Знаки и знаковые системы в документировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Текстовое документирование является одним из самых древних способов фиксации информации. Оно возникло тогда, когда появилась необходимость передавать информацию через пространство и время. В результате текстового документирования возникает текстовой документ. Это документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.

Работа состоит из  1 файл

текст.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Картографические  знаки, как и письмо, прошли несколько  этапов в своем развитии. На древних  картах это были знаки-рисунки отдельных  объектов (гор, растительности, населенных пунктов и т.д.), в Средние века стали использоваться символические знаки для групп объектов, а начиная с середины XVIII столетия и на большинстве современных карт – условные геометрические знаки. Основными картографическими знаками являются точечные (дискретные), линейные и площадные условные знаки, а также подписи названий.

До недавних пор изобразительно-графическое  документирование (черчение, картографирование  и т.п.) осуществлялось преимущественно  в традиционной (аналоговой) форме. В настоящее время все больше распространение получают цифровые средства и методы представления научно-технической информации. В России с 1992 г. одним из основных направлений картографии стало создание цифровых карт по издательским оригиналам, полученным с помощью традиционных технологий. В начале XXI века российские картографы вплотную подошли к решению задач автоматизированного картографирования, т.е. к использованию совокупности автоматизированных процессов по созданию и обновлению топографических карт и планов. Создаются электронные карты и атласы, позволяющие эффективно управлять картографической информацией, наглядно отображать местность, производить необходимые расчеты.

Особое место  в изобразительном документировании занимает изобразительное искусство, использующее художественные образы. Лежащие в его основе образная, невербальная система знаков также позволяет говорить о «письме». Достаточно вспомнить широко распространенные термины: «иконопись», «живопись», «манера письма художника» и т.д.

Документы –  произведения изобразительного искусства  содержит информацию в форме, воспринимаемой и понимаемой человеком. Но эта информация, как и в письме, закодирована. В процессе создания художественного произведения автор в знаковой, условной форме отображает явления окружающей действительности, в форме художественного образа выражает свое понимание действительности, свой внутренний мир или мир своего сознания.

Для того, чтобы  извлечь эту информацию, необходимо владеть навыками и инструментами  ее декодирования, расшифровки. Точно  так же, как человек, не владеющий  грамотой, не сможет прочитать письмо, так и неподготовленный зритель не сможет извлечь информацию, заложенную в том или ином произведении изобразительного искусства. Причем, чем абстрактнее запечатленный на материальном носителе художественный образ, тем сложнее его «прочитать».

Кроме того, следует иметь в виду, что в изобразительном искусстве трехчленная схема «коммуникант – документ – реципиент» выступает фактически в виде двух двучленных: «коммуникант (художник) – произведение искусства» и «произведение искусства – реципиент». Иначе говоря, произведение изобразительного искусства, т.е. документ, выступает здесь не посредником, а полноценным участником коммуникативного процесса, как бы заслоняя собой его автора, который посылает свою информацию неопределенному множеству получателей, к тому же отдаленных от него неопределенным временем. В результате автор такого документа (художественного произведения) не может рассчитывать на непосредственный ответ.

В свою очередь, приемник информации (реципиент), «читая»  картину, рисунок, художественную фотографию и т.п., воспринимает их содержание на основе лично накопленного опыта и знаний, выстраивает в своем создании художественный образ в соответствии с собственным пониманием окружающего мира. Поэтому неподготовленный зритель сможет извлечь лишь малую толику информации, заложенной, к примеру, в картине художника-абстракциониста. Между тем возможность использования документированной информации, основанной на системе образных знаков (живописи, графики и др.), для человека чрезвычайно важна, поскольку она является одним из способов восприятия окружающей действительности, мощным средством эстетического воспитания.

Более того, в  современных условиях, когда обострилась  проблема ориентации в огромном объеме информации, накопленном человечеством, происходит, по наблюдениям ученых, осознание того, что необходим возврат к пониманию синтетического способа познания реальности. А это, в свою очередь, будет сопровождаться изменением графической формы фиксации информации. Произойдет смещение в сторону преобладания рисунка, поскольку он дает возможность целостного восприятия окружающей действительности и имеет большую информационную емкость. Не случайно в настоящее время большинство людей предпочитают получить информацию не из книг, а с помощью изобразительных средств.

Появились и  необходимые технические условия, возможности для реализации изменяющихся человеческих потребностей – персональные компьютеры, цветные графические  дисплей с высокой разрешающей  способностью, различные изобразительные  программы и т.д.

