Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути,
Введение
I. Японо-китайские отношения в сфере политики
1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики
1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере
II. Японо-китайские экономические отношения
2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений
2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы
Япония, как и США, в целом воспринимает усиление Китая как потенциальную угрозу своим национальным интересам. В то же время Япония крайне заинтересована в том, чтобы избегать каких-либо конфликтов со своим усиливающимся соседом.
Наметившаяся тенденция постепенного изменения соотношения сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед японским руководством задачу просчитывать на перспективу отношения с каждой из этих двух держав. Имевшиеся и в прошлом нюансы и разночтения в подходе Японии и США к КНР могут приобрести более глубокий характер.
Судя по некоторым признакам, японская политическая элита уже начинает задумываться о более гибком лавировании между США и Китаем. Что касается китайской стороны, то она, по-видимому, намерена воспользоваться этой ситуацией в интересах политического сближения с Японией.
Многие авторы отмечают, что существуют возможности возникновения в будущем конфликтов в отношениях между двумя странами, поскольку между ними сохраняются серьезные противоречия как стратегического, так и структурного характера[67].
В их числе выделяются следующие:
-Конфликты, в основе которых лежат коренные интересы. Они проявляются, прежде всего, в подходе к таким проблемам, как демаркация границы в Восточно-Китайском море и спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Как подчеркивается в работе, урегулирование противоречий по этим проблемам станет особенно трудным испытанием для обеих сторон.
- Конфликты, имеющие исторические корни, достаточно серьезны, но менее значимы, поскольку они не связаны с современными интересами Китая. Поэтому обе стороны должны проявлять по этой проблематике максимум осмотрительности, чтобы не нанести ущерб значительно более важным текущим двусторонним отношениям.
-Конфликты на эмоциональной почве. По оценке китайских исследователей, взаимопонимание между китайцами и японцами пока не изменилось к лучшему. Главные причины такого положения - националистический консерватизм японского населения и повышенная чувствительность китайского населения к своему историческому прошлому[68].
В разделе доклада «Направленность политики Китая в отношении Японии» говорится: общая стратегическая цель будущих китайско-японских отношений - способствовать развитию психологической совместимости двух народов, продвижению двух стран от мирного сосуществования к совместному развитию, от взаимных стратегических интересов к стратегическому сотрудничеству.
Основные положения этого раздела сводятся к следующему[69]:
- для устойчивого развития китайско-японских отношений крайне важно обеспечить сбалансированное развитие отношений в политической и экономической областях;
- возникновение стратегической конфронтации между двумя странами маловероятно. Однако, если не удастся взять под контроль и эффективно разрешить главные проблемы в отношениях, нельзя исключить возможности стратегической конфронтации низкого уровня. По мнению китайских исследователей, принципиально важно, чтобы две наиболее серьезные спорные проблемы - демаркация границы в Восточно-Китайском море и принадлежность островов Дяоюйдао - решались в одном пакете;
- хотя разрешение тайваньской проблемы и осуществление мирного воссоединения - внутреннее дело Китая, Япония является одним из факторов, который невозможно игнорировать в этом процессе. Пока США не изменят своей политики на тайваньском направлении, политика Японии также не изменится;
- в связи со стремлением Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН китайская сторона уже выразилась в поддержку более весомой роли Японии в ООН. Хотя Китай и не располагает пропуском для Японии в Совбез ООН, обе страны вполне могут вести конструктивный диалог по вопросу реформирования ООН. Со временем Китай, возможно, займет более позитивную позицию в отношении японских планов стать постоянным членом СБ ООН;
- Китаю и Японии недостает взаимного доверия в вопросах обеспечения безопасности в силу того, что обе стороны еще не преодолели сомнения относительно стратегических целей друг друга. Было бы целесообразно продвигать сотрудничество в этой сфере, идя от отношений «не друзья и не враги» к подлинно партнерским отношениям, к созданию структур и механизмов региональной безопасности, к образованию Восточноазиатского сообщества безопасности.
По мнению китайской стороны, сотрудничество между КНР и Японией в сфере безопасности не должно основываться на предпосылке, что Китай откажется от усилий по укреплению своей военной мощи и совершенствованию военных технологий или замедлит их.
