Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа
Цель этой работы – описание проблемы социально-психологического климата в коллективе.
Всего врачей в данной больнице – 62 человека, из которых 15 врачей – психиатров работают на базах городских поликлиник Ульяновска под руководством администрации, главного врача, директора больницы, главного бухгалтера.
Для того,
чтобы иметь возможность
На практике применяется ряд наиболее распространенных методик, позволяющих исследовать актуальное состояние социально-психологического климата в коллективе. Наряду с этими методиками, существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально-психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений. Некоторые из этих методик будет описаны в данном параграфе курсовой работы.
Первая методика это оценка
социально-психологического
В каждом
коллективе на определенной стадии его
развития возникает групповая
Для определения степени сплоченности рабочего коллектива представляет интерес следующая методика: членам коллектива предлагаются по трехбалльной шкале оценить интенсивность одного из 20 признаков, разделенных на десять полярных пар, например: преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения, преобладает подавленное настроение; успех или неудачи коллег вызывают сопереживание, успехи вызывают зависть, неудачи злорадство; в коллективе справедливо относятся друг к другу, коллектив распадается на привилегированных и отверженных.
Вторым показателем, по которому можно определить состояние социально-психологического климата в коллективе, является степень профессиональной зрелости этого коллектива. Руководителей-практиков не может не волновать вопрос о том, как измерить эту степень. Интересную методику предлагают В. Зигерт и Л. Ланг. Они предлагают оценить по четырехбальной шкале степень интенсивности 21 негативного признака, к числу которых они относят: активный поиск виновных в случае неудачи; стремление работников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок; недостаточную информированность конкретных исполнителей, неясность и недоступность целей деятельности сотрудникам; групповой эгоизм; новые идеи с трудом пробивают себе дорогу; энтузиазм в работе - редкость; коллектив расколот; работа оценивается на уровне эмоций и поверхностных наблюдений; многие работники недовольны невозможностью проявления своих знаний на практике; недооценка коллективного руководства; конфликты из-за мелочей и т.д. Наличие таких признаков свидетельствует о серьезных проблемах, стоящих перед коллективом, о низкой степени профессиональной зрелости и плохом социально-психологическом климате.
Третий признак, определяющий социально-психологический климат и влияющий на его оценку - это степень конфликтности в коллективе. Эту степень в состоянии определить каждый руководитель, так как конфликты в коллективе обычно проявляются достаточно четко. Чем выше показатель конфликтов, ссор и разногласий, тем хуже в данном коллективе социально-психологическом климат, чем конфликтов меньше, тем психологический климат благоприятнее.
По
мнению многих управленцев, одним из
способов диагностики социально-
В ходе курсовой работы, мною были проведены несколько исследований по выявлению уровня социально-психологического климата:
Приложение 1, Приложение 2.
В ходе
данного исследования было выявлено
Положительный
социально-психологический
В настоящее время существует множество стратегий по формированию благоприятного социально-психологического климата. Они включают в себя следующие мероприятия:
Последнее время психологи разработали множество социально-психологических методов для создания хорошего климата в коллективе. К ним относятся:
1. Телесная психотерапия. Она основана на признании тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в частности на том, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах, движениях. В менеджменте телесная психотерапия находит свое применение в организации на предприятиях комнат психологической разгрузки, кабин с манекенами менеджеров (для высвобождения отрицательных эмоций и т.п.)
2. Арт-терапия. Методика арт-терапии базируется на том, что внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (т.е. спонтанно). Полученные в ходе работы с группой материалы позволяют выявить степень агрессивности и других негативных чувств у людей, помогают разрешить конфликты и наладить отношения между участниками. Арт-терапия используется в области социальной реабилитации и трудовой терапии.
3. Группы «тренинга умений». Относятся к бихевиористскому направлению в психологии. В основе подхода к работе с группами «тренинга умений» положены обучающая модель, постановка целей, измерение и оценка поведения. Примером групп «тренинга умений» могут быть группы «тренинга уверенности в себе». В группах «тренинга умений» обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством и совершенствуют навыки общения [7, с.93-94].
Существует также множество других психологических методов и тренингов, направленных на создание благоприятного психологического климата. В настоящее время на многих предприятиях работают штатные специалисты-психологи, которые занимаются проведением психологических игр, тренингов, тестов, ведут работу с персоналом. Некоторые фирмы приглашают психологов со стороны на некоторое время. Это, безусловно, благотворно влияет на социально-психологический климат.
Также при управлении климатом
нужно придерживаться
Психологический климат также зависит от стиля управления: демократический стиль благотворнее всего влияет на климат, поэтому необходимо придерживаться именно этого стиля при управлении коллективом.
Внутренняя жизнь учреждения, создает благоприятные условия для согласованных действий, для установления прочных взаимных контактов, для формирования положительного климата в коллективе. Но эти возможности необходимо использовать. Одно из эффективных средств для этого – собрания, совещания, проведение совместных мероприятий, наглядная агитация. Проводить все эти мероприятий надо так, чтобы члены коллектива лучше узнавали друг друга, чтобы развивалось совместное доверие и уважение, воспитывалась ответственность за свои действия и поступки, формировалась гордость за успехи коллектива. Здесь же формируется общественное мнение, развиваются и закрепляются обычаи и традиции. Формирование положительного климата в коллективе требует глубокого знания и непрестанного изучения руководителями всех рангов подчиненных им служащих и рабочих. Сюда входит знания направленности личности, характера, темперамента, способностей подчиненых, умение учитывать индивидуальные способности людей.
Помогает лучше узнать друг друга и сплотиться, а, значит, и улучшить психологический климат, интересное совместное проведение досуга: отмечание дней рождений; проведение туристических прогулок и походов; обсуждение произведений литературы и искусства; лыжные пробежки, посещение бассейна; коллективные занятия физкультурой и спортом.
Например, на японских предприятиях рабочие приходят в субботу вместе со своими членами семьи. В цехах устанавливаются столы. Идет торжественное чаепитие. Для желающих работают кружки пения, живописи, кройки и шитья. Для детей организуются подвижные и спортивные игры. Мужчины чаще увлекаются настольными играми. Для любителей кино демонстрируются фильмы. Еженедельное совместное проведение досуга сплачивает коллектив, формирует положительный социально-психологический климат.
Например, на японских предприятиях рабочие приходят в субботу вместе со своими членами семьи. В цехах устанавливаются столы. Идет торжественное чаепитие. Для желающих работают кружки пения, живописи, кройки и шитья. Для детей организуются подвижные и спортивные игры. Мужчины чаще увлекаются настольными играми. Для любителей кино демонстрируются фильмы. Еженедельное совместное проведение досуга сплачивает коллектив, формирует положительный социально-психологический климат.