Принципы формирования социально-психологического климата в коллективе ГУЗ УОКПБ имени Н.М.Карамзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

Цель этой работы – описание проблемы социально-психологического климата в коллективе.

Работа состоит из  1 файл

Готовый вариант.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

      Социально-психологический  климат – это качественная сторона  межличностных отношений. На его формирование влияет совокупность психологических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют продуктивной совместной деятельности. Климат взаимоотношений является благоприятной или неблагоприятной почвой для прорастания нравственно-личностного в человеке.

      В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать  к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

      Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять  развитие ключевых качеств работника, необходимых  в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

            Таким образом, социально-психологический  климат  играет важную роль  в системе управления персоналом  организации. Он оказывает сильное влияние на деятельность всей организации и на успешность совместной деятельности. Это влияние может быть положительным или отрицательным в зависимости от вида климата.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды социально – психологического климата

 

      Итак, социально-психологический климат – это общее эмоциональное  самочувствие сотрудников организации, которое оказывает влияние на их деятельность. Этот психологический, эмоциональный настрой может активизировать членов рабочего коллектива или тормозить, ухудшать или улучшать трудовую деятельность личности и коллектива в целом, создавать условия, содействующие или препятствующие плодотворной совместной работе. Это зависит от того, какой тип социально-психологического климата сложился в данном конкретном коллективе. Не вдаваясь в анализ  множества разновидностей климата, рассмотрим два наиболее важных состояния климата в группе: благоприятный (его ещё называют нормальным или положительным) и неблагоприятный (отрицательный, конфликтный).

      Благоприятный социально-психологический климат это такое состояние группового настроения, такой психологический настрой сотрудников, к которому должен стремиться каждый трудовой коллектив. Он свойственен группам с открытым обменом информацией и мнениями, свободой дискуссии и доброжелательной обстановкой доверия.  Результативность таких групп  максимальная, а мелкие конфликты легко гасятся. Обычно нормальный психологический климат  формируется в коллективе с достаточной степенью профессиональной зрелости. Такие коллективы характеризуются  прочными связями между их членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач .

      Признаками  благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются:

  • высокая требовательность и доверие членов коллектива друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения членами коллектива при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу и преданность ему;
  • высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи и взаимной поддержки (члены коллектива знают, что получат помощь от любого другого, потому что сами всегда оказывают ее любому другому, когда это необходимо);
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • терпимость к чужому мнению;
  • высокая степень свободы в личностном и профессиональном самовыражении;
  • ощущение членами группы своей безопасности (здесь никто никогда не обидит, не наговорит гадостей, не будет распускать сплетни и плести интриги за спиной);
  • возможность вести себя естественно и непринужденно (можно совершенно свободно к каждому обратиться, выступить на любом совещании вне зависимости от занимаемой должности);
  • доброжелательная атмосфера в отношениях и хорошее настроение членов коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения;
  • лояльность сотрудников и руководства (члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт);
  • уважение друг к другу (члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия);
  • примирение с недостатками друг друга (кто-то из них может иметь раздражающую привычку, но другие скорее стерпят это, чем станут работать с кем-то посторонним).]

      В коллективе с нормальным социально-психологическим  климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, доверительная оптимистическая оценка, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе является правилом. Атрибутами благоприятного социально-психологического климата являются и внимательное отношение друг к другу, открытые (не «формальные» или «дежурные») улыбки, шутки и даже смех, мимические проявления доброты и дружелюбия, а также мягкие и понимающие интонации голоса в разговорах сотрудников. Стиль управления в таких коллективах, как правило, демократический. Основные методы воспитания сотрудников – личный пример, убеждение, а в нужные моменты – требование. В таких коллективах у работников есть возможность думать, расти и вообще вносить вклад в организацию, даже совершать ошибки без страха наказания. Таким образом, нормальный социально-психологический климат включает в себя множество элементов, составляющих хорошие отношения между людьми.

      Второй  тип социально-психологического климата  в коллективе – это неблагоприятный климат. Он является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид социально-психологического климата свидетельствует о проблемах внутри коллектива. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности задачам команды, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого сотрудника.

      Признаками  неблагоприятного климата в коллективе являются:

  • неудовлетворенность совместной деятельностью и безразличное отношение к ней;
  • недостаточная информированность членов коллектива об аспектах внутренней жизни этого коллектива;
  • недоверие и подозрительность людей друг к другу;
  • несправедливая критика;
  • чувство незащищенности и уязвимости (боязнь ошибок, сплетни и интриги за спиной друг у друга);
  • низкая степень включенности в жизнь коллектива, отсутствие сплоченности и взаимной поддержки;
  • нетерпимость к высказываниям и мнениям других;
  • отсутствие лояльности и уважения друг к другу;
  • перекладывание ответственности за состояние дел в организации с одного на другого;
  • неясность и недоступность целей деятельности для сотрудников;
  • групповой эгоизм;
  • отсутствие энтузиазма в работе;
  • расколотость коллектива на соперничающие группы;
  • невозможность самовыражения и применения своих знаний и умений на практике;
  • невозможность естественного и непринужденного поведения;
  • враждебная, неприветливая атмосфера в отношениях и плохое настроение членов коллектива в рабочее время;
  • сильное давление руководителей на подчиненных;
  • нехватка открытости в отношениях;
  • наличие конфронтации (частые разногласия, споры) и высокая степень конфликтности;
  • уровень требовательности руководства неодинаков для сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные..