Одной из задач, требующих скорейшего решения, в докладе названо создание механизмов предотвращения кризисов и управления кризисами с тем, чтобы избежать эскалации трений и конфликтов.
Предлагается также развивать сотрудничество азиатских стран по обеспечению безопасности основных морских коммуникаций - от Суэцкого канала до Тайваньского пролива, а также стимулировать создание в регионе Сообщества взаимовыгодной поддержки и обеспечения стабильности экономического развития, в рамках которого решались бы и проблемы обеспечения энергетической безопасности.
Китай и Япония, говорится в докладе, должны прилагать усилия по решению проблем региональной безопасности, по созданию системы многосторонней безопасности. Обеим странам следует способствовать стратегическому диалогу Китай - Япония - США.
Выдвигается также идея создания нового и более широкого по составу участников механизма безопасности для всей Восточной Азии.
Двум странам предлагается действовать совместно по преодолению финансового кризиса.
Они должны стимулировать придание регионального характера двустороннему соглашению о взаимном обмене валют, выстроить региональный механизм финансового контроля, активизировать тесные консультации, координацию и сотрудничество по развитию региональных рынков капитала, по учреждению Фонда азиатских валют.
Подчеркивается необходимость объединить усилия по заключению Соглашения о свободной торговле и Соглашения об экономическом партнерстве, чтобы координировать стратегию и политику в сфере экономики, совместно формировать пространство свободной торговли Восточной Азии в рамках Восточноазиатского сообщества.
Признается и наличие у Китая и Японии серьезной общей проблемы - зависимости от зарубежного спроса, прежде всего спроса в США, на который негативно повлиял мировой финансово-экономический кризис. Две страны должны использовать возможность для корректировки своей экономической структуры, расширить и задействовать внутренний спрос для оздоровления своих экономик.
С целью укрепления сотрудничества в энергетике и экологии в докладе предлагается создать Китайско-Японский фонд по энергосбережению и защите окружающей среды, совместно финансируемый правительствами двух стран.
Несмотря на развитие экономического сотрудничества, военные двух стран продолжают рассматривать друг друга в качестве потенциальных противников. (Особенно если конфликт возникнет вокруг Тайваня.) Причём китайские стратеги мыслят более широко, для них Япония лишь один из элементов глобального круга возможных противников, группирующихся вокруг США. Для Японии же Китай главная опасность, более грозная даже чем северокорейские ракеты[70].
Американские эксперты предсказывают, что японо-китайское соперничество в ближайшее время будет идти главным образом в регионе Юго-Восточной Азии, где китайские и японские предприниматели будут конкурировать за выгодные торговые и инвестиционные контракты. Несколько неожиданно авторы опубликованной работы предлагают США сделать всё, чтобы разногласий между Китаем и Японией было поменьше, настаивая, что их сотрудничество может способствовать укреплению стабильности и безопасности региона. По всей видимости, такой совет экспертов очередное свидетельство того, что в Америке всё больше понимают невозможность исполнения их страной роли сверхдержавы, способной решить все проблемы планеты в одиночку.
Итак, в отношениях Японии с Китаем сохраняется возникшая в 2010 году напряженность. Никаких реальных шагов по ее преодолению стороны к настоящему времени не предпринимали. Есть признаки того, что Пекин лишь начинает заблаговременную подготовку к этому. От его готовности во многом будет зависеть успех в деле нормализации двусторонних связей. Однако вряд ли следует ожидать реальных шагов китайской стороны до 2012 года, когда должна произойти смена руководства страны.
Несмотря на положительную динамику развития отношений между КНР и Японией, существуют и противоречия. Между КНР и Японией существуют проблемы архипелага Дяоюйдао и нефтегазового промысла в Восточно-Китайском море. В политической сфере КНР (как постоянный член Совета Безопасности ООН) стремится противодействовать политическому возвышению Японии. В этом контексте Китай выступает если не открыто против, то негативно-выжидательно по отношению к идее вхождения Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Также КНР, как сторона принимающая шестисторонние встречи по КНДР, пытается не упустить своих преимуществ перед Японией в урегулировании северокорейской ядерной проблемы и в отношениях со странами Центральной Азии. Также КНР стремится к политическому и экономическому лидерству в АСЕАН, Южной Азии, Африке и Латинской Америке, противодействуя внешней политике Японии, прежде всего посредством инвестиционной интервенции. Так, например, экономическое сотрудничество КНР со странами Центральной Азии исчисляется миллиардными инвестициями, включая, в том числе, почти миллиардный торговый кредит центрально-азиатским странам - членам ШОС для стимуляции китайского импорта[71].