 

Документирование на формальных (искусственных) языках

 

Естественные  языки, несмотря на их огромное количество и высокий уровень развития многих из них, тем не менее не в состоянии  в полной мере удовлетворить многообразие человеческих потребностей. Это обусловлено появлением искусственных языков. К настоящему времени человечеством создано великое множество формальных (искусственных) языков. Условно их можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся искусственные языки, созданные для общения между людьми.

Исторически первым искусственным языком международного обращения стал воляпюк. Он был предложен  в 1879 г. И.М.Шлейером (Германия). Этот язык основывался на видоизменении слов естественных языков, которые в результате утрачивали свою познаваемость (например, английское world – vol, speak – puk, отсюда volopuk – всемирный язык). Однако воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования и не получил распространения.

Дальнейшее  конструирование языков международного обращения строилось на основе интернациональной лексики и с максимальным упрощением грамматики. Наиболее удачным языком такого рода оказался эсперанто. Его создателем был Л.М.Заменгоф (1859-1917), уроженец Белостока, входившего тогда в состав России (ныне – польский город). Заменгоф учился на медицинских факультетах университетов Москвы, Вены, Варшавы.

Эсперанто построен на основе латинского языка, из которого взято 22 буквы и к ним добавлено  лишь 6 новых букв. В отличие от естественных языков, которые, складываясь  на протяжении столетий, имеют множество правил и исключений, эсперанто графически прост. Он содержит только 16 правил и ни одного исключения. Существительные в эсперанто оканчивается на «о», прилагательные – на «а». имеется всего лишь два падежа – именительный и винительный. В эсперанто органично включены основные лексико-грамматические элементы романо-германских и славянских языков. Но при этом словарный запас эсперанто в несколько раз превышает естественные национальные языки.

Наиболее широкое  распространение язык эсперанто получил в 1920-1930-е гг. В последующем число участников эсперантского движения сократилось, хотя оставалось все же достаточно большим. В 1960-е гг. на эсперанто выходило в свет 140 периодических изданий, вещало 10 радиостанций. Эсперанто изучался в сотнях учебных заведений. На эсперанто были переведены многие классические произведения с античности до наших дней. К настоящему времени на этом языке имеется свыше 100 тыс. названий различных произведений литературы. Сейчас, по подсчетам самих эсперантистов, на их языке говорит около 3 млн. человек не менее чем в 65 странах мира. Ежегодно проводятся международные конгрессы эсперантистов.

В нашей стране эсперанто также получило определенное распределение. Достаточно сказать, что  первым литературным произведением, переведенным уже в 1888 г. на эсперанто, была повесть А.С.Пушкина «Метель». В 1896 г. впервые в мире на этом языке в Смоленске был поставлен спектакль по одной из пьес Л.Н.Толстого. В  1892 г. в Санкт-Петербурге было официально зарегистрировано первое в России общество «Эсперо», а в 1910 г. состоялся первый съезд эсперантистов России. Изданный в 1974 г. эсперанто-русский словарь содержит 40 тыс. слов. В 1979г. появилась Ассоциация советских эсперантистов, преобразованная десятилетие спустя в Союз эсперантистов. Во многих российских городах действуют эсперанто-клубы.

Воляпюк и эсперанто  оказались отнюдь не единственными  искусственными языками межнационального общения. Уже вскоре после их создания стали предлагаться и другие проекты, количество которых к 1930-м гг. достигло уже трех сотен. Среди них наиболее удачными и популярными являются: Идо, представляющий собой реформированный язык Эсперанто (предложен в 1907 г. во Франции); Окциденталь; Новиаль;  Интерлингва.

Некоторые из искусственных  языков основаны на неалфавитных системах знаков, посредством которых предлагается записывать звучащие слова. Разработано множество проектов фонетической записи языков. В их числе, в частности, Международный фонетический алфавит (МФА), представляющий собой систему знаков для точной передачи звуков любого языка. Американец М.Белл предложил своеобразную систему «видимой речи», где знаками изображается не сам звук, а то положение, которое принимают органы речи при его воспроизведении.

К настоящему времени  образовалось целое научное направление – интерлингвистика, занимающееся изучением и проектированием искусственных языков межнационального общения. В середине 1990-х гг. в университетах Турина (Италия) и Амстердама (Голландия) были даже открыты кафедры интерлингвистики и эсперантологии.

