Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 10:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследования современного состояния российской модели управления и поиск путей ее совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Основные модели управления: место российской (русской) модели управления 4
1.1. Понятие и виды моделей управления 4
1.2. Новая модель управления для XXI века 9
1.3. Парадокс русского управления: неэффективность и результативность 20
Глава 2. Современное состояние и пути совершенствования российской (русской) модели управления 23
2.1. Конкуренция жизни и смерти 23
2.2. Управление ресурсами 24
2.3. Управление свободой 25
2.4. Маятниковое управление 26
2.5. Будущее российского бизнеса 28
Заключение 29
Список использованной литературы 31
СОДЕРЖАНИЕ
Почему управленческие приемы, дающие превосходные результаты на Западе, плохо приживаются в России? Редко услышишь такой аргументированный и захватывающий ответ на этот вопрос, как у экономиста из Ярославля Александра Прохорова.1 Но его книга интересна не только этим. Она помогает понять, как соединить с российскими традициями современные бизнес-принципы
На одной из конференций, посвященных проблемам управления организацией, у участников возник вопрос: "Почему в условиях повсеместного стремления российских менеджеров к повышению уровня своей профессиональной подготовки управление компанией, бизнесом, персоналом по-прежнему для многих из них связано с большими трудностями?" Ответ, который был найден во время дискуссии, оказался неожиданным и простым.
Во-первых, потому, что, изучая западные модели управления, наши менеджеры не могут найти им применения на практике. Эти модели в условиях нашего бизнеса просто не работают. Причин тому несколько. Одна из них - разница в способах реализации тех или иных моделей управления отечественными и западными бизнесменами. По сути, речь здесь идет о "российской модели управления", которая по многим позициям отличается от западной и восточной моделей. Но именно она учитывает существенные особенности, понимание которых позволяет эффективно управлять бизнесом в российских условиях2.
Во-вторых, как это ни странно прозвучит, в России в отличие от Запада главная роль отводится топ-менеджменту и его организаторскому потенциалу (топ-менеджеры выступают руководителями при достижении корпоративных целей компании).
Целью данной работы является исследования современного состояния российской модели управления и поиск путей ее совершенствования.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
1. Дать понятие и рассмотреть виды моделей управления;
2. Охарактеризовать парадокс русского управления;
3. Исследовать современное состояние и пути совершенствования российской (русской) модели управления.
Вторая глава настоящего исследования будет основываться на анализе монографии А.Д. Прохорова «Русская модель управления»3.
Категория
"модель управления" является одной
из ключевых в науке и практике
управления. Это обусловлено тем,
что любой руководитель стоит
перед самыми животрепещущими вопросами:
как управлять вверенным
Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а эволюция. Модель управления вынашивается и формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не "чужеродной", а только "родной", органичной и соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная модель прививается.5
Под "моделью" вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле "модель" - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Модель - это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет. И управленческая, экономическая модель не является исключением. В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления и насколько эффективно она позволяет воздействовать на управляемый объект.
Весьма часто бывает так, что реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, делается прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.
Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.
В соответствии со сложившейся практикой модель, которая руководителю или управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть, во-первых, взята уже готовой, имея в виду, что мировой и отечественный опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, можно сконструировать модель по "методу сборки" из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, можно выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из неё нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; в-четвертых, можно создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.
Следует подчеркнуть емкость, многогранность и комплексность самого понятия "модель управления". Оно имеет сложную внутреннюю структуру, элементы которой имеют разную способность влиять на идентификационные (сущностные) признаки самой модели, но будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, обуславливают не только прямое, но и синергическое воздействие на эффективность модели.
Задача описать модель управления, например, народного хозяйства страны, региона, народнохозяйственного (отраслевого) комплекса, и даже муниципального образования или корпорации, во всей полноте и широте внешних и внутренних связей, представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора - политическая, экономическая, социальная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная - и связанные с ней критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.
Можно
выделить следующие основные критерии
классификации и
Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели: 1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель; 2) мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель; 3) комбинированная модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели.
Удельный вес элементов каждой модели может меняться в зависимости от типа преобладающего труда, менталитета наемной рабочей силы и уровня управленческой культуры, которые характерны для данной организации.
Жесткая модель как историческая предшественница мягкой модели наиболее известна и наиболее распространена в мире. Правда, по мере того, как усложняется производство, растет менталитет наемной рабочей силы, накапливается опыт управления и упрочивается управленческая культура, по мере того, как совокупный труд более высокого порядка вытесняет совокупный труд более низкого порядка, мягкая модель постепенно вытесняет жесткую.
Анализируя
основные модели управления: англо-американскую,
немецкую, японскую модель и российскую
(так называемую предпринимательскую
модель, характерную для стран с переходной
экономикой), можно сделать вывод, что
они по-разному подходят к проблеме трудовой
мотивации (табл. 1), эти модели рассмотрим
с точки зрения возможностей для развития
трудовой мотивации. Наименее пригодной
для построения систем соучастия является
англо-американская модель, ориентированная
на собственника. Управление трудовой
мотивацией в рамках этой модели возможно
путем наделения работников акциями и,
следовательно, включением их в число
собственников. Однако внутри круга собственников
наблюдаются значительные противоречия.6
Таблица 1.
Сравнительные
характеристики моделей управления
Характеристики
моделей |
Англо-
американская |
Немецкая | Японская | Российская |
Система
ценностей |
индивидуальная
свобода выбора |
взаимодействие
и согласие |
взаимодействие
и доверие |
неопределенная |
Роль
трудового
коллектива |
пассивная | активная | активная
сопричастность |
экстримальное
реагирование |
Основной
способ финансирования |
фондовый
рынок |
банки | банки | за счет
близости к власти |
Временной
горизонт инвестирования |
краткосрочный | долгосрочный | долгосрочный | сиюминутный |
Стоимость
капитала |
высокая | средняя | низкая | неопределенная |
Рынок капитала | высоколиквидный | ликвидный | относительно
ликвидный |
неликвидная |
Оплата
менеджмента |
высокая | низкая | с высокой
дисперсией |
Информация о работе Модель управления в России: состояние и пути совершенствования