Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Введение………………………………………………..……………………....2
1.Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры..…..….4
1.1 Сущность понятия корпоративная и организационная культура..……..4
1.2 Элементы организационной культуры……………………….…………..6
1.3 Процесс создания корпоративной культуры…………………….………9
2. Оценка влияния корпоративной культуры на деятельность
Организации………………….……………………………………………….15
2.1 Основные пути влияния……………………………………………….…15
2.2 Проблемы внедрения корпоративной культуры………………………..23
2.3 Факторы, влияющие на корпоративную культуру……………………..26
2.4 Эффект от внедрения организационной культуры………………….….28
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………..38
Ни один из этих компонентов
в отдельности не может быть отождествлен
с культурой организации. Однако
в совокупности они могут дать
довольно полное представление об организационной
культуре. Многие компоненты культуры
трудно обнаружить постороннему человеку.
Можно несколько недель провести
в организации, но так и не понять
основных положений культуры, управляющих
поступками людей. Каждый сотрудник, приходя
в организацию, проходит через определенную
процедуру организационной
1.3 Процесс создания корпоративной культуры
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая -- это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая -- это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
Процесс внешней адаптации
и выживания связан с поиском
и нахождением организацией своей
ниши на рынке и ее приспособлением
к постоянно меняющемуся
- миссия и стратегия
(определение миссии
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками);
- средства (ресурсы, используемые
для достижения целей;
- контроль (установление
индивидуальных и групповых
- корректировка поведения
(создание системы поощрения и
наказания, увязанной с
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1. Выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации.
2. Разрабатывать пути
и способы измерения
3. Находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей[7].
На формирование организационной
культуры, ее содержания и отдельных
параметров влияет ряд факторов внешнего
и внутреннего окружения, но на всех
стадиях развития организации личная
культура ее руководителя (его личная
вера, ценности и стиль поведения)
во многом определяют культуру организации.
Особенно сильным такое влияние
бывает в том случае, если организация
находится в стадии становления,
а ее руководитель обладает выдающимися
личностными и
Формирование в организации
определенной культуры связано со спецификой
отрасли, в которой она действует,
со скоростью технологических и
других изменений, с особенностями
рынка, потребителей и т.п. Известно,
что компаниям отраслей "высокой
технологии" присуще наличие культуры,
содержащей "инновационные" ценности
и веру "в изменения". Однако
эта черта может по-разному
проявляться в компаниях одной
и той же отрасли в зависимости
от национальной культуры, в рамках
которой организация
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами[1, с. 138]:
- "глубиной";
- той степенью, в какой
ее разделяют члены
- ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной
культуры определяется
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только
создает преимущества для организации,
но может также выступать
Среди методов поддержания организационной культуры следует отметить следующие[11]:
1. Декларируемые менеджментом
лозунги, включающие миссию, цели,
правила и принципы
2. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
3. Внешние символы, включающие
систему поощрения, статусные
символы, критерии, лежащие в основе
кадровых решений. Культура в
организации может проявляться
через систему наград и
4. Истории, легенды, мифы
и обряды, связанные с возникновением
организации, ее основателями
или выдающимися членами.
5. Что (какие задачи, функции,
показатели и т.д.) является предметом
постоянного внимания
6. Поведение высшего руководства
в кризисных ситуациях. В
7. Кадровая политика организации.
Определяющее влияние на организационную культуру оказывают действия высших руководителей. Их поведение, провозглашенные ими лозунги и нормы, а главное -- организационные ресурсы, направленные на их реализацию и утверждение в сознании членов организации, становятся важнейшими ориентирами поведения работников, которые нередко служат более важным фактором организации поведения, чем формализованные правила и требования[11].
При всей важности организационной
культуры для эффективного функционирования
предприятия, её изучение, измерение
и оценка представляют значительную
сложность. Как правило, изучение и
обобщение конкретных проявлений организационной
культуры является долгим и трудоёмким
процессом, который включает анализ
всех семи указанных выше факторов.
Нередко организационную
2. Оценка влияния корпоративной культуры на деятельность организации
Существует ряд подходов, определяющих влияние культуры на организацию [17].
Модель Сате. Влияние культуры на организационную жизнь В. Сате рассматривает через семь процессов:
- кооперация между индивидами и частями организации;
- принятие решений;
- контроль;
- коммуникации;
- посвященность организации;
- восприятие организационной среды;
- оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса
корреспондируются с первым, поверхностным
уровнем организационной