К числу искусственных  относятся также информационно-поисковые  языки (ИПЯ). Это формализованные  языки, предназначенные для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью последующего хранения и поиска. Они делятся на классификационные и вербальные. Последние, в свою очередь, подразделяются на предметизационные и дескрипторные. В вербальных ИПЯ для представления своих лексических единиц используются слова и выражения естественных языков в их орфографической форме.

Вторую группу искусственных языков составляют языки, созданные для общения человека с машиной – языки программирования, предназначенные для решения  задач с использованием математики. Их появление в середине XX столетия было обусловлено разработкой электронно-вычислительной техники.

Важнейшей предпосылкой для создания языков программирования стало изобретение так называемого  двоичного кодирования, т.е. кодирования  информации с помощью всего лишь двух символов – 0 и 1, называемых битами. Бит представляет собой наименьшую единицу информации, которая известна в природе. Таким способом стало осуществляться кодирование букв, цифр, других знаков и символов, а также изображения, звука. Причем одни и те же сведения могут быть закодированы в различных формах и, напротив, разные сведения могут быть представлены в похожей форме. Именно двоичное кодирование было заложено в конструкцию компьютеров.

Язык программирования представляет собой знаковую систему, которая используется для связи  человека с электронно-вычислительной машиной и предназначена для описания данных (информации) и алгоритма (программы) их обработки на вычислительной машине. Языки программирования занимают промежуточное положение между естественными и формализованными языками. Языки программирования и естественные языки имеют похожий грамматический строй, что находит отражение в употреблении слов естественного языка, в структуре фраз и т.п. Близость к формализованным языкам проявляется в использовании математических символов и понятий, а также в применении строгих, точно описанных правил построения и смыслового выражения текстов.

Основу языков программирования составляют алгоритмические  языки.

К настоящему времени  разработаны сотни языков программирования. Однако активно используется лишь несколько  десятков из них.

Существуют  различные классификации языков программирования. По одной из них выделяют языки низкого и высокого уровня. По другой – все языки программирования разделяют на четыре основных группы: процедурные, объектно-ориентированные, функциональные и логические.

Один из первых в истории языков программирования – Plankalkul – разработал в 1943-1945 гг. германский ученый Конрад Цузе, хотя сам изобретатель рассматривал его не в качестве языка, а как универсальную систему обозначений с целью описания любых преобразований информации.

Первыми языками  программирования были машинные языки. Программа на таком языке представляет собой последовательность машинных команд, поэтому иногда машинным языком называют систему команд для конкретных ЭВМ.

Развитие вычислительной техники привело к появлению  более сложных языков программирования, среди которых необходимо прежде всего назвать язык Assembler, содержащий символическое кодирование машинных команд.

Затем появились  языки программирования, ориентированные  на решение различных конкретных задач (эволюция языков программирования рассматривается, в частности, в работах А.Андреева, М.Плискина и др.) В 1954 г. группа разработчиков из корпорации IBM создала язык программирования Fortran (Формульный транслятор), ориентированный на проведение инженерных и научных расчетов. В 1960 г. появился язык программирования Cobol – для обработки экономической информации. Он позволяет эффективно работать с большими массивами данных, создавать прикладные коммерческие системы.

В 1958 г. была создана  первая версия языка программирования Algol, положившая начало целому семейству Algol – подобных языков. На его основе в 1970-е гг. был разработан Pascal (назван в честь английского ученого Б.Паскаля), ориентированный главным образом на обучение программированию. Вскоре он стал широко использоваться в качестве языка персональных ЭВМ.

В 1963 г. появился многоцелевой язык программирования BASIC. Длительное время он использовался в качестве языка обучения и первого языка, на котором учится программировать, пока эта роль не стала отходить к Pascal.

С расширением  сферы использования ЭВМ возникла потребность в разработке многоцелевых (универсальных) языков программирования для записи алгоритмов решения самых различных задач. В результате в 1972 г. был создан язык программирования С. В 1986 г. появилась первая версия языка С++, который продолжал совершенствоваться и далее. В частности, в 1988 г. вышла третья версия его стандарта. Этот язык стал основой для разработки современных больших и сложных проектов.

В 1995 г. появился язык Java, унаследовавший синтаксис С и С++. Спустя несколько лет, в 1999-2000 гг. в корпорации Microsoft был разработан язык С#, схожий с языком Java, но имеющий вместе с тем и отличительные особенности. С# предназначен, главным образом, для создания многокомпонентных Интернет-приложений.

Информация о работе Знаки и знаковые системы в документировании