай в конце 1990-х—начале 2000-х годов. Можно прогнозировать, что в ближайшее время и японский, и китайский бизнес будет более активно действовать в нашей стране. Для России это будет означать и приток инвестиций и технологий[74].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Хотя в японской инвестиционной политике в Китае после 2005 года наметились некоторые новые тенденции, Китай остается главным получателем японских прямых капиталовложений. Приоритетными для них являются отрасли обрабатывающей промышленности, в частности, транспортное оборудование, машиностроение и продукция химического производства, а также финансовые, страховые и коммерческие услуги. В последние годы и Китай, превратившись в важный источник финансов в мировом потоке капиталов, наращивает объемы своих инвестиций в Японии. Здесь они концентрируются в основном в таких отраслях, как производство продуктов питания, розничная торговля, коммерческие услуги и разработка компьютерных программ[75].
2) На рубеже XX – XXI веков в подходах японских компаний к бизнесу в КНР наблюдаются важные изменения, проявляющиеся, прежде всего, в переходе от чисто экспортно-ориентированного производства к освоению китайского потребительского рынка. На наш взгляд ключевыми в этом процессе являются три фактора: вступление КНР в ВТО и соответствующие изменения в инвестиционном климате, рост емкости внутреннего рынка, а также глобализация, в условиях которой открываются новые пути эффективной организации бизнеса. Эти факторы формируют условия для активного освоения потребительского рынка КНР, что, однако, для японского бизнеса связано не только с возможностями, но и определенными характерными для Китая проблемами.
3) Японские компании используют на рынке КНР все три основных типа стратегий: дифференциация, фокусирование и лидерство по издержкам. Среди китайских потребителей главными целевыми группами для большинства компаний являются богатая часть населения и так называемый «средний класс».
4) Особенности ведения бизнеса в Китае определяют наиболее важные направления маркетинговых и организационных стратегий японских предприятий: брендовая политика, маркетинговые исследования, адаптация продукции, создание сети поставщиков комплектующих.
5) В ставшей уже традиционной для японского бизнеса в Китае экспортно-ориентированной стратегии автором также отмечены важные изменения. Стремление максимально снизить издержки производства заставляет японские компании не только искать новых партнеров среди китайских производителей промежуточных продуктов, но и перемещать часть своих заводов из прибрежных районов, где растет цена земли и оплата труда, во внутренние провинции. Кроме того, эволюционирует и такое широко применявшееся японскими компаниями направление в 1990-х годах, как давальческая переработка. Применение новейших информационных технологий, особой усовершенствованной системы контроля качества и централизованной системы закупок материалов в рамках этого вида кооперации позволило более эффективно, чем прежде, использовать эту стратегию.
6) Рост экономической мощи и конкурентоспособности КНР и перенос туда производства японских компаний вызвал опасения многих экономистов, что нашло отражение в японском варианте концепции «китайской угрозы». Однако в настоящее время отношение к данной проблеме меняется, и Китай воспринимается специалистами скорее как перспективное направление бизнеса, открывающее широкие возможности для японских компаний, в том числе как новый рынок.
7) В России возможна частичная адаптация методов, позволивших Японии и Китаю развивать двусторонние отношения столь быстрыми темпами. Привлечению внешних капиталовложений в российскую экономику может способствовать наличие в стране квалифицированных кадров, фундаментальной исследовательской базы, природных ресурсов, а также повышение покупательной способности населения. Кроме того, применение японского опыта создания альянсов с китайскими партнерами может позволить российским компаниям более эффективно проникнуть на китайский рынок, а расширение межфирменной кооперации на основе давальческой переработки – открыть новые направления сотрудничества с японскими и китайскими предприятиями.
Параллелизм в процессах укрепления глобальных позиций Японии и Китая обостряет существующие между ними отношения конкуренции в мировой экономике и политике. Вместе с тем углубляющаяся экономическая взаимозависимость (в 2004 году Китай стал главным торговым партнером Японии, обойдя США, а Япония является вторым после США экономическим партнером Китая) обусловливает пределы ухудшения двусторонних отношений и уменьшает вероятность военного конфликта.
И все же нарастание глобальной политической конкуренции Китая и Японии обостряет старые проблемы в их отношениях. Имеет место приглушенный на время территориальный спор (в последний год обе стороны резко реагировали на незаконные, как они считали, действия оппонента на оспариваемых островных территориях). Не забыты горькие эпизоды истории, обострились споры о том, как трактовать оккупацию Китая Японией в 1930-е годы. Раздражающим моментом являются визиты тайваньских политиков в Токио, с особой резкостью осуждаемые Пекином. Обостряется конкуренция в доступе к новым мировым источникам энергоресурсов — в России , в Африке (Судан), на Ближнем Востоке (Иран), в Латинской Америке (Венесуэла), а также в формировании восточноазиатского рынка углеводородов. Продолжается конкуренция в борьбе за симпатии стран АСЕАН: Китай идет по пути установления либеральных торговых отношений сразу со всей ассоциацией, Япония избрала тактику заключения двусторонних соглашений о зоне свободной торговли (Сингапур, Таиланд).
