Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:31, дипломная работа
Наша страна в конце XX века вступила в качественно новый этап общественного развития, противоречивый, но с четко выраженные позитивным вектором происходящих преобразований. Действовавшая систем; государственного управления библиотеками, эффективно справлявшаяся провозглашенными ранее задачами, перестала работать. Изменилась сам; система государственности, изменились потребности граждан, а значит,— изменились и сами библиотеки.
В период подготовки Закона в правовой сфере произошли кардинальные изменения, важнейшие из которых — принятие Конституции РФ и развернувшийся процесс перераспределения властных полномочий.
Другой фактор, оказавший серьезное влияние на формирующееся содержание проекта,— небывалые масштабы его экспертизы. Это отзывы и заключения из библиотечной и смежных сфер, из государственных органов всех субъектов РФ.
Принятый
Федеральный закон "регулирует общие
вопросы организации
Специально выделим — Закон регулирует взаимоотношения (т. е. права и обязанности, возникающие в ходе взаимоотношений) трех субъектов: государства, библиотек и граждан (12). Соотношение и содержание прав и обязанностей определяется понятием компетенции. Учитывая, что главенствующим фактором происходящих преобразований в этот период было разгосударствление всех общественных сфер, вопрос о компетенции государства в библиотечной сфере стал ключевым.
Весь
ход подготовки Закона показал, что
в части определения
С принятием Конституции 1993 г. в России складывается принципиально новая правовая ситуация. В рамках единой правовой системы институируется двухуровневое законодательное регулирование. В отличие от предшествующего положения устанавливается равенство всех субъектов Федерации, что означает возможность принятия собственных законов не только в республиках, но в и краях, областях, городах — субъектах Федерации, автономной области и автономных округах. В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации все субъекты Федерации "осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов". Единственная разница заключается в юридической базе соответствующего законодательства: для республик — это принимаемые ими конституции, для остальных субъектов Федерации —уставы.
Данное положение отражает реальную федерализацию, происходящую в РФ не только в плане децентрализации правового регулирования в масштабах государства, но и в плане формирования правовых основ общественной жизни в субъектах Федерации. Принципиальное отличие закона заключается в следующих характеристиках:
Последнее обстоятельство имеет наибольшее значение, поскольку на смену дублирующим и противоречащим постановлениям региональных исполнительных комитетов должны прийти законы, фиксирующие конкретные права и обязанности.
Несомненно, что принятый Федеральный закон "О библиотечном деле" затрагивает не только "общие вопросы" культуры применительно к библиотечному делу. Очевидно также, что по своему статусу он является законом прямого действия. И все же, с нашей точки зрения, разработка законов в сфере библиотечного дела на уровне субъектов Федерации необходима. Приведем некоторые доводы в пользу этого.
В условиях сложившегося правового общества, сформированного федерализма всякое дублирование законодательства, будь то — по горизонтали — на отраслевом и межотраслевом уровнях, или — по вертикали — на федеральном-территориальном уровнях, не только нецелесообразно, но и вредно, поскольку ведет к инфляции принимаемых актов, снижению правовой культуры. Однако применительно к РФ мы должны отметить, что, во-первых, федерализм у нас еще только формирующийся, во-вторых, правовое общество у нас также находится в стадии начального становления. В такой ситуации:
Введение новой конституционной нормы, дающей право всем субъектам РФ принимать законы, стало условием для развернувшейся с 1993 г. работы по территориальному правотворчеству, по подготовке актов высшей правовой силы — законов. Но реальной причиной, обусловившей этот процесс, была начавшаяся подготовка, а потом принятие Федерального закона "О библиотечном деле", т. е. импульс последовал из федерального центра. В период значительного ухудшения материального положения библиотек, начавшегося их закрытия в ряде регионов принимались соответствующие постановления. Так, в августе 1992 г. принимается постановление Администрации Нижегородской области "О мерах социально-экономической поддержки библиотек в период экономических реформ". В июле 1994 г. принимается постановление Главы Администрации Московской области "О мерах по сохранению библиотечной системы Московской области". Однако в отличие от законов они не содержали общих принципов деятельности библиотек, гарантии их деятельности, а главное, положений о правах граждан, т. е. носили отраслевой, ведомственный характер. Так, ключевым положением Постановления Администрации Московской области было "запретить закрытие библиотек и отчуждение библиотечных помещений без согласования с комитетом по культуре и туризму Администрации Московской области, Мособлкомимуществом и соответствующими комитетами на местах".
