Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Введение………………………………………………..……………………....2
1.Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры..…..….4
1.1 Сущность понятия корпоративная и организационная культура..……..4
1.2 Элементы организационной культуры……………………….…………..6
1.3 Процесс создания корпоративной культуры…………………….………9
2. Оценка влияния корпоративной культуры на деятельность
Организации………………….……………………………………………….15
2.1 Основные пути влияния……………………………………………….…15
2.2 Проблемы внедрения корпоративной культуры………………………..23
2.3 Факторы, влияющие на корпоративную культуру……………………..26
2.4 Эффект от внедрения организационной культуры………………….….28
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………..38
Сущность процесса контроля
заключается в стимулировании действий
в направлении достижения поставленных
целей. В природе управления существуют
три механизма контроля: рынок, администрирование,
клановость. Обычно в организациях
присутствуют все три механизма
сразу, но в разной степени. При рыночном
механизме контроля полагаются в
основном на цены. Лежащее в основе
этого предположение
Административный механизм
контроля строится на формальном авторитете.
Сам процесс состоит в
- сверху виднее, какими
мерами достичь желаемого
- работники подчиняются
без вопросов в пределах
Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях. Именно из них исходят члены организации при осуществлении своих действий. Предполагается также, что работники достаточно привержены организации, знают, как действовать в рамках данной культуры. По мере роста и развития организации клановый механизм заменяется административным, а затем и рыночным.
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое - это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе - разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других - наоборот.
Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие индивидом
организационной реальности или
то, что он видит, обусловлено в
значительной мере тем, что говорят
об увиденном его коллеги, разделяющие
с ним один и тот же опыт. Культура
влияет на этот процесс, обеспечивая
членов организации общей
Культура помогает людям
в организации действовать
Модель Питерса-Уотермана. Авторы известного бестселлера «В поисках успешного управления» Т. Питерс и Р. Уотерман обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
- вера в действия;
- связь с потребителем;
- поощрение автономии и предприимчивости;
- рассмотрение людей как
главного источника
- знание того, чем управляешь;
- не заниматься тем, чего не знаешь;
- простая структура и
немногочисленный штат
- одновременное сочетание
гибкости и жесткости в
Вера в действия. Согласно этой ценности решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя для таких фирм составляет сердцевину их организационной культуры.
Автономия и предприимчивость.
Компании, борющиеся с недостатком
нововведений и бюрократией, «делятся»
на более мелкие управляемые части
и предоставляют им, а также
отдельным индивидам
Производительность зависит
от человека. Данная ценность провозглашает
человека наиболее важным активом организации.
При этом эффективность организации
измеряется через удовлетворенность
ее членов. Вера в то, что отношение
к людям с уважением и
Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний ожидается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Эти фирмы не приемлют диверсификации в сторону от основного бизнеса.
Простые структуры и мало управленцев. Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне. Положение менеджера в таких компаниях определяется не количеством его подчиненных, а его влиянием на дела организации и, главное, на ее результаты. Согласно этой культурной ценности, менеджеры больше ориентируются на уровень выполнения подчиненными своей работы, а не на наращивание своих штатов.
Одновременная гибкость и
жесткость в организации. Парадокс
этого атрибута организационной
культуры успешных компаний разрешается
следующим образом. Высокая организованность
в них достигается за счет того,
что все работники понимают и
верят в ценности компании. Это
их жестко связывает и интегрирует.
Гибкость обеспечивается посредством
сведения к минимуму «руководящих»
вмешательств и минимизации числа
регулирующих правил и процедур. Это
поощряет новаторство и стремление
брать на себя риск. В итоге жесткая
структура разделяемых
Питерс и Уотерман утверждают,
что успешно действующие
1. Успешно действующие
компании стараются на деле
реализовать свои ценности, что
Питерс и Уотерман назвали
«смещение в сторону действия».
2. Второй набор ценностей
задаётся характером миссии
Питерс и Уотерман подчёркивают, что любой компании необходимо «придерживаться основ», что означает заниматься теми видами бизнеса, которые она знает лучше всего. Это также означает установление тесных отношений с потребителями и принятие норм, ориентированных на запросы потребителей, для улучшения конкурентной позиции компании.
3. Третий набор ценностей
связан с операциями
Так, некоторые организации
стараются иметь ценности, демонстрирующие
их инвестиции в человеческие ресурсы,
направленные на увеличение профессиональной
ценности сотрудников и оказание
им помощи в стремлении к успеху.
Поощрение сотрудников
Модель Парсонса. В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели - AGIL:
- адаптация;
- достижение целей;
- интеграция;
- легитимность.
Суть модели состоит в
том, что для своего выживания
и процветания любая
Данная модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха.
Модель Квина-Рорбаха. Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизированы Р. Квином и Дж. Рорбахом в их модели «Конкурирующие ценности и организационная эффективность», объясняющей влияние тех или иных групп ценностей на организационную эффективность. В развитие модели AGIL было предложено рассматривать это влияние не в одном, а в трех измерениях. Поэтому использовалась модель так называемых «конкурирующих ценностей».
Данная модель включает следующие три измерения:
- интеграция-дифференциация:
относится к проектированию
- внутренний фокус-внешний
фокус: данное измерение
- средства/инструменты-
Данная модель описывает
ценности культуры организации в
связи с каждым отдельным подходом
к определению эффективности
и сопоставляет перспективу одного
подхода со всеми другими. Измерение
конкурирующих ценностей в