В ходе преодоления последствий цунами в Южной и Юго-Восточной Азии Китай и Япония буквально развернули соревнование за то, кто предоставит больше помощи пострадавшим и станет координатором международных усилий по созданию системы раннего оповещения о природных катаклизмах.
Обострение конкуренции негативно повлияло на контакты между лидерами двух стран: японский премьер уже более трех лет не посещал Китай, совершив за это же время в числе прочего два безответных визита в Пхеньян.
Реакцию Китая на новое состояние отношений соперничества-сотрудничества с Японией можно охарактеризовать следующим образом. В экономике Китай стремится углублять торговое, финансовое и производственно-кооперационное двустороннее взаимодействие с японским бизнесом. Вариант смягчения китайско-японских противоречий на мировых и региональных рынках (посредством одновременного участия Китая и Японии в многосторонних интеграционных форматах) пока только начинает обсуждаться на экспертном уровне.
В политической сфере Китай, с одной стороны, пытается использовать свои «конкурентные преимущества» для сдерживания политического возвышения Японии более быстрыми темпами, чем происходит возвышение самого Китая (как постоянного члена Совета Безопасности ООН, принимающей стороны шестисторонней встречи по Северной Корее). В этом контексте Китай выступает если не открыто против, то негативно-выжидательно по отношению к идее вхождения Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. КНР пытается не упустить своих преимуществ перед Японией в урегулировании северокорейской ядерной проблемы и отношениях с центральноазиатскими странами. С другой стороны, Китай стремится сократить отставание от Японии на площадках АСЕАН, Южной Азии, Африки и Латинской Америки прежде всего за счет такого нового международного явления, как инвестиционная интервенция. Пекин уже предоставил почти миллиардный торговый кредит центральноазиатским странам — членам ШОС, намерен до 2020 года вложить порядка 100 миллиардов долларов в экономику Латинской Америки, предложил 12-миллиардные инвестиции в Россию, половину из которых реализовал посредством кредита российской государственной компании «Роснефть» уже в 2004 году.
В военно-политической области Китай открыто выступает против участия Японии в развертывании региональных систем противоракетной обороны, видя в этом угрозу своей политике «военного сдерживания» независимости Тайваня через открытую угрозу ракетного удара. Также Китай в весьма наступательной форме выражает озабоченность по поводу военных новаций Японии.
В поисках ответа на военный вызов Японии Китай пытается сократить отставание от Японии по оборонным расходам и нарастить свои «преимущества» как ядерной державы, реализуя программу развития и совершенствования национальных стратегических ядерных сил.
Несмотря на противоречия и шероховатости взаимоотношений КНР и Японии можно с уверенностью сказать, что продвижение "внешней политики доверия" является основным направлением развития внешней политики КНР в отношении Японии. И основанные на "стратегической взаимовыгоде" китайско-японские отношения сегодня получают сравнительно хорошее развитие во многих сферах. Непрерывно укрепляется межправительственное понимание и доверие в политической сфере, активизируется двустороннее сотрудничество в международных и региональных делах. В экономическом плане, торгово-экономическое взаимодействие между двумя странами получило большое развитие. По статистическим данным Японии, в 2008 году КНР, перегнав США, стал крупнейшим торговым партнером Японии. Кроме того, постепенно расширяются культурные и персональные обмены между двумя странами.
Углубление связей отвечает интересам обоих государств, исторические факты свидетельствуют о том, что защита здорового развития политических отношений между КНР и Японией весьма важна для продвижения двусторонних связей во всех сферах.
Доказательством тому служит совместно разработанная программа развития китайско-японского «взаимовыгодного сотрудничества, основанного на общих стратегических интересах» до 2020 года.
Но, тем не менее, именно Япония является для Китая главным инвестором. Основные инвестиции осуществляются в обрабатывающую промышленность, химическое производство, а также финансовые, страховые и коммерческие услуги, разработку компьютерных программ. И в дальнейшем обе страны намерены укреплять свои экономические и политические отношения.
Нормативно-правовая база
1. Конституция Японии, принятая парламентом страны в октябре 1946 года, вступила в силу 3 мая 1947 года
2. Договор о Мире и дружбе между Японией и КНР от 12 августа 1978 года
3. Совместная декларация Японии и Китая о построении партнерских отношений от 1998 года
Информация о работе Японо-китайские отношения на современном этапе