Корпоративная культура в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание

Корпоративная культура все чаще используется как инструментарий для повышения эффективности деятельности предприятия. В последнее время появилось множество трудов, посвященных этой теме. Частичный их анализ и дальнейшее приложение теоретических аспектов корпоративной культуры для анализа организационной культуры предприятия ООО «Челконсалтинг» и разработки рекомендаций по ее улучшению является целью данной курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Теоретические основы корпоративной культуры…………………5
1.1 Понятие корпоративной культуры…………………………………………5
1.2 Формирование корпоративной культуры………………………………...10
1.3 Структура корпоративной культуры……………………………………...14
ГЛАВА 2.Анализ корпоративной культуры на примере предприятия «Челконсалтинг»………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика предприятия «Челконсалтинг»…………………………17
2.2 Определение классификационной принадлежности корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»……………………………………..20
2.3 Анализ структурных и содержательных элементов корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»……………………………………..25
ГЛАВА 3.Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»…………………………………………………30
3.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»………………………………………………….30
3.2 Цели формирования корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»………………………………………………………………...33
3.2 Разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры «Челконсалтинг»……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Все действие директора предприятия  организационного характера направлены на:

1) обеспечение более эффективного  объединения людей для достижения  общей цели через рациональную  организацию коммуникаций;

2) обеспечение условий, необходимых  для раскрытия трудового и  личностного потенциала сотрудников;

3) создание условий для проявления инициативы.

Оценка деятельности сотрудников  зависит от общего результата и личного  вклада сотрудника. Фонд заработной платы на предприятии «Челконсалтинг» формируется пропорционально объему выручки. При прочих равных условиях существует фиксированный процент от общего ФЗП, получаемый каждым из сотрудников:

1) Директор – 25%

2) Финансист-аналитик – 20%

3) Главный бухгалтер – 20%

4) Консультант по техническим  вопросам – 17,5%

5) Консультант по юридическим  вопросам – 17,5%

Однако, значительное увеличение вклада любого из работников не останется незамеченным директором предприятия.

Организация обладает высокой адаптивностью, т. к. каждая группа содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения. Корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг» характеризуется продуктивными и легкими отношениями между сотрудниками, причем взаимоуважение основано на способностях, а не на поле и возрасте.

Корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг» также имеет свойства, негативно сказывающиеся на деятельности предприятия:

  1. Трудности управления подвижной организацией.

Если ресурсы станут менее доступны, директор начнет испытывать необходимость  контролировать работу и результаты, негативно влияя при этом на ценности корпоративной культуры. Мораль группы в этом случае будет падать, работа - приносить меньше удовлетворения, и сотрудники начнут действовать в своих личных интересах. Это сделает необходимым установление определенных правил и процедур работы. В этом случае у корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг» может возникнуть тенденция перехода от культуры задачи к ролевой культуре или культуре власти.

  1. трудности достижения и поддержания профессионализма.

В этой связи директором предприятия организуются различного рода семинары по разнообразным тематикам, проводимым как на своей территории с приглашением внешнего тренера, так и на территории обучающих центров. Особая роль отведена самостоятельному образованию сотрудников, что требует от них определенных качеств и навыков, а также обеспечения условий для самостоятельного образования (с этой целью на всех компьютерах в офисе предприятия «Челконсалтинг» установлена сеть Internet, а также имеется небольшая библиотека).

Корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг», в рамках которой делается акцент на коллектив, возможности специалистов, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей, согласуется с современными тенденциями к изменениям и адаптации, индивидуальной свободе и низкому различию статуса, хотя данная культура и не является универсальной.

По степени  общности

Корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг» относится к доминирующей корпоративной культуре, хотя правильнее было бы определить ее как тотальную в виду отсутствия субкультур. Этот факт обуславливает малая численность персонала (5 человек), т.к. человек, не разделяющий ценностей корпоративной культуры данного предприятия в конечном итоге покидает его.