Президент федерации экономических организаций Японии Кэйданрэн Хиромаса Енэкура 7 сентября в Пекине отметил, что в качестве председателя исполнительного комитета японской стороны на мероприятиях в честь 40-летия нормализации японо-китайских отношений он надеется на успешное совместное проведение мемориальных мероприятий и продвижение развития двусторонних отношений.
Хиромаса Енэкура об этом заявил на приеме Кэйданрэна. По приглашению Китайского комитета содействия развитию международной торговли делегация, сформированная на 2011 год, 4-10 сентября находится в Китае с визитом.
Председатель Японо-китайской ассоциации по делам экономики и торговли Фудзил Чо в своей речи сказал, что после сильного землетрясения в Японии в марте, правительство и все общественные круги Китая оказали Японии всемерную поддержку и содействие, за что Япония сердечно благодарна. Делегация Японо-китайской ассоциации по делам экономики и торговли уже 37-й раз совершает визиты в Китай, число членов делегации достигло рекордного уровня - 183 человека. Это в полной мере отражает экономическую взаимодополняемость и тесное сотрудничество двух стран.
Он отметил, что в следующем году будет отмечаться 40-летие нормализации японо-китайских отношений. Он выразил надежду на продвижение по этому случаю обмена и сотрудничества двух стран в культурной, художественной и физкультурной сферах и стимулирование более широкого взаимопонимания и доверия в японо-китайских отношениях.
Заместитель председателя Китайского комитета содействия развитию международной торговли Юй Пин отметил, что визит делегации свидетельствует о большой влиятельной силе негосударственных экономических организаций, прочной основе и прекрасных перспективах китайско-японских отношений дружественного сотрудничества.
По его словам, за около 40 лет экономические круги Японии сыграли важную роль в продвижении дружбы и осуществлении нормализации отношений между двумя странами. Две страны непрерывно углубляют и расширяют сотрудничество в инвестиционной сфере[72].
Рост экономического потенциала Китая и его активное включение в процессы глобализации вызвали неоднозначную оценку перспектив развития японо-китайских экономических отношений среди экспертов. С точки зрения одних, Китай представляет угрозу лидерству Японии в Азии, а развитие сотрудничества с КНР отрицательно сказывается на японской экономике. Другие же полагают, что такие опасения не являются обоснованными, а Китай предоставляет новые возможности для японского бизнеса и хозяйственного комплекса страны в целом.
Экономическая мощь Китая в региональном и глобальном масштабе ощутимо возросла в последние 10 лет. Вследствие этого наблюдается ужесточение борьбы за лидерство. Тем не менее, вряд ли можно утверждать, что в ближайшем будущем КНР догонит Японию по качественным экономическим показателям. Трудно предположить также, что Япония сохранит низкие темпы роста, которые характеризовали ее экономическое развитие в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Япония и Китай активно развивают и укрепляют двусторонние экономические связи и как партнеры становятся все более зависимыми друг от друга. Можно предполагать, что расширение экономических отношений Китая и Японии и дальше будет происходить на основах как здоровой конкуренции, так и взаимовыгодного сотрудничества в рамках международного разделения труда.
В настоящее время от японских компаний требуется решение ряда стратегических вопросов, начиная от организации поставок комплектующих и заканчивая обслуживанием покупателей. Большинство компаний до сих пор действовало на этих направлениях в основном самостоятельно, что увеличивало затраты на проникновение на китайский рынок. В целях создания условий для более эффективного применения стержневых компетенций некоторые японские компании стали менять организационные стратегии, переходя к сотрудничеству с китайскими частными корпорациями. Одной из перспективных форм межфирменной кооперации японских и китайских компаний становится стратегический альянс, который позволяет получить доступ к тем областям, где партнер наиболее конкурентоспособен, предоставив в обмен то, что необходимо ему. Наиболее распространенная цель альянса японских компаний с китайскими – кооперация в области технологий, производства и сбыта.
Информация о работе Японо-китайские отношения на современном этапе