Первым субъектом Федерации, принявшим Палатой представителей Государственного собрания Закон "О библиотечном деле", была Республика Саха (Якутия). Это произошло в июле месяце 1994 г. Данное положение не случайно. Во-первых, республики обладали опытом подготовки законов еще до принятия Конституции 1993 г. Во-вторых, именно в Сахе, как мы уже отмечали, в тот период наиболее активно работали законодатели. И в-третьих, это, конечно, отображает реальное признание значимости библиотек в республике, авторитета библиотечных руководителей. В своих принципиальных положениях закон не противоречил еще разрабатываемому тогда федеральному закону, так как его авторы активно участвовали в обсуждении федерального проекта. Это избавило республику от необходимости внесения последующих изменений. Вместе с тем в законе удалось более конкретно прописать важные для условий республики положения: о библиотечных фондах в качестве достояния народов Республики Саха, о статусе Национальной библиотеки, об оплате труда и льготах
библиотечных работников. Последнее обстоятельство имело большой резонанс среди библиотекарей России и во многом катализировало дальнейший процесс законотворчества в субъектах Федерации.
В 1995 г. по предложению РБА и по решению совещания представителей федеральных библиотек в Управлении библиотек Министерства культуры на основании Приказа Министра культуры № 532 от 25 июля 1993 г. была создана специализированная рабочая группа "по обеспечению внедрения Федерального закона «О библиотечном деле» и подготовки местных законодательных актов". В состав группы вошли специалисты, принявшие активное участие в подготовке Федерального закона, что во многом предопределило направленность ее действий. Основная цель создания группы — оказание научной, справочной, консультативной помощи библиотекам России в разработке территориального законодательства и других нормативных актов в области библиотечного дела. Большинство принятых впоследствии законодательных актов в различных субъектах Федерации либо готовилось с помощью членов группы, либо рецензировалось ими на различных стадиях. Причем работа происходила как в Москве, С. -Петербурге, так и непосредственно в регионах.
Большую помощь разработчикам законов оказали подготовленные специалистами РНБ и вышедшие в 1996 г. аналитические материалы "Библиотеки России в новой правовой среде". К этому времени специалисты уже имели возможность обобщить имеющийся на территориальном уровне опыт, его достоинства и недостатки, новые решения. Анализ был построен по проблемному принципу и давал возможность самостоятельно формулировать необходимые решения при построении конкретных статей проектов. Дальнейшее обобщение территориального законотворчества проделал Ю. А. Гриханов, а также ряд других специалистов.
В целом, как мы видим, Министерство культуры России, РБА, ведущие специалисты федерального уровня заняли очень активную позицию по оказанию помощи в разработке территориального законодательства. Это имело и свои положительные стороны — в плане активизации процесса, и отрицательные — в плане неизбежного влияния, интерференции отработанных при подготовке федерального закона схем. По нашим оценкам, дублирование содержания в законах субъектов Федерации, по отношению к Федеральному закону, составляет от 30 до 80 %.
В соответствии с Манифестом ЮНЕСКО о публичных библиотеках одна из их сущностных задач — обеспечивать пользователей прежде всего местной информацией. Библиотека, которая содержится на местные деньги, должна обеспечивать право граждан на исчерпывающую информацию о местной жизни. Однако и это право нигде не получило своего закрепления. Данный вопрос тем более важен, что в настоящее время в регионах формируется механизм местного самоуправления. Его внедрение приведет к реальным изменениям во взаимоотношениях местных жителей с муниципальной библиотекой в плане возможности влияния на ее работу. В развитом виде этот механизм еще нигде не сформирован, несмотря на то, что его развитие активно инициируется федеральными органами. Но хотя бы общие подходы во взаимоотношениях читателей с библиотекой в условиях местного самоуправления целесообразно было бы сформулировать. Естественно, что данный вопрос даже не намечен в Федеральном законе, однако теперь, когда Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации" принят и Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, появилась возможность для конкретизации несколько иной модели муниципальной библиотеки.
Права
граждан более или менее
Принятые территориальные законы о библиотечном деле, конечно, отражают и недостатки Федерального закона. В частности, дальнейшее развитие федерализма показало, что распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации смещается в сторону увеличения полномочий субъектов Федерации, что не в полной мере учтено в Федеральном законе. Данное положение объяснимо не только поправкой на время (подготовка Закона началась до принятия Конституции, закончилась год спустя), но и социально-психологическим механизмом — Федеральный закон готовили специалисты из федеральных центров. Однако очевидно, что, не вступая в противоречие с Федеральным законом, местные законы должны более подробно представлять обязанности государственных органов субъектов Федерации. Тем более, как мы уже указывали, что даже в сфере совместной компетенции, на уровне субъекта Федерации, могут приниматься решения при отсутствии таковых на федеральном уровне. Так, в подавляющем большинстве законов фиксируется лишь право местных органов принимать стандарты и нормативы, и в то же время конкретно они не приводятся. А между тем "нормативы организации сети муниципальных библиотек, а также нормативы выделения бюджетных средств на библиотечное обслуживание в регионе (особенно на комплектование библиотечных фондов) — это центральные вопросы территориального законодательства и нормативного регулирования",— считает Е. И. Борисова (4), и мы совершенно согласны с его мнением. Как уже отмечалось в печати, наиболее конструктивно данные вопросы решены в законе "О библиотечном деле и об обязательном экземпляре документов" Псковской области.
Одним
из наиболее проработанных в
Информация о работе Делопроизводства в Самарской областной юношеской библиотеке