По степени  интенсивности поддержания ценностей

Для определения принадлежности корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг» по степени поддержания ценностей следует проанализировать ее по нескольким критериям:

1. «Глубина» корпоративной культуры, определяемая количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками.

Корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг», несмотря на небольшой срок деятельности предприятия (5 лет) уже успела укорениться в представлениях и взглядах сотрудников предприятия, как на поверхностном уровне (внешний имидж предприятия, стиль одежды и поведения), так и на внутреннем (общие ценности, девизы, мероприятия).

2. Степень разделения корпоративной культуры членами организации.

В этой связи, как было отмечено ранее, можно утверждать полное принятие всех аспектов корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг» всеми его сотрудниками, и, как следствие отсутствие субкультур.

3. Ясность приоритетов, создаваемая высшим.

Культура задачи, к  которой принадлежит корпоративная культура предприятия «Челконсалтинг» предполагает осуществление постановки целей и задач директором предприятия для дальнейшего их решения всем коллективом, что требует предоставления сотрудникам предприятия полной информации по рассматриваемым вопросам и разграничение приоритетов деятельности. Вовлечение сотрудников в разработку проектов и оказание услуг осуществляется на всех стадиях работы предприятия.

Таким образом, исходя из анализа факторов «силы» корпоративной  культуры, организационная культура предприятия «Челконсалтинг» принадлежит к умеренно сильному типу, которому свойственны укорененные, поддерживаемые и широко распространенные ценности. Но небольшой срок осуществления деятельности предприятия указывает на тенденцию дальнейшего укрепления корпоративной культуры по мере работы, если курс формирования корпоративной культуры не изменится посредством воздействия руководства.

Известно, что недостатком  сильной корпоративной культуры является ее сопротивление всем нововведениям. Но данное явление не наблюдается  в корпоративной культуре предприятия «Челконсалтинг», что обусловлено ее построением по типу культуры задачи и ценностями предприятия, предполагающими открытость всему новому.

По характеру  влияния корпоративной культуры на результаты деятельности предприятия

Корпоративная культура ООО «Челконсалтинг» является позитивной, т.к. она оказывает стимулирующее воздействие на деятельность организации и развитие последней.

Корпоративную культуру предприятия «Челконсалтинг» можно характеризовать как личностно-ориентированную (стимулирующую раскрытие потенциала личности в рамках коллективных интересов), интегративную (вбирающую в себя все лучшие качества корпоративных культур передовых организаций) и стабильную (разделяемую всеми сотрудниками и на этой основе глубоко проникающую во все их действия, хотя и трансформирующуюся периодически под воздействием адаптации к внешней среде и новым задачам).

 

2.3 Анализ структурных и содержательных элементов корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»

Для анализа структурных  элементов корпоративных культур предприятия «Челконсалтинг» были использованы следующие методы исследования:

1) Наблюдение;

2) Интервью с директором  предприятия;

3) Опрос членов производственной  группы;

4) Анализ производственной  документации, отражающей характер  активности и результаты деятельности  группы.

Таким образом, были выделены и проанализированы следующие уровни корпоративной культуры данного предприятия:

1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами).

Здесь в наибольшей степени  применяется метод наблюдения, особенно первичного.

На поверхностном уровне можно отметить следующие характеристики корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг»:

◙ Непосредственные и  легкие взаимоотношения между сотрудниками;

◙ Универсальный молодежно-деловой  стиль одежды (джинсы, свитера и  рубашки);

◙ Харизматичная и располагающая к себе личность директора предприятия, создающего впечатление простого в общении человека и высоко эрудированного профессионала;

◙ Демократический стиль  руководства;

◙ Относительно свободный  график работы.

2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации).

Для анализа этого  уровня использовались все вышеперечисленные  методы исследования корпоративной  культуры и выявлялись следующие  ценности и верования, присущие корпоративной  культуре.

