Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью работы является исследование концепции организационной культуры, а также изучение различных моделей организационной культуры.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
изучить понятие организационной культуры;
определить структуру и функции организационной культуры
рассмотреть основные типы организационных культур;
охарактеризовать основные модели организационных культур и их влияние на эффективность деятельности предприятия;
описать действие организационной культуры на примере.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры
Понятие и сущность организационной культуры 5
Структура, функции и типы организационной культуры 7
Влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации 14
Формирование и реализация организационной культуры 20
Глава 2. Анализ формирования организационной культуры.
2.1. ООО «Торговый дом «Гекса-Юг»: историческая справка, миссия и цели организации. 25
2.2.Организационная структура ООО ТД «Гекса-Юг» 33
2.3.Организационная культура ООО ТД «Гекса-Юг» 36
Выводы и предложения. 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ПЛАН
Введение 3
Глава
1. Теоретические аспекты
Глава 2. Анализ формирования организационной культуры.
2.1. ООО «Торговый
дом «Гекса-Юг»: историческая справка,
миссия и цели организации.
2.2.Организационная структура ООО ТД «Гекса-Юг» 33
2.3.Организационная
культура ООО ТД «Гекса-Юг»
Выводы и предложения. 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Постоянные изменения во внешней среде, усложнения в производственной и коммерческой деятельности предприятий, повышение значения фактора времени, расширения пространства предприятия и увеличение объемов и скорости получения информации и новых знаний повышают значимость внутренних источников экономического роста, способных обеспечить прирост производства. Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, является организационная культура предприятия, поскольку именно она определяет, как, каким образом и какими затратами достигаются результаты его деятельности, обусловливая изменение соотношения между объемом производства и измеряемыми затратами.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации. Следовательно, организационная культура является достаточно новой и недостаточно разработанной темой. Организационная культура является оболочкой любого предприятия. Определяя состояние социальной системы, в рамках которой все факторы производства преобразуются в конечные результаты, организационная культура предприятия является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности. Актуальность выбранной темы также объясняется недостаточным вниманием к организационной культуре со стороны руководителей, занижение степени значимости организационной культуры в деятельности предприятия.
Целью
работы является исследование концепции
организационной культуры, а также
изучение различных моделей
Для реализации цели были определены следующие задачи:
Предметом исследования является организационная культура и ее влияние на эффективное функционирование предприятия.
Объектом
исследования в моей работе является организационная
культура предприятий, на примере ОАО
«Нефтяная компания «Лукойл».
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
В
современной литературе существует
довольно много определений
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации1. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах.
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
И,
наконец, третьим общим атрибутом
термина организационной
Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения (см. Приложения, рис. 1.1.).
1.2. Структура, функции и типы организационной культуры.
Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (см. Приложения, рис. 1.2.)1:
1)
поверхностный (символический)
2) подповерхностный уровень - объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3)
базовый (глубинный) уровень -
базовые предположения,
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:
Указанные
характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
По
отношению к организации
Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через разные запреты, ограничивающие нормы. Люди и организации, неукоснительно их придерживающиеся, могут в самых трудных условиях сохранить свою репутацию.
Интегрирующая (объединяющая) функция культуры чается в формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.
Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношения, контакты с внешним миром. Это является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Людям, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующих в одних и тех же ритуалах, прошедшим через обряды, легче понять друг друга и приспособиться требованиям организации.
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые условия. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, реализации.
Также, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих.
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур.
Информация о работе Анализ формирования организационной культуры