      При отрицательном социально-психологическом  климате портятся отношения между  людьми, отдельные членами коллектива отказываются от тяжелой или невыгодной работы, начинают проявлять раздражительность, подозрительность, зависть. В таком коллективе постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты. В коллективах, где нет здорового психологического климата, низкая дисциплина труда, авторитарный или либеральный стиль управления, часты уговаривания подчиненных,  просьбы, далеко не всегда принимаемые и выполняемые подчиненными. Противоречие, неприятие, внутреннее несогласие с предписанными требованиями руководства неизбежно ведет к конфликтам, проявлениям враждебности, неудовлетворенности, борьбе.. Неблагоприятный климат чаще проявляется в коллективах с двумя и более лидерами или слабым либеральным лидером, размытыми нормами поведения в группе и слабым социальным контролем. В этой среде важное значение придается слухам и наговорам. Конфликтные коллективы малорезультативны и часто подвержены самораспаду.

      Конечно, существуют и промежуточные виды социально-психологического климата. В большинстве коллективов присутствуют признаки и благоприятного и негативного видов климата. Но эти признаки проявляются интегрально, как общий – положительный или отрицательный фон внутриколлективных отношений. Нормальный социально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный настрой коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Следовательно, психологический климат можно рассматривать как важный производственный фактор. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности членов коллектива присущи благоприятному психологическому климату и является нормой взаимоотношений.

      Но  бывает и так, что очень высокий  уровень эмоционального удовлетворения, переживаемого членами коллектива от общения друг с другом может отрицательно сказаться на его продуктивности. Это происходит в том случае, когда желание общаться начинает превосходить желание работать. Тем не менее, уровень развития общения в коллективе очень важен для установления положительных эмоциональных отношений. Социально-психологический климат является показателем, индикатором благополучия в отношениях между сотрудниками организации. И очень важно, чтобы этот индикатор всегда показывал положительный результат, потому что благоприятный климат в любом случае оказывает хорошее влияние на работу всего коллектива. Организация должна стремиться к установлению положительного социально-психологического климата в своем коллективе, а для этого необходимо изучить факторы, так или иначе влияющие на этот климат. 
 
 
 
 
 
 

1.4. Факторы, влияющие на социально-психологический климат.

 

      Существенным  вопросом в изучении социально-психологический  климат является характеристика факторов, которые сказывают непосредственное влияние на формирование того или  иного типа климата. Поэтому необходимо выяснить, чем обусловлен и от чего зависит психологический климат в коллективе.

      Факторы, которые влияют на социально-психологический  климат в трудовом коллективе, можно условно разделить на следующие группы:

  1. факторы социально-производственной среды (уровень механизации и автоматизации, дисциплина и охрана труда, уровень организации труда и управления), а также производственно-гигиенические факторы (в том числе окраска рабочих помещений, степень их освещённости и зашумленности, загрязнённость воздуха и т.д.);
  2. факторы социально-экономической среды (способы производства, распределения и потребления материальных ценностей, система материального поощрения);
  3. факторы социально-общеобразовательной среды (квалификационно-образовательный уровень коллектива, уровень общего и специального образования, творческого и интеллектуального потенциала работников); 
  4. факторы социально-культурной среды (уровень технической эстетики и культуры производства, уровень физического и духовного развития коллектива);
  5. факторы социально-нравственной среды (система нравственного воспитания коллектива, формирование моральных принципов);
  6. факторы социально-бытовой сферы (т.е. связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличие транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учреждениями, предприятиями торговли и культурно-бытового обслуживания, условия быта и отдыха членов коллектива и т.д.);
  7. факторы социально-психологической среды (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемыми социумом феноменами; системы психологических установок членов коллектива) и факторы личностного характера (социально психологические характеристики личностей, особенности поведения отдельных членов коллектива) и т.д.

      Все эти факторы сказывают огромное влияние на удовлетворённость человека трудом, на его взаимоотношения с коллегами по работе, и как следствие, на социально-психологический климат коллектива. Характер психологического климата напрямую зависит от совокупности этих факторов. Каждый из них в большей или меньшей степени может изменить психологическую ситуацию в трудовом коллективе.

      Особенно  большое значение в формирование социально-психологического климата  имеют факторы социально-психологического и личностного характера.

      Во-первых, социально-психологический климат коллектива существенным образом зависит  от его структуры - совокупности формальных и неформальных взаимоотношений  членов коллектива, возникающих в  процессе совместной деятельности и  общения., причём большее влияние сказывает неформальная структура.

      Становление неформальной структуры определяется  рядом факторов, которые можно  подразделить на объективные и субъективные.

      К объективным относятся:

  • Характер и график работы (они обуславливают возможность контактов между членами коллектива);
  • Состав группы (количество членов коллектива, половозрастной состав и т.д.)

      К субъективным факторам относятся:

  • Личность руководителя и сотрудников;
  • Психологическая совместимость и умение руководства сплачивать коллектив;
  • Удовлетворённость сотрудников условиями труда, статусом, профессиональной ролью.

      Субъективные  факторы сказываются на образующихся стихийно дружески связях, взаимных симпатиях  и антипатиях.

      И объективные и субъективные факторы  оказывают большое влияние на социально-психологический климат в коллективе. Поэтому необходимо остановиться на некоторых из них  подробнее.

      Каждый  трудовой коллектив имеет свой социальный состав, также являющийся фактором социально-психологического климата. Этот состав основывается на следующих признаках:

      1) количество членов коллектива;

      2) половозрастной состав;

      3) профессионально-квалификационные  характеристики;

Информация о работе Принципы формирования социально-психологического климата в коллективе ГУЗ УОКПБ имени Н.М.Карамзина