В корпоративной культуре предприятия «Челконсалтинг» такими ценностями и верованиями являются:

◙ уважение достоинства  и умений каждого за счет поощрения  высокого уровня производительности и  совместной работы;

◙ поощрение свободного обмена информацией, высокой ответственности руководителей за развитие своих подчиненных;

◙ поощрение инициативы и оправданного риска каждого  работника, поддержка взаимного  уважения и человеческого достоинства;

◙ стимулирование индивидуальных способностей через надлежащее обучение и повышение квалификации, распределение ответственности;

◙ обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников;

◙ уважение прав личности;

◙ широкие внутрифирменные  связи;

◙ честность;

◙ идентификация с  фирмой;

◙ простота организационного устройства.

3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения).

На предприятии «Челконсалтинг» в рамках корпоративной культуры предусмотрены следующие верования и предположения данного уровня:

◙ лидер, который доверяет другим и в которого верят;

◙ особое внимание уделяется  людям и производительности;

◙ особое чувство удовлетворенности  и принадлежности, присущее всем;

◙ общий эмоциональный  подъем, касающийся работы и будущего;

◙ чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.

Все элементы корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг», проанализированные выше на трех уровнях являются субъективными.

Среди объективных элементов можно отметить:

1) В корпоративной культуре предприятия «Челконсалтинг»:

◙ Расположение офиса  в центре города.

◙ Скромное, но высоко функциональное оформление офиса.

◙ Наличие необходимого компьютерного оборудования (2 единицы), оргтехники (принтер, сканер и пр.) и  оборудования, способствующего созданию комфортных условий труда (вентилятор, обогреватель).

◙ Наличие и расположение стандартной офисной мебели формирует  два рабочих места, оборудованных  компьютерной техникой и место директора. Также имеется большой шкаф для  хранения документов, спецлитературы и архива и небольшой угловой стол с несколькими единицами посуды для организации обедов и чаепитий.

◙ Наличие охраняемой стоянки перед входом в офисное здание.

Фундаментальные ценности, выраженные в материальных образах могут быть представлены в следующем виде:

1. Символ — это объект, действие или событие, доносящее до людей важнейшие ценности организации.

На предприятии «Челконсалтинг» разработан и зарегистрирован в соответствующих органах фирменный знак и печать, способствующие идентификации сотрудников с организацией и, в связи с этим, поддержанию корпоративной культуры.

Данные символы носят  официальный характер и необходимы для успешной деятельности предприятия, в целом. Примерами менее формальных символов, в большей степени отражающих ценности корпоративной культуры предприятия «Челконсалтинг», являются разработанные для размещения рекламы в будущем буклеты, ориентированные на развитие внешних элементов корпоративной культуры и символизирующие возможности быстрого и качественного оказания консалтинговых и проектных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса.

2. Предания — это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации.

На предприятии «Челконсалтинг» имеют место определенные истории, ставшие легендами, которые, в основном, носят комический характер. Подобные истории, как правило, не характеризуются значительной ценностной ориентацией, поэтому это можно отметить, как определенный пробел в построении корпоративной культуры.

3. Герой — человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры.

Образцом для подражания на предприятии «Челконсалтинг» является директор – Романов Александр Вячеславович, сочетающий в своей личности большинство ценностей, провозглашенных в рамках корпоративной культуры. Это наиболее образованный и эрудированный человек на предприятии: два диплома о высшем образовании по специализациям «маркетинг» Челябинского государственного университета и «обоснование инвестиционных проектов» Томского государственного университета, а также кандидатская степень в области экономических наук. Кроме того, директор предприятия «Челконсалтинг» обладает набором личностных качеств, позволяющих эффективно согласовывать действия сотрудников предприятия для достижения общей цели. За небольшой промежуток времени функционирования предприятия пока не накопилось большое количество историй, ярко демонстрирующих ценностную ориентацию действий руководителя, хотя факт его высокого авторитета на предприятии «Челконсалтинг» является неоспоримым.

Информация о работе Корпоративная культура в организации